av_otus (av_otus) wrote in arch_heritage,
av_otus
av_otus
arch_heritage

Categories:

Осень в Донском монастыре. Храмы и некрополь

Это не путеводитель по монастырю, и не рассказ о его истории. Но и не случайные картинки. Это мои осенние довольно долгие бродилки по засыпанным желтой листвой дорожкам, среди разнокалиберных храмов, каменных саркофагов, стволов старых деревьев - под низким осенним солнцем, быстро закатывающимся и дающим пестрые тени, бегущие вслед за ним с такой же быстротой, меняя картину. В общем, такая медитативная прогулка, какая возможна только золотой осенью и на старом кладбище.
Съемка октября 2010 г.


1. Листья и тени. Вид от горельефов с ХХС (они будут в следующем посте)



2. Донской - единственный (!) из московских монастырей, где сохранился неразоренный некрополь.


3. Памятник такой красивый, что я, увлекшись съемкой, не удосужился посмотреть, кому он.


4. Большой собор (1686-1698). Посвящен Донской иконе Божией Матери. Имеет крестообразную композицию с пятиглавием по сторонам света - "по-украински"..


5. На переднем плане барочная ризница (1748, арх. В.Обухов).


6. Кстати, углы (диагональные выступы) собора были надстроены в нач. XIX в. и покрыты общей кровлей со всем верхом, а до этого композиция была ступенчатой.


7. Малый собор - той же Донской иконы Богоматери ((1591-1593).


8. Надгробия с восточной стороны Большого собора


9. Собор на самом деле такой большой, что при его обходе надгробия смещаются быстро, а он остается примерно в том же ракурсе.


10.


11. В глубине территории царствует осень.


12. Полный набор памятников - от скромных плит в оградах до склепов и даже надмогильных храмиков.


13. Вот сразу в кадре несколько героев следующих кадров: ротондальная церковь Александра Свирского (усыпальница Зубовых), эклектичная церковь Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко), неорусская часовня-усыпальница Левченко.


14.


15. Есть еще и более мелкие часовни, как вот эта необарочная, про которые литература молчит.


16.


17.


18. Церковь Александра Свирского (усыпальница Зубовых). 1796-1798. Построена графом Николаем Александровичем Зубовым, зятем Суворова (но сам он в ней не был похоронен).


19. Живет она без автора, хотя, несмотря на простоту, сделана весьма грамотно.


20.


21. Церковь Иоанна Лествичника (усыпальница Терещенко). Построена в 1896-1898 генерал-майором И.Ф.Терещенко. Тоже без автора. архитектура невоздержанно-эклектичная, в духе А.С.Каминского.


22. Слева - вход в склеп.


23.


24.


25. Вот и все храмы сложились в букет.


26.


27.


28. Металлические ограды появились в монастыре в 90-х, и тогда же для посещения закрыли весь северо-восточный угол с церковью Иоанна Златоуста (территория на кадре справа).


29. А трава была еще сочно-зеленой.


30.


31. Часовня-усыпальница Левченко. 1910-е гг. Вроде как работа Р.И.Клейна (есть его проект надгробной доски для этой часовни).


32. Часовня маленькая, но очень выразительная, качественно нарисованная и построенная


33. Особенно красивы вытянутые главки и линии щипцов, в разных ракурсах создающие разные сочетания.


34.


35.


36.


37.


38.


39. Неопознанная усыпальница-пирамида


40. Такие огромные деревья на кладбищах всегда выглядят символично и по-символистски :)


41. Ампирное надгробие Ивана Ивановича Барышникова - владельца усадьбы Алексино (Смоленская обл.) и дома на Мясницкой.


42. Солнце уже вот-вот спрячется.


43. Малый собор с "годуновской" горкой кокошников


44. На переднем плане обстройки 1678 г. - трапезная с приделами.


45.


46. Большой собор (без солнца).


47. Он же (с солнцем). Над лестницей тогда красовалось произведение современного православного "искусства" (сейчас, насколько я знаю, разум восторжествовал и оно демонтировано).


48.


49. Вот оно во всей красе - баннеры на фанерных листах, укрепленных на металлическом каркасе.


50. Последний кадр перед тем как покинуть территорию монастыря


51. Церковь Тихвинской иконы Богоматери над северными воротами, которые ныне не используются. Построена в 1713-1714 гг. царицей Прасковьей Федоровной. Центрический храм петровского времени. Приписывается Ивану Зарудному без особых оснований.


52. В верхнем ярусе место для колоколов.


53.


54. Главка более поздняя - 1734 г. Интересно, что на ней "сидят" еще крошечные главки с крестами.

В следующей серии - горельефы с храма Христа Спасителя
Tags: av_otus, Клейн, Москва, древнерусская архитектура, классицизм, монастыри, некрополи, неорусский стиль, памятники, храмы, эклектика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments