?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Влияние царскосельской Софии на архитектуру усадебных церквей
(продолжение)

Часть 1


Самую прямую (и можно сказать, родственную) связь с архитектурой и историей царскосельского собора имела церковь в усадьбе Каменка (Стратилатовка) первого настоятеля Софийского собора и духовника Александра I протоиерея Андрея Самборского (1732-1815), построенная в 1812-1832 гг. (не сохр.) в Изюмском уезде Харьковской губернии. [5] Она в отличие от прототипа была освящена в честь Софии Премудрости Божией, как считается, в память умершей в 1812 г. дочери храмоздателя Софьи, жены первого директора царскосельского лицея В.Ф. Малиновского. Малиновские долго достраивали церковь после кончины храмоздателя. Иконы для иконостаса выполнялись В.Л. Боровиковским и А.Г. Венециановым. [6] Храм, судя по описаниям и единственной обнаруженной автором архивной фотографии, представлял собой постройку, максимально приближенную к первоисточнику. [7] Следствием обычной в усадебном строительстве экономии был отказ от триглифов во фризе портиков и замена глубоких арочных ниш по сторонам от входа плоскими обманками, заполненными живописью. К сожалению, отсутствие плана и видов интерьера не позволяют уверенно говорить о повторении специфической конструкции двойного купола.






Слева Каменка , справа Царское Село

Те же затруднения связаны с детальным архитектурным анализом самой ранней копии Софийского собора - усадебной церкви Рождества Богородицы в Каплуновке Богодуховского уезда Харьковской губернии, построенной в 1788-1798 гг. (не сохр.) по заказу петербургского генерал-губернатора Петра Петровича Коновницына (ум. в 1797). [8] По свидетельству осведомленного современника, будущего херсонского губернского архитектора В.И. Ярославского, она была «точно такой величины, какая была построена по плану придворного архитектора Камерона в городе Софии близ Царского Села. [9] В более поздних описаниях говорится про "квадратное равностороннее здание с величественными фронтонами на колоннах по всем четырем сторонам" [10] Сильное впечатление на жителей губернии производил купол, который «по размеру своего диаметра и смелости своего размаха» был «единственным в церквах нашего края». Отдельно к западу от храма стояла колокольня, выстроенная также в формах палладианской классики. Опубликованный Г.К. Лукомским единственный известный снимок каплуновской церкви как раз показывает колокольню во всей красе, а в отношении скрытой растительностью церкви позволяет судить только о внешнем облике ее главного купола.[11]






Слева Царское Село, справа Каплуновка.

Почитаемый в округе (из-за находившейся внутри чудотворной иконы Каплуновской Богоматери) каплуновский храм, по-видимому, вскоре сам стал источником репликации архитектурных форм в местной провинциальной среде. В источнике 1804 г. он назван «самым красивым в губернии». [12] Его узнаваемые купола и «греческий» ордер были творчески и с некоторым примитивизмом переосмыслены харьковским архитектором-дилетантом А.А. Палицыным в облике ротондальной церкви Иоанна Предтечи (1802-1811 гг., не сохр.) в усадьбе Штеповка генеральши П.М. Штерич. [13] Под влиянием каплуновской церкви были спроектированы также соборы в уездных городах Харьковской губернии Купянске (1802-1822 гг., не сохр.) и Змиеве (1805-1814 гг., не сохр.), вероятно, связанные с деятельностью А.А. Палицына или близкого к нему губернского архитектора П.А. Ярославского.










Трехмерная модель мглинского собора. Автор Артем Скалкин, студент 3 курса МАРХИ. Курсовая работа 2012 года. Так выглядел собор до разборки в 1930-е колоколен. Понятно, что прообразом всей композиции стала находящаяся недалеко от Мглина Екатерининская церковь в Ляличах, самой богатой усадьбе региона.



Более свободной вариацией на тему Софийского собора является усадебная церковь Рождества Богородицы в Юнаковке Сумского уезда Харьковской губернии, сооруженная в 1793-1806 гг. по заказу тайного советника и камергера князя Михаила Андреевича Голицына (1765-1812). [14] Здание отличается наличием в подклете помещения теплой церкви, срезанными углами четверика, дополнительными оконными проемами и большими вольностями в декоре, трактованном не без провинциальной наивности. В то же время ранняя дата закладки церкви, ее объемно-планировочное решение и некоторые характерные детали (типа круглых окон угловых барабанов), бесспорно, указывают на Софийский собор как на основной источник заимствования. [15]
Тем более что речь идет о высокопоставленном заказчике, близком ко двору.







С устойчивым интересом к облику Софийского собора в харьковской архитектурной среде может быть как-то связан территориально близкий памятник, уничтоженный в 1935 г. – Воскресенская церковь в слободе Успенка Славяносербского уезда соседней Екатеринославской губернии. [16] Ее освятили в 1809 г., строительство велось по заказу генерал-майора Николая Георгиевича Шевича, но началось, вероятно, еще при его отце, генерал-лейтенанте Георгии Ивановиче Шевиче (1746-1805). [17]

Выходцы из Сербии, бежавшие от турецкого гнета в Россию, Шевичи занимались колонизацией малонаселенных территорий южной Слобожанщины. Построенный ими храм, колоссальный для усадьбы при основанной угольной шахте, неожиданно реанимировал идею потемкинского собора в Екатеринославе – соединение «римской» базилики (с двухбашенным фасадом) с «византийским» куполом, а в данном случае и с пятиглавием. Источник происхождения проекта неизвестен, как и недоказуемо пока наличие в данном случае сформулированной содержательной программы. Здание смело задумало, но реализовано по-провинциальному грубо. Образ царскосельской Софии, как кажется, повлиял на трактовку основного пятикупольного объема Воскресенской церкви, с характерным соотношением центрального купола с малыми, с обилием арочных оконных проемов (пусть даже и частично ложных, замененных нишами). Этот забытый памятник требует дальнейшего изучения, а пока может быть осторожно поставлен в рассматриваемый ряд, с учетом относительно ранней даты и личности вероятного заказчика - боевого генерала, причастного к реализации идей «греческого проекта» под руководством Г.А. Потемкина.



Можно констатировать, что благодаря связанным с Петербургом заказчикам и проявленному интересу со стороны местных архитектурных кадров, украинская Слобожанщина стала регионом, в архитектуре которого собор Камерона сыграл особую, можно даже сказать исключительную роль, обогатив ее несколькими заметными постройками и познакомив с новейшими формами столичного стиля. Важно, что прямая трансляция столичного образца осуществлялась именно через усадебную среду, путем реализации осознанного выбора ряда заказчиков.

К другим ранним репликам Софийского собора относятся церкви в усадьбах генерал-поручика князя Михаила Михайловича Голицына (1731-1804) Голунь Новосильского уезда Тульской губернии (Покровская церковь, 1790-1816 гг., не сохр.)[18]и князя Парфения Николаевича Енгалычева (1769-1829) Малый Студенец Шацкого уезда Тамбовской губернии (церковь Рождества Богородицы, 1802 г.). [19] Обе представляют близкие вариации одного проекта, немного корректирующего оригинал. Нет сомнений, что он происходил из профессиональной столичной среды (в случае с Голунью в краеведческой литературе бездоказательно фигурирует имя А.Н. Воронихина). [20] К наиболее существенным его отличиям от прототипа следует отнести иное решение портиков (с антами на флангах и визуально воспринимаемых как шестиколонные) и упрощенную трактовку центрального купола (уже без внутреннего «византийского» свода). В структуре планов не были повторены дуговые изгибы линий стен (как можно судить по плану церкви в Студенце). При внимательном рассмотрении обеих церквей можно заметить, что половина окон в барабане главного купола ложные. В Студенце снаружи они замаскированы под настоящие, с помощью изображенных краской переплетов. От этого в интерьере уже не могло возникнуть впечатления сплошного пояса света в основании купола – важной зрительной аллюзии на византийский источник, присутствующей в царскосельском соборе.
Сложный архитектурный символизм оригинала уступил место формальному и несколько упрощенному заимствованию внешнего сходства. Содержательный аспект камероновского замысла в этой версии репликации оказался слабо востребован (нет уверенности, что он присутствовал и в рассмотренных выше Каменке и Каплуновке). В то же время, профессиональный уровень описываемого проекта достаточно высок. Речь идет именно о творческой переработке образца в среде профессионалов, грамотно владевших палладианской стилистикой.

Сохранившийся храм в Малом Студенце (по которому имеется обмерный план) отличается наличием ионических пилястр в барабане главного купола и оригинальным соединением в интерьере форм классицизма (колоннад коринфского ордера) с «готическими» ширмами, отгораживающими подкупольную часть от боковых приделов. [21]
Такое смелое включение «готики» в классическое ордерное окружение наверняка выражало индивидуальную программу заказчика, известного в аристократических кругах интеллектуала, склонного к философствованию. Енгалычев известен как писатель просветительского толка, близкий к религиозно-мистическим течениям начала XIX в. Впоследствии он участвовал в собраниях секты А.Ф. Татариновой, контактировал с увлекшимся мистицизмом художником В.Л. Боровиковским. Возможно, что стрельчатые «средневековые» формы в интерьере студенецкой церкви должны были указывать на ее связь с византийским или собственным древнерусским прошлым, в качестве замены не сделанному по каким-то причинам «софийскому» куполу. Оригинальная личность заказчика позволяет подозревать определенный символизм в облике созданного им усадебного храма.












Голунь и Студенец




Слева план церкви в Студенце, справа - Софийский собор.







Помимо рассмотренных примеров, повторение с разной степенью точности композиционных принципов и набора форм Софийского собора наблюдается в построенных по частным заказам церквях в Выездном Нижегородской губернии, около Арзамаса (церковь Смоленской Богоматери, 1803-1815 гг., заказчик обер-камергер Василий Петрович Салтыков) [22], Яблоновке Полтавской губернии (Спасо-Преображенская церковь, 1811-1816 гг., заказчик Георгий Горленко) [23], Алексеевке Воронежской губернии (Крестовоздвиженская церковь, 1812-1820 гг., заказчик граф Николай Петрович Шереметев, не сохр.) [24],  Иванове Владимирской губернии (церковь Тихвинской Богоматери, 1816 г., заказчик генерал-фельдмаршал князь Александр Александрович Прозоровский). [25] В Выездном центрическая объемная структура церкви позднее дополнилась почти равной по размеру трапезной. В Иванове пятикупольный объем, отдаленно напоминающий Софийский собор (соотношением куполов и круглыми окнами в барабанах), изначально был включен в композицию «корабля» с длинной трапезной и колокольней. Соединение центрической пятикупольной церкви с двухколоколенной папертью, уже рассмотренное на примере церкви в Успенке Шевичей, присутствует также в композиции Троицкой церкви в Федяеве Смоленской губернии (1795 г., заказчик М.М. Грибоедов).[26]

















Шереметевская церковь удивительно похожа на Знаменскую церковь Демерцова в Петербурге. Может, он и был автором проекта. При сопоставлении старых фотографий видно, что храм изначально был кубическим, с таким же западным фасадом, как и у Демерцова. Но где-то в начале ХХ века удлинили западную часть, при этом скопировали тот же фасад, из-за чего общая композиция изменилась.






Этот проектный чертеж может иметь отношение к церкви Прозоровских, хотя полной уверенности в этом нет.







Оказавшийся весьма существенным «усадебный след» влиятельного императорского замысла позволяет не только скорректировать его истинную роль в развитии русской архитектуры (в т.ч. в регионах), но и понять, какие оригинальные особенности прототипа были восприняты и растиражированы современниками, а какие так и не вышли за пределы узкого круга лиц, причастных к художественной интерпретации идей «греческого проекта».

Примечания:

[5] Сейчас село Каменка Изюмского района Харьковской области. См.: Парамонов А. Старинные усадьбы Изюмского уезда. Харьковский частный музей городской усадьбы, 2004. С. 65-81; Православные храмы и монастыри Харьковской губернии. 1681-1917. Альбом-каталог. Харьков, 2007. С. 18.

[6] См.: Филарет (Д.Г. Гумилевский). Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Отделение V. Харьков, 1858.

[7] Фотография хранится в фонде дореволюционных фотографий Украины в ЦДКФФА Украины им. Г. С. Пшеничного.

[8] Сейчас село Каплуновка Краснокутского района Харьковской области. См.: Филарет (Д.Г. Гумилевский). Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Отделение III. М., 1857.

[9] Записки В.И. Ярославского // Киевская старина. Вып. 9. 1887. С. 124.

[10] Фомин П. Церковные древности Харьковского края (Историко-археологический очерк). Вып.1 Харьков, 1911 г., С. 94-99. Фомин пишет, что «в старинных церковных летописях сказано, что архитектором этого храма был итальянец Манижиотти».

[11] Фото церкви было опубликовано Г.К. Лукомским (без пояснительного текста о Каплуновке) в кн.: Лукомский Г. Старинные усадьбы Харьковской губернии. Пг., 1917.

[12] ГАХО. Ф. 24, оп. 3, ед. 14, лл. 88об.-89. На этот источник ссылается А.Ф. Парамонов в публикации «Род Коновницыных». Ссылка на электронную публикацию: http://ysadba.rider.com.ua/rod_17.html

[13] См.: Филарет (Д.Г. Гумилевский). Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Отделение III. М., 1857. Филарет пишет, что «по огромности своей, это одна из первых в западной части харьковской епархии: фасад её представляет огромную цилиндрическую фигуру с величественными с трёх сторон портиками, украшенными колонадою, над коими возвышается обширный купол с четырмя по углам башнями». О строительстве церкви упоминает В.И. Ярославский, сообщая, что именно он вычерчивал «по прожекту» Палицына план (см.: Записки В.И. Ярославского… С. 123-124). Фото храма опубликовано в ст.: Черкасова К. Творча спадщина Олександра Палицина в садибной культурi Слобожанщини //Памятки України: исторiя та культура. Вып. 2. 1997. С. 98-103.

[14] Сейчас село Юнаковка Сумского района Сумской области. См.: Протоиерей В. Петровский. Юнаковка, слобода Сумского уезда Харьковской губернии. Харьков, 1900; Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев, 1983-1986. Т. 4. С. 27-28 (церковь названа Николаевской).

[15] Низкий притвор с западной стороны и отдельно стоящая колокольня были построены позднее, в 1823 г. См.: Филарет (Д.Г. Гумилевский). Историко-статистическое описание Харьковской епархии. Отделение III. М., 1857.

[16] Сейчас поселок Успенка Лутугинского района Луганской области.

[17] Справочная книга Екатеринославской епархии. Екатеринослав, 1908. С. 1054.

[18] Сейчас село Голунь Новосильского Орловской области. Об усадьбе Голицыных см.: Кондратенко А.И. Усадьбы Орловского края // Русские провинциальные усадьбы XVIII - начала XIX века. Воронеж, 2003. С. 333-343; Чекмарев А.В., Слезкин А.В. Хроника вандализмов //Русская усадьба. Вып. 12 (28). М., 2006. С. 791-793.

[19] Сейчас село Малый Студенец Сасовского района Рязанской области.

[20] Скоробогатов М. Шедевры, уносимые ветром. Ссылка на электронную публикацию: http://www.orel-story.ru/architet_shedevri.php

[21] Памятник был обследован в ходе экспедиционной поездки Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) в апреле 2012 г. Обмерный план был выполнен ранее сотрудниками отдела Свода памятников ГИИ. Об истории храма и усадьбы Енгалычевых см.: Андриевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М., 1994. С. 379, 383, 389.

[22] Сейчас село Выездное Арзамасского района Нижегородской области. См.: Музеи и архитектурные памятники Горьковской области. Горький, 1968. С. 269-270; Памятники истории и культуры Горьковской области. Горький, 1981. С. 243.

[23] Сейчас село Яблоновка Прилуцкого района Черниговской области. См.: Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Киев, 1983-1986. Т. 4. С. 327; Чернiгiвщина. Енциклопедичный довiдник. Київ, 1990. С. 656, 966. Недавно над угловыми куполами вновь установлены кресты, утраченные в советский период.

[24] Сейчас город Алексеевка Белгородской области. Храм был заложен уже после смерти заказчика проекта. Судя по фотографиям, его архитектура была близка Знаменской церкви в Петербурге (1794-1804 гг., арх. Ф. И. Демерцов).

[25] Сейчас село Иваново Петушинского района Владимирской области.

[26] Сейчас село Федяево Вяземского района Смоленской области. См.: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. М., 2001. С. 358-359.

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
nicolausis
Apr. 15th, 2013 10:21 pm (UTC)
Какая глубокая исследовательская работа! Спасибо!
av4
Apr. 16th, 2013 06:01 am (UTC)
Благодарствую!)))
sobolevskaya_sv
Apr. 16th, 2013 04:28 am (UTC)
Большое спасибо!
av4
Apr. 16th, 2013 06:00 am (UTC)
Пожалуйста!)))
khebeb
Apr. 16th, 2013 05:17 am (UTC)
... была освящена в честь Софии Премудрости Божией, как считается, в память умершей в 1812 г. дочери храмоздателя Софьи.
- Всех обладательниц имени Софья (раньше произносилось как София, с ударением на первый слог, откуда и просторечная форма "Софья" называли в честь мученицы Софии, но не Софии Премудрости Божией (которая всегда произносилась с ударением на втором слоге). Так что "считается" неправильно.
Та же история, кстати, с именем Мария (и его просторечной формой Марья) - его давали в честь многочисленных святых Марий, но не Богородицы), и ударения также различались

Edited at 2013-04-16 05:21 am (UTC)
av4
Apr. 16th, 2013 06:00 am (UTC)
Спасибо. Это понятно, что дочь Софья не находилась под покровительством Софии Премудрости Божией... Но думаю, что все равно для Самборского это созвучие имен было важным, и в истории данного конкретного храма позволило связать память о дочери с византийской темой петербургского источника.
vitale2
Apr. 16th, 2013 07:53 pm (UTC)
Cпасибо за столь обширную подборку и интересное исследование! А вот насчет именно "греческого проекта": кроме немногочисленных (среди представленных) подражаний греческой дорике на портиках и еще более редких антов на оных же, есть ли еще что-нибудь ГРЕЧЕСКОЕ в этих храмах? Т.н. "византийские" купола наверное все-таки не в счет.
av4
Apr. 16th, 2013 09:20 pm (UTC)
Все греческие (суть византийские) аллюзии, в интерпретации классицизма конечно, сосредоточены в немногих главных храмах, инициированных самой Екатериной - соборе в Софии, соборе Иосифа, отчастив Торжке, может быть еще в соборе для Екатеринослава, а также в "плоских", с многими окнами, куполах Таврического и Петровского путевого дворцов. Последний, как некоторые полагают, даже в целом воспроизводил нечто, в чем угадывали образ Софии Константинопольской - купол в окружении "варварских" не то зубцов, не то минаретов и тому подобное. Здесь можно далеко уйти в поисках той Греции, которая политически Екатерине представлялась вполне определенно (и имена внуков, и т.д.), а вот архитектурно все не так очевидно, особенно для современного глаза. Но та эпоха изъяснялась иногда лишь легкими внешними отсылками к источникам, но суть их была хорошо понятна посвященным. Почти как масонская тайна, только о другом. Что же касается всех этих усадебных реплик и прочих вариаций на тему Софийского собора, то в них изощренную интеллектуальную (и политическую) игру Екатерины и ее очень близкого окружения, искать не всегда стоит. Там все обычно банальнее, в зависимости от продвинутости заказчика и исполнителей. Увидели, поняли, что это в тренде, что это круто, актуально и т.д., и стали воспроизводить у себя нечто внешне похожее. Тут уж не до проникновения в скрытые смыслы форм, а просто следование основным типологическим характеристикам и иногда цитирование конкретных деталей. Как-то так. Потому и этот сложный двойной купол на парусах и с рядом арочных окон в основании редко воспроизводили. Истинный смысл этих затей императрицы так и не стал всеобщим достоянием.
turtleland
Apr. 16th, 2013 08:33 pm (UTC)
Спасибо за статью! А все-таки не так много вариантов повторения купола без барабана, как в оригинале. Это связано с трудностями построить такой купол или с чем-то другим?
av4
Apr. 16th, 2013 09:21 pm (UTC)
Думаю, что и не особо стремились, не очень понимая его скрытый смысл. Я об этом в комменте выше написал.
turtleland
Apr. 17th, 2013 10:01 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
gippo_yu
Apr. 16th, 2013 09:08 pm (UTC)
Спасибо!
Немного жаль, что не было возможности услышать это всё на секции.
av4
Apr. 17th, 2013 09:16 pm (UTC)
Пожалуйста! :-)
atlantis_sid
Apr. 18th, 2013 06:16 am (UTC)
Спасибо! Теперь буду знать, что это за храм в Юнаковке. Пытался обследовать его в 2009 году, всё закончилось падением с лесов в заросли крапивы.
Если нижняя фотография свежая, то за эти годы из изменений - покрасили дверь в зелёный цвет и понаставили лесов со стороны дороги.
( 14 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel