В первой части речь шла о загадочном проекте Щусева – восстановление города Истры, 1942.
Там кроме торжественного Дома Советов, явно срисованного со стокгольмской ратуши - (спасибо mac_u_ser за наводку - http://arch-heritage.livejournal.com/1522838.html?thread=11276438#t11276438) – имелись еще деревянные двухэтажные домики с резьбой и – что самое странное ! - роскошная деревянная турбаза. Возник вопрос – «Какое же это ведомство могло обременить Щусева проектированием туристских комплексов в 1942 году? И на кой ляд?»
Эта турбаза была опубликована в сборнике «Архитектура СССР» в №4 , 1943 г. Там было сказано: «При восстановлении города Истры основными факторами его развития являются по-прежнему те его природные данные, которые в высшей степени благоприятствуют курортно-дачному и туристическому строительству»
Так Истра, как пример курортно-дачного восстановительного строительства вошла в советские книги по истории архитектуры.
Но ведь абсурд полный!
В 1942 году! В двух шагах от стабилизировавшегося на годы фронта, который еще неизвестно в какую сторону двинется, Щусев проектирует лыжный курорт! Кто мог ему такое приказать? Кто – понятно, Щусев работал на НКВД. Непонятно – зачем.
Теперь, кажется что-то прояснилось.
Оказалось, что в 70-е годы под Истрой находилась дача Военно-дипломатической академии Советской армии – учебного центра ГРУ.
Вот цитата из книги Виктора Суворова «Аквариум»:
«Широкое озеро в лесу. По берегам камыш. Над обры¬вом березовая роща. Там, за высоким забором, наша дача. Крошечный пляж. Лодки вверх дном. На другом берегу тоже какие-то дачи бревенчатые. Тоже за зелеными заборами. Тоже под охраной. Зона тут особая. Дачи. Но дачи только для ответственных товарищей. Ив Эту дачную зону совсем не легко попасть. Дубовые рощи. Озера. Густые леса. Кое-где красные крыши. И вновь зеленые заборы. Проехать к нашему озеру только по одной дороге можно. Других путей нет. Как ни крути вокруг, а все время будешь в зеленые заборы упираться. За нашими заборами тоже чьи-то дачи. Кто-то там по волейбольному мячику стучит. Но нам не положено знать, кто там стучит. А ему к нам не положено загля¬дывать. А слева у нас забор выше, чем справа. Из-за того Забора по вечерам музыка доносится. Очень при¬ятная мелодия. Танго.
Дача у нас большая. Тут нас живет 23 человека. Но места хватило бы и на тридцать. У каждого по маленьной комнатке. Бревенчатые сосновые стены. Запах смо¬лы. Маленький пейзажик на стене. Огромная мягкая кро¬вать. Книжная полка. Внизу холл с большим азиатским ковром. Мы встаем, когда хотим. И делаем, что нравит¬ся. Завтрак сытный. Обед скромный. Ужин роскошный. Вечерами мы сидим у камина. Мы пьем. Травим байки. Мы все в прошлом офицеры средних этажей советской военной разведки. В группе один подполковник. Два майора. Один старший лейтенант. Остальные капитаны. Один из нас в прошлом летчик-истребитель. Двое ра¬кетчиков. Один десантник. Один командир ракетного катера. Военный врач. Военный юрист. В общем, очень цветастый букет. Мы пришли от разных начальников. Каждый из нас по каким-то причинам попал в фарватер какого-нибудь военного разведчика дивизионного, армей¬ского или более высокого уровня. Каждого из нас кто-то отбирал в свою персональную группу. И вот именно из этих групп Аквариум выбирает своих кандидатов.
Приятно, что, забирая .людей, у руководителей развед¬ки на низших этажах, Аквариум совсем не старался за¬брать всех или самых лучших. Нет. Если у Кравцева Аквариум сегодня заберет всех его лучших ребят, завтра Кравцов не будет выбирать свою свиту так кропотливо. Поэтому Аквариум отбирает людей у нижестоящих на¬чальников очень осторожно, чтобы не отбить им охоту уделять выбору людей столь огромное внимание.
Я много сплю. Я давно не спал так крепко и так сладко. Утром я встаю поздно и иду на зеро. Погода пасмурная. Но вода теплая. И я плаваю очень долго. Я знаю, что этот сон и эта свобода ненадолго. Просто нам дают возможность расслабиться после экзаменов перед началом учебного года. И я расслабляюсь» (Виктор Суворов «Аквариум». Омск. 1993, С. 124-125).
В тексте не указано, где это происходит, но речь идет об Истре.
Если в 70-х годах под Истрой существовал дачный (учебный….) комплекс ГРУ , то скорее всего основан он там был гораздо раньше.
И проектировал Щусев в 1942 г. никакой не курорт с турбазами, а разведывательный центр.
Что более или менее логично. А то, что роскошно, так советское начальство в этом себе никогда не отказывало. Какая бы нищета вокруг не царила.
Скорее всего, картинки с домиками и турбазой – единственное, что тогда разрешили опубликовать, естественно, под легендой. Странным образом, не подумав, что проектирование турбазы в 1942 году вблизи линии фронта выглядит форменным идиотизмом.
Впрочем, за прошедшие 70 лет, кажется, никто из советских историков архитектуры на это внимания не обратил.