Троицкий собор, принявший от Ахтырки и развивший уже в рамках стилистики классицизма тему трехчастных двухбашенных церквей, сам стал объектом архитектурных заимствований. Все выявленные на данный момент его реплики были построены на территориях, входивших до екатерининских реформ во владения Острогожского полка и, несмотря на последующие чередования административной принадлежности, не утративших старые связи и притяжение своего бывшего центра.
В слободе Осиновой (у южных границ острогожских земель) Старобельского уезда в 1792–1802 гг. была построена Успенская церковь, являющаяся несколько видоизмененной и урезанной копией острогожского собора [i]. Успенская церковь одноэтажная и повторяет только верхний этаж прототипа. Ее строители не воспроизвели люкарны на главном куполе и несколько творчески процитировали декоративные вставки над окнами основного объема. Во всем остальном храм точно следует оригиналу, повторяя сложные формы глав и лепной декор из гирлянд. Очевидно, что здесь просто с поправками воспроизвели тот же проект.
Башня над восточной частью выходит в интерьер, являясь световым фонарем для алтарного пространства. У нас нет данных, была ли такая особенность конструкции у острогожского собора. Судя по фотографиям, на которых видны застекленные проемы восточной башни, такое предположение кажется обоснованным. Таким образом, можно зафиксировать появление еще одного оригинального решения в рамках рассматриваемой типологии. Изначально, в украинских церквях, как уже отмечалось, все три части были световыми, затем западная башня стала звонницей, а восточная утратила функциональность, превратившись в декоративную надстройку «для симметрии». И вот, в конце XVIII в. ее решили снова увязать с внутренним пространством.
Аналогичной особенностью обладала еще одна выявленная реплика острогожского собора — утраченная в 1950-х гг. Спасо-Преображенская церковь в Белогорье на берегу Дона, построенная в 1796–1814 гг. [ii] После 1765 г. в Белогорье переселились в качестве «войсковых обывателей» казаки бывших слободских полков. Они же, очевидно, и определили, каким быть новому храму. Первая каменная церковь в слободе, Троицкая, была возведена незадолго до начала строительства Преображенской, в 1790–1793 гг. Она тоже не сохранилась, известен лишь очень условный рисунок, по которому понятно, что храм принадлежал к трехчастной типологии и был, по-видимому, двухэтажным, но детали архитектуры не ясны.
Спасо-Преображенская церковь в Белогорье представляла собой более творческую, чем в Осиновой, переработку образа острогожского собора. Сохранив объемную композицию (даже скругленные углы основного четверика и количество проемов), ее создатели сильно изменили масштабные соотношения всех частей. Центральная ротонда стала выше, на ней появился дополнительный ряд мелких круглых окон. Но главные изменения коснулись западной и восточной частей храма. Они удлинились еще на две оси каждая и почти сравнялись с центральным ядром. А соразмерные башни острогожского собора превратились в гигантские широкие тумбы, соперничающие по габаритам с ротондой. Западная часть к тому же расширена на одну ось, возможно, в ходе последующих перестроек. Здание вышло массивным и тяжеловесным, а его образ приобрел почти гротескный эффект.
По старой съемке трудно судить о деталях, но видно, что сложная профилировка фасадов раннего классицизма, присутствовавшая в оригинале, сменилась более лаконичной отделкой в соответствии с эволюцией стиля к 1790-м гг. И только частые высокие окна с мелкой расстекловкой прямо указывают на раннеклассицистический «профранцузский» дух архитектуры храма.
Спасо-Преображенская церковь в Белогорье
След острогожского собора присутствует и в церковной архитектуре более позднего времени, в частности, в храмах, построенных в основанных в 1817 г. на Слобожанщине военных поселениях. Одна из таких реплик появилась в слободе Байдовке, принадлежавшей к Старобельскому уезду, а еще ранее к землям Острогожского полка (и находящейся совсем рядом с Осиновой). В 1822 г. было завершено строительство Крестовоздвиженской церкви, которое осуществлялось на средства военных поселений [iii]. В упрощенном в соответствии с экономией средств и сменой стилистической моды варианте памятник воспроизводит узнаваемую композицию острогожского и в первую очередь соседнего осиновского храма, также одноэтажного. В планах сходство нагляднее, чем в фасадной разработке, те же закругленные углы главного объема и портики, только четырехколонные и по-провинциальному примитивные. Башни-звонницы абсолютно идентичны, восточная также имеет открытые проемы и поставлена поверх свода.
В бывшем сотенном местечке соседнего с Острогожским Изюмского полка, слободе Кременной, переименованной в 1825 г. в Новоглухов, на средства военных поселений в 1833 г. была возведена Троицкая церковь. Утраченный памятник, судя по фотографиям, принадлежал к палладианскому классицизму рубежа XVIII–XIX вв. и обладал очевидными художественными достоинствами. Изначально компактная стройная композиция с двумя башнями-звонницами была нарушена последующей пристройкой с запада большой колокольни в русском стиле.
Троицкая церковь в Кременной
Хронологически самым поздним отголоском темы острогожского собора можно считать Казанскую (или Спасо-Преображенскую, по престолу в верхнем этаже) церковь в бывшей слободе Гнилой (сейчас с. Гнилое), расположенной фактически в пригороде Острогожска. Храмоздателями выступили сами жители из «войсковых обывателей», озабоченные отсутствием собственного доступного храма [iv]. В 1823 г. они инициировали основание в Гнилой молитвенного дома, а в 1832 г. начали возведение каменной церкви, средства на которую пожертвовала государственная крестьянка А. Н. Клименкова. Освятили храм только в 1846 г. Закономерно, что население, состоявшее преимущественно из бывших казаков, вновь обратилось к типологии традиционной трехчастной церкви, но уже ориентируясь на ее современный вариант, в рамках позднего классицизма.
Большой двухэтажный храм завершает купольная ротонда. Из двух фланкирующих ее башен под звонницу использовали западную, а восточная была превращена в глухой тамбур. Сходство храма с острогожским собором присутствует разве что на уровне избранной заказчиками и строителями типологии, без цитирования или сколь-нибудь очевидного заимствования конкретных форм. Здание иное в плане — это крестообразная структура, у которой все четыре ветви креста образуют фасады с четырехколонными портиками, вплотную приставленными к стенам. Трехчастность четко проявлена только в завершениях, выстроившихся в одну линию, над входом, центром и алтарем, в интерьере она размыта сильно расширившими пространство боковыми пристройками. Архитектура выдает профессионализм автора, возможно, архитектора губернского уровня.
У памятника имеется конкретный источник, и это не Троицкий собор в Острогожске, повлиявший лишь на выбор композиции. Церковь близко воспроизводит один из типовых проектов альбома «Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей» [v]. Среди прочих в альбоме есть чертежи очень похожего по плану и отчасти по фасадам храма. В том, что этот проект был известен автору Казанской церкви, сомнений нет, совпадения слишком конкретны, особенно учитывая редкость использования именно этого варианта.
Можно высказать предположение, что типовой образец при реализации трансформировали с оглядкой на расположенный недалеко городской собор. От него идет двухэтажная структура и, возможно, повторение приставных портиков на всех фасадах. В альбоме Михайлова и Шарлеманя предполагались только два портика, с сильным выносом. Полученный результат вновь, как уже неоднократно отмечалось, стал синтезом местного и привнесенного.
Церкви данного типа характерны и для частного усадебного строительства на рассматриваемых территориях. Так, в 1804 г. графиней М. Я. Девиер, вдовой подполковника М. П. Девиера, владевшей крупными имениями в Валуйском уезде Воронежской губернии [vi], в ее основной усадьбе Масловка (Богородицкое) Змиевской округи под Чугуевым была возведена церковь Рождества Богородицы, представлявшая собой ротонду с примыкавшими башенными объемами притвора и алтаря [vii]. Памятник разрушен в советское время.
Церковь Рождества Богородицы в Масловке
В Пархомовке Богодуховского уезда (недалеко от Ахтырки) в 1808 г. владелицей усадьбы В. Р. Подгоричани, урожденной Шидловской, была возведена Покровская церковь с двумя башнями-звонницами. Позднее их проемы были заложены. Авторство памятника связывают с харьковским архитектором П. А. Ярославским [viii]. Семья Подгоричани принадлежала к местной военной и помещичьей элите. Муж храмоздательницы генерал-поручик И. М. Подгоричани был первым командиром Ахтырского гусарского полка, сформированного в 1766 г. При нем день явления Ахтырской иконы официально стал полковым праздником. По семейному преданию, Покровская церковь была построена вдовой в память о давно умершем супруге, что могло быть конкретной причиной обращения к типологии ахтырского собора.
В ходе исследований, на территориях бывших слободских полков продолжают выявляться церкви, большей частью утраченные и запечатленные лишь на редких фотографиях, которые можно отнести к распространившейся под влиянием ахтырского и острогожского соборов типологии. Ее условно можно определить как двухколоколенные храмы «украинского типа». Вероятно, таких примеров было намного больше, как значительнее и сам масштаб рассматриваемого явления.
Следует заметить, что подобная трансформация местной композиционной основы характерна не только для архитектуры Слобожанщины. В эпоху классицизма двухколоколенные церкви с продольной, традиционно украинской пространственно-планировочной структурой, появляются и в усадебном строительстве на Черниговщине. Ориентируясь на вполне конкретные запросы влиятельных заказчиков, эту композицию, например, успешно разрабатывал Н. А. Львов, в присущей ему палладианской стилистике. Известны его проекты двухколоколенных церквей, выполненные в 1780-х гг. для усадьбы А. А. Безбородко Стольное (не был реализован) и для усадьбы Я. В. Завадовского Дохновичи (Троицкая церковь, 1791 г., не сохранилась). Этот же проект с небольшими изменениями был реализован в усадьбе П. И. Бороздны Медведово (Успенская церковь, 1793 г., не сохранилась) и усадьбе Ф. Д. Ширая Казаричи (Никольская церковь, 1813 г., развернута не по-украински, колокольни с юга и севера).
Всё это свидетельствует о том, что храмостроение Левобережной Украины на протяжении всей второй половины XVIII в. было озабочено проблемой сохранения черт идентичности. Через устойчивые предпочтения заказчиков и влияние значимых образцов оно сумело сохранить важную для себя традицию, продолжив и развив ее уже в рамках общероссийского архитектурного процесса. Оно поддерживало ее и позднее, особенно после известного указа о запрете строить храмы в «малороссийском стиле», последовавшего из Петербурга в 1803 г. Запрет сильно ударил по традиционному деревянному зодчеству, но никак не затронул рассматриваемую типологию, которая, видимо, не соотносилась чиновниками с опасными проявлениями местного сепаратизма. Примечательно во всем этом и то, что непосредственными творцами достигнутого архитектурного синтеза были преимущественно не местные мастера, а архитекторы из Москвы, Петербурга или даже Тулы.
[i] Осиново находится в Новопсковском р-не Луганской области. Памятник опубликован в кн.: Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т. 2. Киев, 1984. С. 118–119; Православные храмы и монастыри Харьковской губернии. 1681–1917: альбом-каталог / Автор-сост. А. Парамонов. Харьков, 2007. С. 321. Сведения о с. Осиново и Успенской церкви, в т. ч. и откровенно ошибочные, собраны в публикации: «Дива Луганщины. Намоленная Успенская церковь в с. Осиновом». URL: http://cxid.info/68579.html.
[ii] В 1805 г. был освящен нижний Никольский храм, в 1814-м — верхний, Спасо-Преображенский. Историю с. Белогорье (ныне Подгоренский р-н Воронежской обл.), составленную на основе неизданной рукописи краеведа Т. В. Калашникова 1966 г. см. на сайте Белогорьевской общеобразовательной школы. URL: http://whitehills.narod.ru/istsel1.html.
[iii] См.: Православные храмы и монастыри Харьковской губернии. С. 27 (указана дата постройки 1844 г.), 320.
[iv] Димитрий (Самбикин), архиепископ. Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Воронеж, 1884–1886. Вып. 1. С. 164; Вып. 4. С. 90, 188; Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Каменский, Каширский, Ольховатский, Острогожский, Подгоренский районы. Вып. 2. Ч. 2. М., 1993. С. 99–101 (памятник датируется 1840–1846 гг.). На официальном сайте Острогожского благочиния начало строительства церкви аргументировано относится к 1832 г. URL: http://ost-hram.orthodox.ru/index.php/2009–11–13–21–23–32/9–2009–11–14–21–14–50.
[v] Шарлемань И. И., Михайлов А. А., Михайлов А. А., Ухтомский А. Г. Собрание планов, фасадов и профилей для строения каменных церквей. СПб., 1824.
[vi] Акиньшин А., Литвинова Т. Воронежская ветвь графского рода Девиеров // Генеалогический вестник. Вып. 2. СПб., 2001.
[vii] См.: Православные храмы и монастыри Харьковской губернии. С. 21.
[viii] Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР. Т. 4. Киев, 1986. С. 114–115.