http://dmitrij-sergeev.livejournal.com/510492.html
Наткнулся в мемуарах Льва Бондаревского "Та сторона. Кбс" на такой эпизод:
«МУЖСКАЯ ШКОЛА СОРОК СЕДЬМАЯ "ГВАРДЕЙСКАЯ".
Четырёхэтажное типовое здание.Таких школ много понастроили в СССР до войны. Широкие коридоры вдоль здания, по бокам запасные выходы, в центре главная лестница винтом. Классы все на одну сторону, на юг. На каждом этаже ещё и т.н. кабинеты, расположенные посреди здания -напротив классов…..С началом войны школу занял госпиталь, но в 43-м году он съехал.»
Тут же вспомнился эпизод из мемуаров Николая Александровича Троицкого («Ты мое столетье...» М., 2006), который в середине 30-х был заместителем ученого секретаря Академии архитектуры Генриха Маврикиевича Людвига:
«Как-то раз Генрих Маврикиевич поручил собрать руководителей архитектурных мастерских по поводу проектирования новых школьных зданий.
– Итоги совещания не подлежат широкой огласке. Закрытое постановление правительства требует значительного увеличения числа школ с учётом возможности использования их в военное время под госпитали для раненых. Поэтому… – и где-нибудь через четверть часа, слушая очередную реплику, он мирно засыпал, сидя в кресле».
Я еще всегда удивлялся, с какой стати в 30-е годы при дикой жилищной нищете строились в относительно большом количестве монументальные каменные школы, причем практически все одинаковые по планировочной схеме. Вроде бы заинтересованности в этом у правительства быть не должно, все-таки, не театры, и не райкомы. Да и все равно их было мало.
Мемуары Троицкого объяснили загадку. В рамках подготовки к мировой войне строили госпитали, которые только временно, в мирное время, исполняли роль школ. Функционально больница – гораздо более жесткая система, чем школа, но в целом похожая. Классы легко превращаются в палаты, а учебные кабинеты в лечебные.
Оригинал - Наткнулся в мемуарах Льва Бондаревского "Та сторона. Кбс" на такой эпизод:
«МУЖСКАЯ ШКОЛА СОРОК СЕДЬМАЯ "ГВАРДЕЙСКАЯ".
Четырёхэтажное типовое здание.Таких школ много понастроили в СССР до войны. Широкие коридоры вдоль здания, по бокам запасные выходы, в центре главная лестница винтом. Классы все на одну сторону, на юг. На каждом этаже ещё и т.н. кабинеты, расположенные посреди здания -напротив классов…..С началом войны школу занял госпиталь, но в 43-м году он съехал.»
Тут же вспомнился эпизод из мемуаров Николая Александровича Троицкого («Ты мое столетье...» М., 2006), который в середине 30-х был заместителем ученого секретаря Академии архитектуры Генриха Маврикиевича Людвига:
«Как-то раз Генрих Маврикиевич поручил собрать руководителей архитектурных мастерских по поводу проектирования новых школьных зданий.
– Итоги совещания не подлежат широкой огласке. Закрытое постановление правительства требует значительного увеличения числа школ с учётом возможности использования их в военное время под госпитали для раненых. Поэтому… – и где-нибудь через четверть часа, слушая очередную реплику, он мирно засыпал, сидя в кресле».
Я еще всегда удивлялся, с какой стати в 30-е годы при дикой жилищной нищете строились в относительно большом количестве монументальные каменные школы, причем практически все одинаковые по планировочной схеме. Вроде бы заинтересованности в этом у правительства быть не должно, все-таки, не театры, и не райкомы. Да и все равно их было мало.
Мемуары Троицкого объяснили загадку. В рамках подготовки к мировой войне строили госпитали, которые только временно, в мирное время, исполняли роль школ. Функционально больница – гораздо более жесткая система, чем школа, но в целом похожая. Классы легко превращаются в палаты, а учебные кабинеты в лечебные.
Comments
рядом стояло уздание УПК - той же планировки и тоже окнами на юг
Армия воюет где-нибудь на Пиренеях и/или Иране, а раненые лечатся дома.
Расход живой силы в первый год войны планировался в 100% (ссылку сейчас искать не буду, некогда).
Интересно ,а почему вас не удивляет, что при дикой жилищной нищите вообще строились дорогостоящие исполинские дома, даже жилые. Ведь массовый советский дом - это двухэтажка из кирпича или дерева без украшений, но их строили не так много. А многоэтажные жилые дома в СССР 1930-х это шик, и Хрущёв был совершенно прав когда прекратил это безобразие, к тому же такое засилье неоклассицизма было атавизмом.
Ну а уже в начале 1930-х стана готовилась к войне, и должно было быть обозначено использование зданий в военное время. Не думаю, что это касалось только школ. Использование в качестве оспиталя это всё же второстепенная функция и не стоит называть их госпиталями, а то по такой логике можно дойти до того, что в 1950-х строили не жилые дома, а бомбоубежища с функцией надземного жилого дома.
----------------------------------------
Честно говоря, не понимаю, что такое «позиционировал себя как социалистическую страну» и как в связи с этим должны были выглядеть школы. Строительство дорогостоящих монументальных школ-госпиталей не решало проблему со школами, а усугубляло ее. При общем ничтожном финансировании школьного строительства, строительство минимального количества дорогих школ, только усугубляло катастрофу в целом.
…………………………………….
Интересно ,а почему вас не удивляет, что при дикой жилищной нищете вообще строились дорогостоящие исполинские дома, даже жилые.
…………………………………….
Потому что я знаю, как была устроена советская власть при Сталине. Сносными жилищными условиями (как и сносным продовольствием, одеждой, медобслуживанием и пр.) обеспечивался только узкий привилегированный слой начальства разного ранга.
Остальные жили по-скотски.
…………………………………………………………………
Ну а уже в начале 1930-х стана готовилась к войне, и должно было быть обозначено использование зданий в военное время. Не думаю, что это касалось только школ
----------------------------------------
Это точно. Нападение на внешний мир Стали целенаправленно готовил с 1928 г. Собственно, у индустриализации иной цели и не было. И, конечно, это касалось не только школ. Это называется - мобилизиционная экономика.