Геральдический Петербург (heraldic_spb) wrote in arch_heritage,
Геральдический Петербург
heraldic_spb
arch_heritage

Categories:

Петербург: набережная канала Грибоедова, 2-а

Этот орел почти ниоткуда не виден целиком, во всяком случае - летом: его, пусть и частично, заслоняет листва высоких деревьев, растущих в ограде. Да и адрес, по которому числится здание, едва ли что-то скажет даже коренному петербуржцу. Проще пояснить, что найти его можно, если, идя от Невского по правой стороне канала Грибоедова, обогнуть Храм Спаса-на-Крови. Здесь, между Конюшенным и Театральным мостами, на стыке канала и Мойки, и находится комплекс зданий, в числе которых - возведенная в 1915 году Школа народного искусства императрицы Александры Федоровны (чуть старше нее - приземистая часовня Иверской иконы Божьей матери, за которой и возвышается четырехэтажный школьный корпус).

Патронаж Императорского Женского патриотического общества (к которому принадлежала школа) и самой царицы были достаточными основаниями для того, чтобы фасад главного здания школы, выходящий на Мойку (и лучше всего видный с противоположной стороны Мойки, от Марсова поля) был украшен российским государственным орлом.



И стилистически, и геральдически орел уподоблен своим прототипам первой половины 18-го века, ведь и само здание отстроено в духе петровского барокко. Вот почему всадник на груди орла обращен вправо при виде от зрителя (в 1857-ом государственный герб был изменен, так что на момент строительства школы гербовый Св. Георгий уже более полувека поражал змия, скача в другую сторону - влево от смотрящего на герб).

Трудно с точностью указать автора этой геральдической стилизации, поскольку у здания школы несколько отцов-архитекторов: Леонтий Бенуа, Николай Е. Лансере (к слову, брат Зинаиды Серебряковой) и Иннокентий Беспалов (или Безпалов: так, на старый манер – и не вполне верно с точки зрения современной орфографии - его фамилию отчего-то пишут и поныне). Впрочем, известно, что автором фасада является именно Евгений Николаевич Лансере. Быть может, он создал и эскиз орла.



Увы, действительно знаменитым фасадом работы архитектора-«мирискусника» Лансере стал не этот, малозаметный школьный, а совсем другой. Арестованный ОГПУ в 1931 году по обвинению в «шпионаже в пользу Франции», Лансере был не расстрелян, но превращен в зэка «архитекторской шарашки», которую советская тайная полиция держала для собственных нужд. Контора называлась «Особое конструкторско-техническое бюро технического отдела НКВД». В числе подневольных работ Николая Евгеньевича – проекты жилых домов и отделки кабинетов, дач, домов отдыха, пароходов и яхт для ОГПУ-НКВД. Ненадолго выпущенный в 1935 году из заключения, архитектор в 1938-ом был вновь арестован, подвергнут пыткам, а еще тремя годами позже умер в Саратове, не выдержав условий лагерного этапа.

Созданный по его проекту фасад «Большого дома» на Литейном проспекте до сих пор приводит в восхищение поклонников советского конструктивизма. Штаб-квартира ОГПУ-(…)-ФСБ на Литейном, 4 – и вправду один из самых выразительных памятников, воспевающих торжество нового рабовладельческого класса.

Заключенный Лансере оставил рисунок, запечатлевший строительство этого чекистского "зиккурата". Сегодня он хранится в музее петербургского научно-информационного центра «Мемориал». В цифровой on-line коллекции музея можно увидеть еще несколько тюремных работ Николая Евгеньевича.



* * *

От автора:
Все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудом (и фотокамерой) tat_dt.

Tags: Санкт-Петербург, города
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments