mgsupgs (mgsupgs) wrote in arch_heritage,
mgsupgs
mgsupgs
arch_heritage

Categories:

Вот Эллинг, который построил царь....

Оригинал взят у mgsupgs в Вот Эллинг, который построил царь....


Вот довольно известное фото 1913 года на котором представлен новенький эллинг Путиловского завода, ныне Северная верфь. Возникает резонный вопрос, а куда он подевался. Копнем историю вопроса. Вернемся в Лапотную и гнилую империю...





В 1912 году царским правительством была принята долгожданная «Программа усиленного судостроения на 1912-1916 годы». Помимо постройки линейных крейсеров типа «Измаил» программа предусматривала строительство для Балтийского флота четырех легких крейсеров и 36 эскадренных миноносцев.



Так как было ясно, что имеющиеся казенные заводы не в состоянии справится со строительством такого количества кораблей, принятая программа вызвала оживление среди частных предпринимателей, и не в последнюю очередь в правлении Путиловского завода, имевшего свою собственную небольшую верфь, на которой уже был построен ряд кораблей Российского флота, в частности знаменитый эсминец «Новик».

По итогам проведенных конкурсов, путиловцы получили заказ сразу на два легких крейсера и восемь эскадренных миноносцев.



Поскольку теперь имеющихся мощностей не хватало, а принятая программа кораблестроения явно не стала бы последней (для Балтийского планировалось заложить в 1915 году еще четыре линейных корабля, а 1917-1918 годах сразу восемь, не считая крейсеров и эсминцев), правление Путиловского завода предприняло энергичные шаги для создания новой современной верфи, рассчитанной на одновременную постройку двух линейных кораблей или четырех легких крейсеров.



В частности на территории новой верфи в 1913-1914 гг. был построен огромный открытый эллинг, имеющий размеры в свету 252х76х37 м.

В нем и были начаты постройкой крейсера «Адмирал Бутаков» и «Адмирал Спиридов».



Шли годы. Путиловская верфь превратилась со временем в завод имени Жданова, взявший на себя постройку львиной доли предвоенных эскадренных миноносцев и сторожевых кораблей Балтийского флота СССР. Для этого на территории завода был построен большой закрытый эллинг, что повлекло большой расход государственных средств.

Но позвольте, ведь эллинг уже существовал? Да, большой эллинг загадочным образом исчез в 20-е годы.

Вот спутниковый снимок территории нынешних «Северных верфей»:





А вот карта территории Путиловской верфи в 1914 год:





Для наглядности совместим карту и фотографию:



Красным квадратом (1) выделено место, где располагался большой эллинг царских времен. Цифрой -2 обозначено здание, в котором располагались склад стали и плаз (здание сохранилось), цифрой -3 малый миноносный эллинг, так же сохранившийся. 4-новый эллинг построенный в 30-е годы.



Поскольку не в Первую мировую ни в Гражданскую войны Петербург-Петроград-Ленинград не захватывался противником, и не подвергался ковровым бомбардировкам, очевидно огромное металлическое сооружение было попросту утилизировано во время простоя завода в 20-е гг. Два других здания сохранились потому, что были каменными, а следовательно не представляли интереса для организаций вывозящих металлолом за границу.

(с) Тыц, тыц, вики

Еще про Гнилую Империю



Tags: промышленная архитектура
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments