Поселок Борисоглебский Ярославской области раскинулся среди пойменных лугов в широкой излучине некогда судоходной реки Устье. В центре его на обширной возвышенности стоит древний монастырь-крепость — Борисоглебский...
Во времена Дмитрия Донского «из области великого Новаграда» пришел и поселился над рекой Устье пустынножитель Федор, срубил себе келью, а через три года к нему присоединился его брат Павел. В 1363 году по церковным и политическим делам в Ростов прибыл Сергий Радонежский. Узнав о его приезде, Федор и Павел направились в Ростов, надеясь при поддержке Сергия получить согласие ростовского князя Константина Васильевича на то, «чтобы им в сей пустыне воздвигнути церковь и монастырь строити». Князь дал разрешение на основание монастыря, а Сергий Радонежский, самолично прибыв на место, указал, где его строить.
Южные ворота в монастырь.
Здесь пролегал очень важный в стратегическом и торговом отношении путь из Каргополя, из Белоозера к столице русского государства. В скором времени была возведена церковь, поставлены кельи и срублена деревянная крепость, простоявшая несколько веков. Монастырь-крепость защищал северо-восточные пути к Москве, под его стенами были и отряды татаро-монгол, и войска польско-литовских интервентов в период Смутного времени.
Крепостные стены XVII век.
Вид на монастырь с северной стороны.
Башни Водяных серевных ворот.
Наибольшей степени обогащения за счет царских и боярских вкладов монастырь достиг при внуке Ивана III — Иване Грозном. В борьбе с боярской верхушкой и высшими церковными иерархами Иван IV искал поддержку у монастырей-вотчинников, являвшихся большой идеологической и материальной силой. Огромные богатства на протяжении веков стекались в монастырь от людей знатных и богатых в виде вкладов на помин души «докуды и монастырь стоит», а также за постриг в монахи. Вклады существовали самые разные: это могли быть деньги, драгоценности, дорогая одежда и утварь, хлеб, лошади, оружие, иконы, книги. Однако самыми дорогими были вклады вотчинами. Постригаясь в монахи, бояре и дворяне жертвовали в монастырь свои села с приписанными к ним деревнями, «со крестьяны» и со всеми принадлежащими им земельными угодьями «куды ходит плуг и топор и коса в век».
Ворота северного входа, мощённая булыжником мостовая.
Наличие полуциркульных арок, слегка заглубленных в кладку внутренних плоскостей крепостных стен, зрительно расширяли внутреннее пространство укрепленных пунктов.
Крепостные стены изнутри.
Внутри стен вдоль всей длины располагаются кельи.
Северо-восточная угловая (Максимовская) башня монастыря, высотой 38 метров.
Вид на крепостные стены и Сретенскую церковь.
Надвратная церковь Сретения Господня, 1692 года постройки.
К концу XV - началу XVI века деревянные церкви монастыря обветшали и по повелению великого Московского князя Василия III и на его пожертвования в 1522 году на месте деревянной «малой церковницы во имя святых князей Бориса и Глеба» был заложен первый каменный храм; через два года он был закончен и освящен 22 сентября 1524 года. Считается, что строителем собора был ростовский «церковный каменный здатель» Григорий Борисов.
Собор Бориса и Глеба, в честь которых и именуется монастырь.
Самая древняя из церквей обители.
В 1524—1526 годах в монастыре, рядом с собором, ведется строительство теплой Благовещенской церкви с трапезной, и автором этого сооружения источники называют так же Григория Борисова.
В 1692 году на месте прежней деревянной церкви была выстроена монастырская звонница с Предтеченской церковью.
Здание колокольни многоцелевого назначения. В нижнем этаже размещалась ризница, над которой расположена небольшая церковь Иоанна Предтечи с бесстолпным интерьером. В верхнем, третьем, ярусе — арочные пролеты собственно звонницы, где находились колокола. Железные балки, на которых они висели, сделаны из кованого полосового железа с клеймом шведских фирм XVII века.
Звонница с замечательным крыльцом.
Не менее уникальное по пышности декоративной обработки крыльцо трапезной палаты.
На стенах крыльца можно увидеть полихромные — "ценинные" изразцы.
А так же монохромные — «муравленые» (покрыты чёрными эмалями) изразцы с изображением природы, зверей и птиц.
Колоссальное по масштабам крепостное строительство, требовавшее больших материальных затрат, затянулось надолго, поэтому башни и даже отдельные участки стен отличаются по стилю. Протяженность стен Борисоглебского монастыря составляет 1040 метров, высота их колеблется от 10 до 12 метров, толщина достигает 3 метров.
В ансамбле монастыря насчитывается четырнадцать башен высотой от 25 до 40 метров.
С высоты дозорных башен местность просматривалась на расстояние до 15 километров.
К середине XVIII века Борисоглебский монастырь становится, таким образом, одним из богатейших в России. Ему принадлежало 22 тысячи десятин земли в Ростовском, Московском, Белозерском уездах, около семи тысяч крепостных крестьян и 360 сел и деревень с прилегающими к ним полями, покосами, лесными угодьями, реками и озерами, на которых монастырь имел монопольное право рыбной ловли.
Братский корпус XVI век.
Архимандричьи кельи (Казначейский корпус) XVIII век.
Вид на южную сторону и Сергиевскую церковь.
Надвратная церковь Сергия Радонежского, 1680 года постройки.
Немного фрагментов декора в стиле "узорочья".
Главными въездными воротами на территорию монастыря были левые.
Над первой аркой этих ворот изображена Новозаветная Троица в лучах, вокруг Троицы нарисованы крылатые херувимы. Слева и справа от центральной группы помещены коленопреклоненные фигуры в коричневых монашеских мантиях и со свитками в руках. Это основатели монастыря Федор и Павел. На арке изображен образ Нерукотворного Спаса с двумя летящими в облаках ангелами в голубом и коричневом одеянии.
Круглые в плане башни северного фасада монастыря — почти точная копия башен Ростовского кремля, выстроенных в конце XVII века при митрополите Ионе Сысоевиче, а по богатству декоративной обработки они даже превосходят ростовские.
Башни, построенные в этот период, теряют боевую суровость облика и насыщаются кирпичным декором. Большое количество окон, украшенных типичными для XVII столетия узорными наличниками, придает башням нарядный, светский облик.
Восьмигранные башни южного фасада монастыря более строгие и монументальные.
Над входом располагается галерея Сергиевской церкви.
В киотах арок изображен Деисус.
В центральном, более широком киоте написана поясная фигура Иисуса Христа в розовом гиматии и голубом хитоне.
В левом киоте — склоненная в сторону Христа Богоматерь в коричневом мафории.
В 1764 году указом императрицы Екатерины II была проведена секуляризация церковных и монастырских земель, полностью подорвавшая экономическую мощь монастыря. С 1923 года на его территории, наряду с церковной общиной, уже существовало Борисоглебское отделение Ростовского Госмузея. В 1924 году древний Борисоглебский, «что на Устье», монастырь был упразднен. А в 1929 был образован Борисоглебский районный краеведческий музей (существовал до 1954 года). С 1969 года он становится филиалом Ростовского музея-заповедника.
В создании поста использован материал http://www.vidania.ru/bookborisoglebsky.html и фото Проскудина-Горского