bruno_west (bruno_west) wrote in arch_heritage,
bruno_west
bruno_west
arch_heritage

Categories:

Отрада для ума, услада для души...



По телевизору показали передачу про «Архангельское». Загробный дикторский баритон напомнил заунывные утренние трансляции ленинградского радио – под такой фон хорошо вешаться.

Ну а если прислушаться – много вранья. Этими фальсификаторами не только искажена тональностьт повествования, но и вовсе не учтен фактор передачи барского угодья во владение РККА.

Климатическая курортная местность на берегу реки Москвы. Старинная усадьба князей Голицыных и Юсуповых с большим регулярным парком, террасами спускающимся к реке, дворцы, музейная экспозиция привлекают сюда многочисленных паломников. Живописные виды долины привольной реки, холмы, покрытые еловыми и лиственными лесами, до одури чистый воздух, минеральные воды – что еще надо для успешного лечения и отдыха.

Архангельское получило широкую известность в 1703 году как парадная усадьба князя Голицина. Тут завели «аранжереи», где зимовали лавры и померанцы, персики и лимоны, индийские травы и даже, извините, фиги. А Дмитрий Михайлович Голицын собрал уникальную библиотеку, где, кроме русских книг, имелось тысяч пять фолиантов «на чюжестранных диалектах». «Делом его усиленной умственной работы, - писал о князе историк Ключевский, - было спаять в цельный взгляд любовь к отечественной старине и московские боярские притязания с результатами западно-европейской политической мысли». Голицын жестоко пострадал в царствование Анны Иоанновны, ибо принадлежал к Верховному тайному совету, пытавшемуся укротить аппетиты абсолютизма. Запустение воцарилось на просторах Архангельского.



Но вот в 1810 году усадьба сделалась владением - для веселья, а не дня прибыли! - князей Юсуповых и за полвека расцвела, превратилась в выдающееся произведение садово-паркового искусства: в гармоничном единстве переплелись здесь щедрая красота русской природы, бесконечные пейзажные перспективы, монуметальность построек вкупе с тщательною отделкой мелких архитектурных деталей, короче – синтез естественного и созданного человеком. Строительство и украшение усадьбы длилось свыше полувека. И вот коллекция живописи и шедевры античной скульптуры, изделия юсуповского фарфорового завода, шестнадцать тысяч томов книжных раритетов – создалось бесценное юсуповское собрание, где широко представлены лучшие достижения материальной культуры. Здесь поработали архитекторы Осип Бове и ЕвграфТюрин, а пуще всех на славу потрудился крепостной зодчий Василий Стрижаков. Здесь бывали Карамзин, Пушкин, Герцен... Архангельское – зримое явление всего лучшего, что было создано в русской архитектуре и садово-парковом искусстве XVIII-XIX веков. На обрыве берега Москвы-реки исключительной красоты, компактная и трогательная в своей миниатюрности церковь Михаила Архангела, дворец, у подножия которых раскинулись террасы, украшенные беломраморными статуями, с павильонами и малым дворцом "Каприз", а также памятными колоннами в честь посещения усадьбы императорами, театр (1818) с сохранившимися в нем декорациями Пьетро Гонзага, Колоннада – все это в гармонии с чарующей природой сделали Архангельское одним из красивейших мест всей России.

Вотчинная церковь Михаила Архангела – самое древнее здесь сооружение (1667, архитектор:Павел Потехин). Это сложенный из кирпича двустолпный храм с сомкнутым сводом, опирающимся на столбы и алтарную стену. Храм поистине миниатюрен, и в выходные дни попасть сюда непросто: случись, к примеру, модное ныне венчание – и появляется на дверях плакатик – извините, временно входа нет.

Нам повезло – приехали пока узкая дорога у ворот усадьбы не до отказа была забита машинами. Шустрый дедок, не иначе как полковник в отставке, взял за парковку у ворот всего почти что и ничего. Мороз и солнце – день чудесный! Последний раз такое чудо я видел на Оке, когда шел по льду реки из Тарусы в Поленово. А еще говорят, что райского блаженства надо искать за тридевять земель, а ведь в каждом уголке Руси сыщется немало таких вот уголков, благолепных в любое время года.

Когда заповедное место было занято военным санаторием, то «к услугам отдыхающих была обширная библиотека новых и старинных (юсуповских) книг, - читаем в путеводителе сорокового года. – Командиры не только любуются художественными переплетами, но внимательно читают самые книги, учатся по ним, пополняют знания, расширяют кругозор». Так сказано в путеводителе – страницы которого (некоторые, не все) тут предъявлены вам.






Увы, сейчас в Архангельском перманентный ремонт и тут нельзя льстить себя надеждой увидеть, например, подлинник мраморной ступни античного раба, и остается только лишь позавидовать современникам того путеводителя, когда были «к услугам отдыхающих – юсуповский дворец-музей, произведения Ван-Дейка, Буше, Виже-Лебрен, Тьеполо, Гюбер Робера и др.». Пожалуй, нескоро распахнутся двери дворца (архитектор Шевалье де Герн), где, по словам Пушкина, «циркуль зодчего, палитра и резец ученой прихоти повиновались и вдохновенные в волшебстве состязались». Зато теперь «к услугам отдыхающих» пока еще открыты для осмотра парк и храм-усыпальница – так называемая Колоннада. Сейчас там постоянная экспозиция, где можно лицезреть Андромаху, которая заступается за Астианакса, а также живописные античные руины – все-таки частица юсуповской пинакотеки явлена посетителям. Сия усыпальница – самое позднее сооружение в усадьбе (1909-1916). Впечатляющую, увенчанную куполом ротонду с гранитными крыльями колоннад создал Р.И.Клейн. Воздвигнутая как храм-усыпальница после убийства на дуэли Николая Юсупова-младшего, здание так и не сыграло предназначенной ему роли. Внутри тут колонный зал, перекрытый куполом. Летом тут будут концерты. Все это навевает представление о традициях овеянного вдохновением прибежища муз. В усадьбе в свое время играл крепостной оркестр, воспитывалась подневольная актриса Анна Борунова. Во второй половине XIX века в Николае Юсупове-младшем, почетном члене Парижской и Римской консерваторий, вдруг проснулся до того дремавший Моцарт: князь проявил себя как незаурядный композитор и скрипач, занялся историей музыки. В начале XX века в Архангельском бывали Игорь Стравинский, пианист Игумнов и многие другие именитые музыканты.

Свято место пусто не бывает. Аллея напоминает офонарелый Арбат – всюду коробейники со своими матрешками и прочими финтифлюшками. А вот довольно занятное сооружение над оврагом – двухэажная арка. И все подбегают и спрашивают: что это, что это? А это, между прочим, памятник конца XVIII века – кладовая для провиантских припасов, сооружена в 1816 году, а потом здание перестроил Осип Бове. В этой кладовой теперь тоже устраиваются всякие выставки – на этот раз про реки и каналы Петербурга. А в находящемся по соседству конторском флигеле – экспозиция об истории заповедника.
История эта делится на два основных периода – расцвет усадьбы и последующее время.

В 1933 году на месте оранжерей, которые были на южной границе усадьбы, начали строить корпуса санатория, стилизованные под первоначальные строения Архангельского. Здесь открыли дом отдыха РККА для старшего и высшего начальствующего состава.
«Москва. Широким полотном легла улица Горького. Бесшумно мчится ЗИС. За зеркальными стеклами в машине видна подтянутая фигура командира Красной Армии». С таким восторгом описывает отбытие на отдых издание тех лет.
По приказу Ворошилова, военный инженер, профессор Апушков спроектировал два новых корпуса санатория – в лучших традициях зодчества тех лет, когда еще в живых были специалисты, умеющие обогащать старинные ансамбли. Корпуса дома отдыха архитектор поставил по бокам роскошной перспективы, открывающейся от бельведера первозданного дворца на Москву-реку. Проектировщик соединил корпуса помещением столовой, но чтоб не закрывать панораму обзора... зарыл общепитовский зал под землю, так что крыша стала частью блистательного юсуповского партера. Пока строили новые корпуса – четыре года – для командиров приспособили комнаты в старом дворце. "Архангельское" и тут теперь великолепный климатический курорт.

Итак, с тридцать третьего года усадьба в руках военного ведомства. С 1985 года тут тянется вялотекущая реставрация. Мало чем помогла передача года заповедного уголка под крыло Министерства культуры. Уж сколько лет прошло, а кроме взывания к так называемой спонсорской помощи, дело вперед не движется. Известное дело – сие есть глас вопиющего в пустыне, ибо явившиеся взамен князей Голицыных и Юсуповых невесть с чего вдруг лопающиеся от богатств дерипаски и абрамовичи заняты другим – подсчитывают дивиденды, им и дела нет до того, что где-то что-то невозвратимо рухнет. Зато с каким восторгом несколько лет назад раструбили на весь мир, что American Express выделило грант ($70000) музею-заповеднику Архангельское как единственному сохранившемуся до наших дней поместью XVIII века. Заповедник удостоился чести попасть в составленный в 2000 году Всемирной программой надзора за памятниками архитектуры «Список ста памятников архитектуры, находящихся под угрозой разрушения». Тогда в Российском фонде культуры на церемонии, как указывали пресс-релизы, присутствовали именитые гости, среди которых были высшие должностные лица, деятели культуры и представители прессы... Поди ведь и фуршет забацали. Какая прелесть! А ведь $70000 – это всего лишь стоимость средненького лимузина, которыми буквально забиты гаражи мэрий, префектур и прочих загогулин власти. American Express тут не при чем – нам самим должно быть стыдно: народ содержит уйму «профессионалов» по части надувания щек, а русская старина гибнет.

Так что – спешите видеть, а то и впрямь сбудется зловещее предсказание Герцена, который в 1838 году писал:
«Бывали ли вы в Архангельском? Ежели нет, поезжайте, а то оно, пожалуй, превратится или в фильятурную (прядильную) фабрику, или, не знаю во что, но превратится из прекрасного цветка в огородное растение».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments