Когда был основан этот город и почему он носит наименование, на первый взгляд, созвучное древнегреческому языку? По данному поводу среди исследователей бытует множество различных толкований. Поэтому эту часть истории мы опустим. Первое письменное упоминание как города (Карго поле) датируется XV веком, когда в 1447 году каргопольцы дали приют бежавшим из Москвы князьям Ивану Можайскому и Дмитрию Шемяке. В то время Каргополь вёл активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы. В царствование Ивана IV, в 1565 году город зачислен в девятнадцать "царских городов", обеспечивавших содержание опричнины. К этому времени город становится одним из богатейших торговых центров Севера. Он уже славился своей сильной крепостью, которая не раз отражала вражеские полчища, посягавшие на северные земли Русского государства.
Однако, в XVIII столетии, с открытием Балтийского морского пути, Каргополь постепенно теряет своё торговое и стратегическое значение и к 1770-м годам числится уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии. В XIX же веке Каргополь уже становится глухим и окраинным северным городком с населением не более 3000 человек, где кроме великолепных белокаменных храмов, ничто не напоминает о былом его расцвете и величии. Таким он дошёл и до наших дней.
А теперь чуть подробнее о некоторых достопримечательностях Каргополя. Начнём с ансамбля Соборной площади (позднее переименованную в Новую торговую). На ранней ступени своего существования город представлял собой крепость, около которой сформировался посад. Первое поселение Каргополя относят к Колобовой горке, некогда бывшей островом (находится юго-западнее от современного центра города). Со временем и ростом города укрепление не раз переносилось. Предполагается, что с утратой боеспособности укрепления у Старого Торга (о нём чуть ниже) были перенесены сюда. В это время, середина XVI века, и сформировалась главная Соборная площадь. Первоначально здесь были воздвигнуты деревянные церкви.
Существующая ныне каменная церковь Рождества Иоанна Предтечи построена в 1740-1751 годах на месте деревянного храма, сгоревшего в пожаре 1731 года. Примечательна своими куполами и нетипичной для каменных церквей трёхчастной бочечной крышей с главами.
Интерес на площади вызывает колокольня, выстроенная в 1767 году и имеющая совершенно иную стилистическую трактовку, нежели постройки, созданные до неё. В архитектуре ощутимы черты назревающего в России классицизма. Постройка такой величественной колокольни в Каргополе с элементами триумфальных арок, приурочена к проезду через город императрицы Екатерины II. Ось колокольни, а следовательно и арка нижнего яруса, были строго совмещены с осью Санкт-Петербургского тракта. Во имя этого события был даже нарушен церковный канон постановки креста, который зодчие ориентировали не на восток, а на тракт. Однако усердие строителей оказалось напрасным: приезд Екатерины II в Каргополь так и не состоялся.
Христорождественский собор уже не первый год окружён строительными лесами, для демонтажа которых у музея нет средств. Является древнейшим каменным зданием в городе - был возведён в 1562 году из тёсанного белого камня. Современный облик собора значительно отличается от первоначального. Претерпевал изменения в середине XVII столетия и после пожара 1765 года. В 1936 году собор был передан Каргопольскому государственному историко-архитектурному и художественному музею, в чьём ведении пребывает и сейчас.
А это Старый Торг. Как гласят сохранившиеся документы, в XV веке укрепления с Колобовой горки переместилось в западную часть поселения, где был торг и большой церковный ансамбль. Места эти позднее стали именовать Старой торговой площадью.
Строительство монументальных каменных особенно интенсивно начало развиваться с середины XVII века, после тревожных и трудных лет польско-литовской интервенции. От этого периода в городе сохранилось три церкви, представляющие собой уникальные памятники не только для Каргополя, но и для русской северной архитектуры в целом. Две из них были построены здесь - на Старой торговой площади.
Двухэтажная Благовещенская церковь 1692 года - жемчужина белокаменной архитектуры Русского Севера. Трудно найти для XVII века второй такой пример, где слились в единое целое суровая грубоватая пластика монументальных стен и тонкая ювелирная огранка деталей.
Восхищение вызывает трёхчастная апсида. Полукружия двух ярусов аркатуры украшены тонким бисером "каргопольского узорочья". «Восточная стена, с тремя алтарными полукружиями, является шедевром стенной обработки вообще.» - И. Э. Грабарь.
Удивительным разнообразием размеров, форм и особенно богатством обработки отличаются окна и наличники. Так, на все 34 окна, расположенных на всех фасадах здания, приходится до 15 типов оконных обрамлений. И. Грабарь недаром писал о «ничтожных, почти нищенских средствах» зодчего Благовещенской церкви, которому «удалось достигнуть впечатления ошеломляющей нарядности».
Белокаменный храм Рождества Богородицы построен по проекту архитекторов А. и С. Пометяевых в 1678-1682 годах и был одноглавым. Пятиглавие и колокольню пристроили в 1844 году. Именно от убранства этой церкви пошло понятие "каргопольского узорочья".
Ещё одна культовая постройка на Старом Торге это одноглавая (изначально пятиглавая) белокаменная Никольская церковь 1741 года.
Перемещаемся в юго-западную часть города, здесь расположена церковь Зосимы и Савватия 1819 года постройки, отражающая влияние архитектуры петербургского классицизма. Когда-то давно на этом месте была древняя церковь, известная как Горская. Церковь Зосимы и Савватия это завершение церковной архитектурной истории Каргополя - последний построенный каменный храм города.
Одноэтажный объём церкви увенчан массивной, украшенной колоннадой, ротондой, перекрытой плоским куполом. Двухэтажную трапезную над западным входом венчает небольшая колоколенка. Церковь эта, как и многие другие, принадлежит всё тому же Каргопольскому государственному историко-архитектурному музею и используется, как концертно-выставочный зал.
А теперь перейдём к гражданской архитектуре. Немного в наше время городов, где больше половины жилых домов это деревянное зодчество XIX века. В Каргополе историческая застройка удивляет большим количеством сохранившихся старинных бревенчатых домов. После очередного большого пожара в 1765 году, когда было уничтожено более трёхсот строений, город начали отстраивать заново. Однако и после реконструкции, перепланировки и благоустройства к концу XVIII столетия город по-прежнему оставался деревянным. И даже спустя век, в 1891 году, гражданских каменных зданий значилось только одиннадцать.
Город и по ныне располагает в основном неблагоустроенным жильем. За исключением нескольких примеров, таких как дом купца Мокеева (начало XX века). На углу дома памятная мраморная доска, возвещающая, что улица, на которой находится дом, "названа именем руководителя крестьянской войны начала XVII века Болотникова Ивана Исаевича. Казнён в Каргополе в 1608 году."
Жилой бревенчатый дом второй половины XIX века. За более чем сто лет первый этаж уж врос в землю (так у многих домов здесь).
Сие деревянное творение купеческий дом Серкова 1875 года. И не скажешь, что это купеческий "особняк". Суровость севера вносит свои коррективы и архитектурных изысков здесь не встретить. Но именно в этом и очарование северных городов.
Ещё одна отличительная черта Каргополя - одинаковые наличники у множества домов - чередование треугольных и плоских сандриков окон. На заднем плане одна из немногих каменных городских построек - небольшой домик мещанина Д. И. Блохина (первая половина XIX века).
На этом одноэтажном, с четырьмя равновеликими мезонинами и небольшой башенкой, доме начала XX века я остановлюсь более подробно. Сей дом принадлежал единственному, постоянно проживающему, иностранцу в Каргополе - шведу по-национальности лесопромышленнику Андреасу Оскаровичу Вагеру (в сетях его ошибочно именуют Вагнером, Варнером или ещё как). Вместе с отцом в городе Онега он владел лесопильным заводом, а здесь занимался заготовкой леса и его сплавом. Надо отдать должное Вагеру - он был этнографом, многое вложил в город и ратовал за его хозяйственное развитие. В отличии от местных купцов, которые взрастив свои капиталы и достигнув ранга первой гильдии, выезжали на жительство в Москву, Санкт-Петербург или Петрозаводск. Был женат на каргополочке Соне Котцовой, дочери своего компаньона из соседнего дома. забавно, что беседка на крыше дома имела и практическое назначение: через подзорную трубу Андреас Оскарович вёл наблюдение за прохождением лесосплава.
Продолжаем прогулку по городу. И мы вновь на Новой торговой площади. По правую руку одни из старейших каменных торговых рядов России. Были выстроены по проекту, выполненному в Петербурге, в 1808 году на месте сгоревшего в 1765 деревянного Гостиного двора. Ранее фасады здания окружали аркадные галереи.
Торговая лавка купца Лехова (начало XX столетия).
А этот грандиозный особняк во всём инете ошибочно выдаётся за дом купца А.А. Вешнякова, каковым на самом деле не является. Такое ощущение, что 90% статей посвящённых Каргополю написаны людьми, непобывавшими там. На самом деле особняк Вешнякова, в котором располагается центр народных ремёсел "Берегиня, расположен совсем по другому адресу и гораздо меньших размеров, поскольку был выстроен на рубеже XVII-XVIII столетий. Моей ошибкой было положиться на информативность сети и не фотографировать памятные таблички на домах Каргополя. Но всё-таки удалось разузнать, что это Городская управа - здание общественного присутствия (присутственные места). Здесь заседал городской голова А.А. Ушаков - особенно уважаемый человек Каргопорля.
Очередной жилой дом XIX века с ушедшим в землю первым этажом.
Гулять по каргопольским улочкам можно бесконечно, но в тот день прогулка была сильно ограничена световым временем. А в городе столько ещё интересного. Поэтому данный отчёт подошёл к концу, а мы говорим: "До новых встреч, Каргополь!".
В создании поста использован материал книги Б.Н. Фёдорова "Каргополь и его окрестности".