Первым пунктом нашей поездки стало село Русиново, где находится недавно отреставрированный Храм Святителя Николая и источник Святого Николая Угодника территория которого так же была недавно благоустроена.
История храма уходит в глубину веков. Известно, что деревянный храм Николы Чудотворца стоял на берегу реки Протвы в сельце Русиново, вотчине Боровского монастыря, в 1613 году. Как сообщает «Приправочная книга по дозору Боровского уезда» деревянный храм Николы был древен и ветх. Возможно, он чудом уцелел в 1610 году, когда сельцо Русиново было сожжено поляками Лжедмитрия, идущими от Калуги на Москву. Возможно, история храма уходит еще глубже, в 15 век, когда, как повествует предание, бывший татарский баскак Русанов, первый владелец нашего села, столкнулся с пришедшим в эти места святым Пафнутием… Отношения между святым отшельником и гордым вельможей не сразу заладились… но скоро потеплели настолько, что Русанов подарил свое село обители преподобного. Каменный «корабельный» 3-х престольный храм вырос на берегу Протвы уже в 19 веке. Храм с престолом в честь святителя Николая Чудотворца и двумя приделами был построен стольником И.В. Золотаревым в 1830 году (по другим данным в 1836) на месте той самой ветхой деревянной церкви (в честь победы русских войск над Наполеоном в войне 1812 года). Никольский храм пережил годы революции и гражданской войны. Но в 30-е годы был закрыт. Последний служивший в храме священник Сергий Маккавейский был арестован в 1932 году и отправлен в ссылку в Казахстан. Последний настоятель — священник Николай Тихомиров — уехал с семьей в Москву. Осенью 1941-го храм подвергся массированному артобстрелу в результате которого был разрушен купол колокольни. Разрушение храма, начатое войной, продолжилось и в мирные дни.В конце XX века обезглавленная церковь Николы Чудотворца в с. Русиново, использовавшаяся под склад, представляла собой грустное зрелище. Купол отсутствовал, стены были разрушены, горы мусора внутри и снаружи. В марте 1998 года то, что оставалось от храма, было передано Калужской Епархии. В 2005 году началось его восстановление. В 2010-2012 годах, к восстановлению подключились неравнодушные компании и частные лица, храм начал быстро оживать. Сегодня, хотя леса еще не убраны, храм полноценно функционирует.
Следующим пунктом нашей клубной поездки стал Пафнутьево-Боровский монастырь с колокольни которого открывается шикарный вид на город.
По пути на колокольню
Виды с колокольни
Вид на Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Вид на Храм великомученика Димитрия Солунского
Виды на монастырь со стены
Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истремы в реку Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, по причине нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель - Иосифо-Волоколамский монастырь.
На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря является самой ранней известной работой великого иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря - иконника Митрофана.
Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Федора Ивановича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранись до нашего времени (они находятся в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского государственного областного краеведческого музея).
В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время строится и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя К. О. Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.
В 1610 году монастырь оборонял от поляков князь Михаил Волконский, однако он был взят и сожжён. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском Соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и Пафнутиевский архимандрит Иона.
В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел Коломенский, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиект выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Против боровских противников реформ были проведены репрессии, иеромонах Полиект Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.
В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении известный руководитель сторонников старой веры протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержались под стражей и были уморены голодом боярыня Морозова (в иночестве Феодора) и её сестра княгиня Урусова.
В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нём разместили исправительную колонию, потом - сельхозтехникум.
При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29-ти сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века. Перед возвращением монастыря Русской Православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.
Монастырь был передан Православной Церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители - преподобного Пафнутия Боровского.
Приехав в центр города я первым делом отправился к деревянному Храму Покрова Пресвятой Богородицы от которого открываются очень красивые виды на город.
Далее я отправился к Храму Бориса и Глеба (розовый), поскольку на реке Протва нет моста путь этот не близкий, но за то по пути можно осмотреть оставшиеся достопримечательности. К слову если тяжело ходить или просто лень можно договориться с местными таксистами которые всего за 500р покажут город и окрестности.
Фабрика Ежиковых - Памятник архитектуры конца 19 начала 20 вв.
Храм Воздвижения Креста Господня
Время постройки деревянного Крестовоздвиженского храма неизвестно. Он существовал уже к 1764 году, когда к нему был приписан упраздненный Покровский Боровский Высокий монастырь. В 1812 году храм сгорел, и в 1814 году на его месте прихожанами и жертвователями был построен каменный храм с двумя приделами.
В годы советской власти он был закрыт. В настоящее время в нем располагается водонапорная башня. Храм передан Калужской епархи и в данный момент идет его реставрация.
Городская усадьба Шокиных
В Боровске много красивых деревянных домов, с замечательной резьбой. Но самый красивый наверное - так называемый дом Шокиных. Неофициально носит титул «самого красивого дома» Боровска. Дом поражает своей красотой и таинственностью. От улицы здание отделено глухим высоким забором и большими воротами, рядом с домом находится небольшая башенка, а во дворе — еще одна. Первый этаж выполнен из массивного камня, а фасадная сторона украшена красивыми рустованными вставками, скрашивающими длинную стену.
На втором этаже — уникальное кружевное убранство. Особенно примечательны крыша с треугольными фронтонами и небольшое сказочное слуховое окошко на чердаке. В этой городской усадьбе когда-то располагался детский сад. Что ж, это место как раз подходит для воспитания одаренных детей.
Во имя Всех Святых (старообрядческий)
Храм построен в 1890 году по инициативе Всехсвятской старообрядческой общины города Боровска. Большую часть суммы на строительство храма внес Московский купец 2-й гильдии В.И.Санин, имевший собственное химическое производство на юге Малоярославецкого уезда Калужской губернии. С самого открытия и до 1924 года (до смерти)настоятелем храма был о.Карп. При церкви им был организован женский хор, что было нетипично для старообрядческих храмов. В 1928 году храм Всех Святых был закрыт. Его помещение использовалось в качестве местного дома культуры. Ныне же здесь работает картинная галерея.
Храм Спаса-Преображения на Взгорье
Храм был построен в 1804 году московским купцом Василием Степановичем Просвириным. Это был один из самых благоустроенных храмов города. В 1848 году при нем была выстроена каменная богадельня для женщин духовного звания и обеспечена вкладом в 12000 рублей. В 30-е годы 20 века храм был закрыт. В послевоенное время в нем была устроена мельница, частично сохранившаяся до нашего времени. В конце 20 века храм использовался под склад торга. Позже, до самой передачи епархии, храм находился в ведении МУП «Сосновый бор». В здании богадельни (улица Урицкого, 21) в настоящее время проживают люди. 12 февраля 2001 года в администрацию области обратился архиепископ Климент с просьбой вернуть храм Церкви. 13 декабря 2001 года храм был передан епархии в безвозмездное пользование.
Если чуть пройти по подворотни, то взору откроется вид на Храм Архангела Михаила в Красном селе
Рядом с храмом Спаса-Преображения находится памятник архитектуры 19века "Дом приезжих", на вид это обычный невзрачный домик, о статусе которого можно догадаться лишь по табличке на стене.
Вечный огонь
Памятник Циолковскому
Памятник-часовня боярыне Ф.П. Морозовой
Рядом с холма открывается очередной красивый вид на город
Памятник Гагарину
Благовещенский собор
«Боровск» на Яндекс.Фотках
Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня.
К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. Благовещенский собор является одним из древнейших в Калужской области.
Храм Введения Пресвятой Богородицы
Храм был заложен в 1906 г., а 18 декабря 1908 г. — торжественно освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1914 г. была построена колокольня, 15 февраля 1914 г. на нее подняли колокола.
В 1940 г. храм был закрыт, и здесь расположилась деревообрабатывающая артель. Во время оккупации города фашистами храм передали верующим, которые сделали ремонт и с 30 ноября по 7 декабря 1941 г. совершали богослужения. После чего распоряжением немецкого коменданта храм стали использовать под тюрьму для русских военнопленных. Он вновь был обезображен. В 1945 г. здесь устроили хранилище зерна и овощей, позже храм передали инкубаторной станции, размещавшейся там до 1990 г.
18 января 1990 г. храм вернули Боровской старообрядческой общине, 4 апреля он был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В настоящее время храм восстанавливается и благоустраивается.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий) расположен посреди территории автобазы и просто так к нему не подойти, храм действующий.
Храм является пожалуй самой величественной постройкой города, он построен по инициативе второй Покровской старообрядческой общины города Боровска. Освящен в 1912 году. В 1928-1929 гг. - храм закрывается. Сейчас постепенно восстанавливается.
Церковь Бориса и Глеба
Построен в 1704 г. прихожанами. Возведен одновременно с трапезной и приделом Пафнутия в 1704 году. Искусные каменщики акцентировали углы четверика колоннами-дудочками, охватили его двумя поясами многорядных карнизов, украсили нарядными наличниками оконные проемы, а входы в храм перспективными порталами.
История Боровска
Первое упоминание о городе содержится в духовной грамоте великого князя Ивана Красного, датированной 1358 годом, однако найденная на Боровском городище керамика датируется более ранним временем, XI-XIII века, что свидетельствует о существовании здесь древнерусского поселения.
Около 1378 года Дмитрий Донской передает Боровск вместе с несколькими волостями князю Владимиру Андреевичу Храброму и город становится одним из центров Серпуховско-Боровского княжества, которое просуществовало до 3-ей четверти XV в.
В середине XV века Пафнутий Боровский основал на окраине города крупный культурно-религиозный центр Московского государства - Пафнутьево-Боровский монастырь. В 1480 году владевший городом Иван III готовил под Боровском войска к битве с ордынцами.
В XVII веке Боровск стал ареной трагедии старообрядчества. Сюда был сослан протопоп Аввакум, в Боровский острог были помещены (и там погублены) его соратницы - боярыня Морозова и её сестра княгиня Урусова.
Во время Отечественной войны 1812 года город и Пафнутьев монастырь были сожжены и разорены французами. В мае 1857 года город вновь сильно пострадал от пожара - сгорело 150 жилых домов, 200 лавок и несколько церквей.
С 1880 по 1892 годы в Боровске жил К. Э. Циолковский, работавший здесь преподавателем. Ранее здесь жил и учительствовал религиозный мыслитель Н. Ф. Фёдоров.
С 1929 года город - центр Боровского района Калужского округа Московской области (с 1944 года - Калужской области)