marina_klimkova (marina_klimkova) wrote in arch_heritage,
marina_klimkova
marina_klimkova
arch_heritage

Categories:

Постройки державинского времени в Тамбове: Московские ворота

marina_klimkovaПостройки державинского времени в Тамбове: Московские ворота

23 июня 1788 года в газете «Тамбовские известия» (№ 25) появилось объявление: «От Тамбовскаго Приказа общественнаго Призрения объявляется, не пожелает ли кто покупать кирпич с заводов ведомства онаго Приказа по пяти рублей тысячу; желающия явится могут сего Приказа у Смотрителя Подпоручика Степанова».


Московские ворота в Тамбове. Фото рубежа 19-20 в.


В Тамбове кирпич стал продаваться частным лицам после того, как вступил в действие казенный завод, к построению которого приложил свои усилия правитель Тамбовского наместничества Г.Р.  Державин. К лету, а точнее к июню месяцу, кирпич, который начинали формовать с весны, высушивался и обжигался. Однако в связи с начавшейся русско-турецкой войной 1787–1791 годов государственные строительные планы стали сворачиваются, поэтому в Тамбове появился переизбыток строительного материала.

Ранее я писала о том, как перед самой войной Г.Р. Державина с поставкой кирпича подвел тамбовский купец М. Бородин, и вся строительная деятельность главы наместничества в Тамбове ограничилась возведением кирпичного завода, каменного моста через Студенец, Московской заставы (ворот) и здания театра. Правда, о том, что театр успели окончательно достроить, документы умалчивают, но известно, что он строился «каменных дел мастером» итальянцем Лукини.

Лукини, которого в помощь Державину прислал из Петербурга архитектор Н.А. Львов, в 1787 году числился при «Строенной експедиции» (строительной экспедиции). Он подчинялся губернскому архитектору Василию Усачеву, поэтому они и должны были вместе заниматься всеми постройками, от которых сегодня сохранился один лишь мост.

Первой стали возводить Московскую заставу. Работы начались весной 1787 года под наблюдением коменданта города полковника Матвея Булдакова в северной части Тамбова – на окраине Пушкарской слободы. Застава  состояла из двух каменных столбов-обелисков со шлагбаумами и двух караулен (кордегардий), офицерской и солдатской. Здесь проверяли документы у въезжавших в город, выявляя беспаспортных лиц и дезертиров.

Вид губернского города Тамбова от восточной стороны. Фрагмент гравюры В. Усачева. 1799.
Вид губернского города Тамбова от восточной стороны. Фрагмент гравюры В. Усачева. 1799.
Слева - Спасо-Преображенский кафедральный собор;
справа (на дальнем плане) - Вознесенская церковь Вознесенского женского монастыря;
в центре (на дальнем плане) виднеются Московские ворота с обелисками (над ними надпись: "Московская дорога")

По генеральному плану 1781 года, вокруг города был выкопан ров, который впоследствии назвали Обводным каналом. Образовавшаяся вдоль рва улица в северной части Тамбова получила название Струговой. На ее пересечении с Московской дорогой (Козловской улицей) и встала застава (ныне перекресток улиц Пролетарской и Мичуринской). Еще до приезда в Тамбов Державина из центра сюда был перенесен деревянный тюремный острог, а недалеко стояла слободская кладбищенская Боголюбская церковь.

Строительство Московских ворот шло быстро, с участием военных. Уже 15 июня комендант Булдаков распорядился выделить средства на покупку черепицы и лубков для покрытия сооружений. Кроме въездных ворот и кордегардий, черепица нигде в описях строений Тамбова того времени не встречается. Это является свидетельством того, что застава должна была стать одним из главных архитектурных образов города, являвшего путникам свое лицо. На воротах впервые появились золоченые рельефные изображения герба Тамбова с ульем и пчелами.


Герб Тамбовского наместничества. Керамика

В архиве сохранился документ о выделении денег «за покупные для сделания к Московско­му въезду гербов листовое железо, за две медные шишки, за медь на позлащение оных, за золото пять книжек, за позлащение оных ма­стеру, за спилку двух шпилек, живописцу и щикатурщикам за работу и за прочие материалы».

Осенью 1789 года было сделано описание заставы: «Московскаго въезда ворота кирпичныя, о двух столбах и в них з гербами здешняго наместничества о двух кирпичных стенах; при оных воротах, по обе стороны, кордегардия офицерская…, на левой стороне каменная кордегардия».


План Тамбова 1832 г. Фрагмент

На плане города Тамбова 1832 года постройки в этой части города подписаны:
№ 37 – «при въездах караульные шлагбаумы»,
№ 27 – «тюремный замок, в котором церковь Святого Князя Александра Невского»,
№ 53 – погреб для хранения пороха.
№ 31– питейный дом.


План Тамбова 1851-1852 гг.

Любой путник, въезжавший в город через Московские ворота, следовал по Козловской улице в центр Тамбова, к каменному мосту через Студенец. С возвышенности впереди ему была видна Никольская (Троицкая) церковь и Спасо-Преображенский кафедральный собор.

Вид на Троицкую-Никольскую церковь с Державинского моста. Фото начала XX в.
Вид на Троицкую-Никольскую церковь с Державинского моста. Фото начала XX в.


Когда Московские ворота разобрали, неизвестно, но фотография рубежа XIXXX веков сохранили для нас их облик.


Вид на Спасо-Преображенский собор с ул. Мичуринской. Тамбов. Фото 2012 г.


Улица Мичуринская в Тамбове (бывшая Московская дорога). Фото 2012 г.
Tags: Тамбов
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments