?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Давно хотел собрать вместе этот визуальный ряд, уж слишком заманчивая тема и к тому же совсем мало разработанная. Здесь скорее постановка вопроса, нежели его решение. Да и не уверен, что именно я стану заниматься поиском ответов. Главная загадка в самом образце - царскосельском соборе, который почти еще не исследован, особенно в своей конкретной архитектурно-строительной истории. До сих пор не очень понятно, как соотносятся между собой первый проект Чарлза Камерона, дошедший в разрезе, и построенное здание, и какова в этом окончательном решении роль Камерона. И как вообще была сформулирована концепция заказа, ведь никаких текстов на сей счет от самой Екатерины II нет. Общие (и верные) слова про ее "Греческий проект" и его архитектурные отражения уже написаны Д.О. Швидковским, Е.И. Кириченко и И.Е. Путятиным, теперь настало время копаться в частностях, подкрепляя теоретическую мысль конкретными примерами. И особенно важно здесь привлечь богатейший провинциальный материал, как утраченный, так и сохранившийся. Ибо не стоит обеднять столь крупное архитектурное явление эпохи, которое отнюдь не исчерпывалось узким кругом хрестоматийных объектов и небольшим набором проектов столичных зодчих. Мой обычный подход к любому усадебному объекту - ищи, кто его заказчик и смотри как он улавливал передовые (в то время это обычно исходящие от двора) архитектурные тенденции. И анализируй, что у него в итоге вышло. Пока же ограничимся быстрым пробегом по объектам, наберем материал.

Опубликовано: А.В. Чекмарев. Влияние царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей // МАРХИ. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов. 8-12 апреля 2013 г. Москва, МАРХИ, 2013. С. 133-135.
Там, правда, без иллюстраций (формат сборника такой), зато здесь их много.
 В двух частях, ибо сразу все в один пост не лезет.




Влияние царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей

Собор Софии в Царском Селе (точнее, в учрежденном рядом с императорской резиденцией городе Софии) справедливо считается этапным памятником русской церковной архитектуры и одним из знаковых сооружений екатерининского времени.[1] Спроектированный Чарлзом Камероном по личному указанию Екатерины II, он на языке «говорящей архитектуры» эпохи Просвещения выразил одну из главных задач геополитического «греческого проекта» – освобождение христианских территорий бывшей Византии от турецкого владычества. В актуальную для конца XVIII в. палладианскую архитектуру храма были намеренно введены формы, прямо указывающие на связь с древней святыней восточного христианства – Софийским собором в Константинополе VI в. Это, в первую очередь, конструкция главного купола, опирающегося посредством парусов (без барабана) на четыре пилона и прорезанного в основании поясом частых (в количестве 16) арочных окон. В интерьере «византийский» эффект подкупольной части был выражен наиболее отчетливо.

Программно православный «греческий» характер храма дополнялся центричностью плана с вписанным равноконечным крестом, пятикупольностью объема и дорическим (греческим) ордером четырехколонных портиков. Знаковый для классицистов образ храмоподобной виллы Ротонда Андреа Палладио был скорректирован Камероном в соответствии с поставленными заказчицей идеологическими задачами. В нем появились и новые отличительные комбинации форм – низкие барабаны угловых куполов с мелкими круглыми окнами, круглые окна второго света за колоннами портиков и большие арочные ниши, обрамляющие прямоугольные окна в угловых частях основного объема. Этот набор деталей придал зданию дополнительную индивидуальность.

В развитии отечественного храмостроения Софийский собор стал первым (и образцовым) примером пятикупольного храма, решенного в новейшей для 1780-х гг. стилистике строгого палладианского классицизма. В первые десятилетия екатерининской эпохи, до начала 1780-х гг. (в рамках раннего русского классицизма), тип пятиглавого собора не получил большого развития, будучи представлен единичными проектами (проект Исаакиевского собора А. Ринальди, 1768 г.; «пенсионерский» проект собора И.В. Неелова) и постройками (Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге, возводившийся с 1741 г. и достроенный к 1789 г. А. Ринальди и И.Е. Старовым; Екатерининский собор в Кингисеппе, 1764-1782 гг., арх. А. Ринальди), опиравшимися на более ранние барочные примеры, скорректированные с учетом смены архитектурного вкуса.




Это загадочный разрез первого грандиозного проекта Софии, представленного Камероном Екатерине. Загадочный потому что нет больше никаких других чертежей. Известно, что была сделана модель, и все при дворе на нее любовались. Не известны пока проектные чертежи и реализованного, сильно уменьшенного и переработанного варианта. Так что есть разрез первого замысла и сам построенный собор, на него не сильно похожий. Но унаследовавший принцип двойного "византийского" купола.


Софийский собор строился в 1782-1787 гг., его закладка происходила в присутствии императрицы. Освящен он был как Вознесенский, а Софийским назывался из-за своего архитектурного символизма и местоположения в городе Софии. Высокий статус и новаторство облика сразу обеспечили повышенное внимание к нему со стороны современников. Он сыграл важную роль в развитии типологии пятикупольных храмов классицизма в рамках столичной (и отчасти московской) профессиональной школы. Его непосредственное влияние наглядно иллюстрируют собор Борисоглебского монастыря в Торжке (1785-1796 гг., арх. Н.А. Львов), собор Богородицкого монастыря в Казани (1791 г. - проект, 1798-1808 гг., арх. И.Е. Старов), церковь Мартина Исповедника в Москве (1791-1796 гг., арх. Р.Р. Казаков), собор Димитрия Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом (1784-1801 гг., арх. Е.Назаров (?)), Знаменская церковь в Петербурге (1794-1804 гг., арх. Ф.И. Демерцов) и другие заметные храмы. На Софийский собор в своих поисках неоднократно ориентировались также Д. Кваренги (он же запечатлел только что возведенный храм на одной из своих акварелей) и Л. Руска.


На самом деле, большой вопрос взаимовлияния этих двух соборов, Софийского и Иосифовского. Их проекты выполнены практически одновременно, но разными авторами. Остается интрига, кому принадлежит первенство в обращении к двойному "софийскому" куполу на парусах и греческому ордеру.




Есть данные, что храм Мартина Исповедника на самом деле был заложен в 1792 г. и закончен постройкой в 1800 г.

Можно сделать осторожное предположение, что на такие храмы с двумя экседрами повлиял первый нереализованный проект Софии Камерона. Собственно, об этом есть у Путятина.


Если принять во внимание, что Старов был причастен к строительству собора Софии в Царском Селе (или даже к переработке проекта Камерона), логично видеть у него дальнейшее развитие этой темы. Но как дань традиции, здесь появляется апсида с восточной стороны, чего нет у оригинала.


И опять в плане две апсиды, как и в церкви Мартина Исповедника. Как-то это неспроста. Возможно, снова встает тень того первого проекта и модели, которую Старов не мог не видеть.


Это скорее курьез, показывающий как постепенно корректировали изначальный и очень далекий от Софийского собора проект, довольно провинциальный к тому же. Но в итоге ухватились за принцип "византийского" купола на парусах и явно подсмотренные у Софии Камерона круглые (тут они стали овальными) окна малых барабанов. Вышло в итоге что-то чудное, но с цитатами из Софии и Иосифовского собора Львова.


В три плана храмов с двумя полукружиями - Мартин Исповедник, Казань и Знаменская.

Вот и у Кваренги возникла тема двух апсид, правда, по бокам от главного фасада.


На Софию несколько похожа основная храмовая часть, общими пропорциями пятиглавия особенно. Хотя, Кваренги, конечно, совершенно самостоятелен в создании образа.

Трехмерная модель Екатерининской церкви, автор - студент 3 курса МАРХИ Михаил Шварцман. Курсовая работа 2012 года.



Тема «византийского» купола Софии была развита в таком амбициозном, но оставшемся нереализованным проекте эпохи «покорения Крыма», как Спасо-Преображенский собор в Екатеринославе, заложенный князем Г.А. Потемкиным в 1787 г. (арх. К. Геруа (?)).[2] Грандиозный по размерам храм должен был представлять собой длинную пятинефную базилику (по замыслу Потемкина, «в подражание Святому Павлу, что вне Рима») с двухбашенным фасадом, но увенчанную низким «софийским» куполом с поясом арочных окон.[3] К сожалению, постигшая этот смелый проект неудача лишила русскую архитектуру еще одного знакового памятника, несомненно вошедшего бы в известный ряд главных архитектурных образов «греческого проекта» (Софийский собор, собор Св. Иосифа в Могилеве, Петровский путевой дворец в Москве).[4]



До появления в 1810-х гг. серии проектов ампирных пятикупольных соборов (у К. Росси, О. Монферрана, А.И. Мельникова, А.Л. Витберга, В.П. Стасова и др.) собор Камерона оставался отправной точкой в разработке данной типологической линии. С приходом ампирной стилистики произошла трансформация пропорционального соотношения частей, форм завершений, детального наполнения архитектуры, что привело к созданию растиражированного в многочисленных проектах и постройках (в т.ч. и в губернских городах и монастырях) типа большого собора позднего классицизма. В результате в новых архитектурных образах индивидуальные черты, идущие от Софийского собора, постепенно растворились, утратив свою узнаваемость. В александровское время собор постепенно перестал быть актуальным источником формообразования в профессиональных архитектурных кругах, забылась и его идеологическая подоснова. Но до сих пор практически не изучен след, оставленный им на рубеже XVIII XIX вв. в провинции - в усадебной архитектуре. Между тем, он достаточно заметен и объединяет группу памятников (большей частью утраченных в ХХ в.), созданных заказчиками из дворянской элиты, в т.ч. и из близкого окружения императрицы.


Примечания:

[1] Об истории постройки и архитектуре Софийского собора см.: Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Л., 1985. С. 156 (опубликован план); Швидковский Д.О. Работа Камерона в Царском Селе и «античная тема» в архитектуре императорских загородных резиденций 1780-х годов //Чарлз Камерон и архитектура императорских резиденций. М., 2008. С. 179-227; Швидковский Д.О. Чарлз Камерон при дворе Екатерины II. 2-е издание. М., 2010. С. 294-301; Путятин И.Е. София Константинопольская и «греческий проект» в русской церковной архитектуре //Образ русского храма и эпоха Просвещения. М., 2009. С. 116-127. Об архитектурно-художественном оформлении «греческого проекта» см. также: Кириченко Е.И. Греческий проект в пространстве российских столиц и их окрестностей //Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3. Желаемое и действительное. М., 2001. С. 109-123.

[2] Собор был заложен 9 мая 1787 г. в присутствии Екатерины II, императора Иосифа II и Г.А. Потемкина. Проект, приписываемый работавшему в Новороссии французскому архитектору Клоду Геруа, хранится в РГВИА.

[3] Имеется в виду базилика Сан Паоло-фуори-ле-Мура в Риме. Подробнее об истории проектирования Преображенского собора и центра Екатеринослава см.: Кавун М. Загадки Преображенского собора. Ссылка на электронную публикацию: http://gorod.dp.ua/history/article_ru.php?article=124; Он же. Загадка Клода Геруа. Академик из Франции, не ставший первым зодчим Екатеринослава. Ссылка на электронную публикацию: http://www.realnest.com.ua/information/newspaper/2010/03/1800

[4] Дальше закладки фундамента дело не продвинулось. Приехавший в Екатеринослав И.Е. Старов предложил новый вариант проекта, но после смерти Потемкина в 1791 г. все работы были свернуты. Ныне существующий собор (сильно уменьшенный относительно первоначальных замыслов) возведен в 1830-1835 гг. по старому проекту А.Д. Захарова.


Продолжение следует...

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
turtleland
Apr. 15th, 2013 08:03 pm (UTC)
Спасибо большое за статью!
Только храм св. Мартина был заложен в 1792 году - очень часто пишут 82, но эта дата неправильная. Освящен он в 1800 году - это тоже совершенно точно, могу даже ссылки на документы дать, сама проверяла.
А вот мотив западной апсиды, параллельно появляется и в московской школе - у Баженова в Скорбященской трапезной он есть, а так же целый ряд неатрибутированных церквей из "смешанного" альбома № 10 - там проекта 3 с такими апсидами. Мне кажется, в случае с храмом Мартина Баженов повлиял. Тем более, что в Казанской и Знаменской церквях, приводимых Вами в пример, эта апсида скрыта, а в Мартиновской она внешняя и служит также для симметрии. Только в любом случае, откуда мог взяться этот мотив?...
av4
Apr. 16th, 2013 06:15 am (UTC)
Эта история про закладку в 1782 есть у Панухина, в т.ч. и в прошлогодней статье из сборника МАРХИ. Он особенно отмечает, что на закладке присутствовал император Иосиф II. Этот факт выделяет храм и ставит его в один ряд с главными постройками Греческого проекта. Жаль, если это не подтверждается документально, хотя откуда-то Панухин взял же данную информацию. Может они что-то там другое заложили на этом месте, а спустя годы вернулись к стройке? Поправлю в тексте. Но чисто архитектурно конечно подозрительно столь ранее появление такого проекта. Он все же боле характерен для 1790-х. Думаю, трапезные для данного разговора мало подходят, это все же обычно не самостоятельный храмовый объем. Нужно смотреть эволюцию типологии кубического купольного храма с четырьмя пилонами и двумя полукружиями, т.е. с апсидой и контрапсидой. Думаю, в Москве она не могла родиться самостоятельно, а наверняка под воздействием каких-то образов, идущих от двора. Я бы не сбрасывал со счетов тут загадочную модель по первому проекту Камерона, хотя доказать это все очень сложно.
turtleland
Apr. 16th, 2013 07:00 pm (UTC)
Да, я знакома с диссертацией П. Панухина, ее копия у меня даже есть. А о какой статье Вы говорите?
Проблема в том, что он приводил в своем исследовании много устаревших или неверных ссылок. Некоторые даже на момент защиты его диссертации были неверны. Так, например, он ссылается на фонд Голицыных в ЦИАМе, который был передан в РГАДА еще в 60-х, ну и другие случаи - некоторые ссылки просто не существуют. Я это к тому, что проблема атрибуции в его работе разобрана недостаточно глубоко. Откуда это предание он взял я, честно говоря, не помню. Однако, эта датировка потом повторится в "Зодчих барокко и классицизма", в "Архитектурных ансамблях Москвы"... Словом, распространится. До него я эту датировку встречала у Ильина. До этого - традиционно 91-92 годы.
А про типологию - а разве такой тип существовал в барокко?
av4
Apr. 16th, 2013 09:26 pm (UTC)
Про Панухина ясно.

Панухин П.В. Приватная деятельность архитекторов Кремлевской экспедиции по заказам московского купечества в 1782-1803 годах (на примере подряда Р.Р. Казакова на строительство церкви Св. Варвары в Зарядье) // МАРХИ. Исследования по истории архитектуры и градостроительства. Труды кафедры истории архитектуры и градостроительства. Вып. 3. Под ред. Д.О. Швидковского. М., 2012. С. 219-230

А какой тип существовал в барокко? не понял, о чем именно.
turtleland
Apr. 17th, 2013 09:56 am (UTC)
Спасибо за ссылку! Посмотрю обязательно.
А про тип: Вы пишете: "эволюцию типологии кубического купольного храма с четырьмя пилонами и двумя полукружиями, т.е. с апсидой и контрапсидой", все-таки он появился именно с приходом палладианства, в эпоху классицизма, да ведь?
av4
Apr. 17th, 2013 09:58 am (UTC)
Да, в барокко я такое не помню, и в раннем классицизме тоже.
turtleland
Apr. 17th, 2013 09:59 am (UTC)
Спасибо за пищу для размышления!:)
Антон Лавров
Apr. 16th, 2013 11:53 am (UTC)
Спасибо, интересно!

А подскажите пожалуйста источник рисунка с проектом Росси в Торжке, первый раз встречаю.

Кстати, две апсиды по бокам от фасада есть и у надвратной церкви-колокольни Борисоглебского монастыря в Торжке, стоящей как раз рядышком с собором Львова.
av4
Apr. 16th, 2013 09:27 pm (UTC)
Это чертеж из монографии Тарановской о Росси.
Да, в Торжке такой план, все верно.
Антон Лавров
Apr. 17th, 2013 09:28 pm (UTC)
Спасибо. Наивный вопрос - а это воспроизведение Россиевского эскиза или просто иллюстрация? Имеются некоторые отличия в отделке и деталях от реализованного в действительности.
av4
Apr. 18th, 2013 07:07 am (UTC)
это проект Росси
rtv_medveditsa
Apr. 16th, 2013 12:16 pm (UTC)
Андрей,
большое спасибо за статью!
Очень интересно читать про типажи и их развитие в зависимости от времени и обстоятельств.
Картинки наглядны и, что приятно, часто - знакомы.
av4
Apr. 16th, 2013 09:26 pm (UTC)
Спасиб!)))
catherine_catty
Apr. 16th, 2013 06:58 pm (UTC)
Спасибо.
av4
Apr. 16th, 2013 09:27 pm (UTC)
Пожалуйста!))
turtleland
Apr. 16th, 2013 07:42 pm (UTC)
Простите пожалуйста, и еще вопрос. Возможно, я что-то не поняла. Вы пишите, что мотив экседр был и в проекте Камерона. Но я что-то не могу понять, где они на разрезе. На плане вижу, а на разрезе - нет:) Или их там и нет?
av4
Apr. 16th, 2013 09:32 pm (UTC)
Разрез и план от разных зданий. План от существующего, там экседр нет, только едва заметные углубленные ниши выгорожены по всем четырем стенам. А на разрезе представлен грандиозный неосуществленный замысел. Там как раз в алтаре видна такая мощная экседра. Ну собственно не трудно догадаться, что за основу взят план купольной базилики Софии Константинопольской, с двумя полукружиями. А уж были ли они выделены снаружи, это вопрос второй. Главное они формируют особое внутреннее пространство, какого до этого не было в русских церквях.
turtleland
Apr. 17th, 2013 06:50 am (UTC)
Спасибо! Поняла.
kitowras
Apr. 17th, 2013 01:12 pm (UTC)
Большое спасибо за интереснейший материал.
А.
av4
Apr. 17th, 2013 08:57 pm (UTC)
Пожалуйста!)))
( 20 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel