
Воскресенская церковь села Пятницкое - оригинальный и интересный памятник в стиле ампир, редкий для Весьегонского района Тверской области. Трехпрестольная церковь построена в 1832-1842 гг. на средства прихожан на месте сгоревшей. Главный престол был посвящен Воскресению Христову, два боковых - Печерской иконе Божией Матери и Воздвижению (южный) и святым Иоанну Лествичнику и Александру Невскому (северный). В 1899 году церковь была расписана.
В 2007 году состояние памятника было катастрофическим. Более поздних исследований его нами не проводилось.
Церковь стоит в центре большой квадратной площади с рыхлой сельской застройкой. Приведем фотографии из ее паспорта (А.А. Галашевич, 1975), на которых это здание было еще сравнительно сохранным:
Здесь видно, насколько далеко от ампирных канонов отошло воплощение этого проекта (скорее всего, губернского архитектора И.Ф. Львова) на местности - в глухом углу Весьегонского уезда. Церковь строилась в условиях недостатка средств, потолки сделаны подшитыми, а в размещении вертикалей центрический, в общем-то, храм следует обычной "кораблевой" схеме. По центральной оси с запада на восток расположены колокольня, центральная световая глава и небольшая главка над главным алтарем.
Вид на нее с востока:
Самой странной частью здания является колокольня, сооружение явно предполагавшееся несколько иным. Но местные каменщики умели строить ротонды только такими. В облике Пятницкой колокольни есть общее с некоторыми другими колокольнями в уезде этого времени, в частности, в храмах в Титовском и Туханях.
Состояние здания и в 1970-х гг. было настолько плохим, что даже склад из нее тогда уже вывели. В конце 1980-х гг. рухнули деревянные перекрытия под ветхой кровлей, позже рухнула и кровля:
Потолки были проблемным местом здания еще до революции - их несколько раз чинили, в результате чего росписи церкви очень поздние. Тем не менее, здесь работал художник, который смог, используя гравюры Ю. Шнорр фон Карольсфельда и Г. Доре, создать хороший ансамбль монументальной живописи, один из самых впечатляющих в окрестностях Весьегонска, впечатляющий еще и тем, что живопись держится практически под открытым небом.
Живописная программа очень архаична для своего времени, более она характерна для 2 четверти, чем для конца XIX в. Центральный купол маловат и темен, его живописное оформление - евангелисты в медальонах:
Очень хороши и отличаются подлинной момунентальностью композиции на стенах и столпах. Размещенные в два яруса, с вышедшими в основном из моды разделительными гризайлями:
Самое ответственное место (и самое сохранное - потому что над ним устроен свод) - в главном алтаре, где помещено "Воскресение Христово":
Рука хорошего мастера-монументалиста видна еще в нескольких композициях: "Христос у Марфы и Марии", "Христос и Самарянка", "Благовещение", "Суд Каиафы", А также в фигурах отдельных святых. В том числе в этом настолпном изображении, где помещены, скорее всего, Михаил Тверской и какая-то святая - хочется предполагать, что Анна Кашинская, но в тот момент она не была еще официально восстановлена в почитании.
Не все композиции равноценны. Встречаются (особенно в закрытых угловых объемах над боковыми алтарями) и сравнительно слабые по рисунку. Но в целом - это один из лучших памятников монументальной живописи своего времени и, необходимо отметить, один из лучших ансамблей в Тверской области вообще. К огромному сожалению, спасти эту живопись на месте едва ли возможно...
Павел ИВАНОВ, фото автора, 2007
Источник