Осмотр экспозиции дворца закончился. Мне, как человеку исторически необразованному, было интересно, хотя, лучшее сказать - любопытно. Только вот, чувства, что я именно находился в резиденции магнатов так и не появилось. Музейную атмосферу нарушали некоторые залы с демонстрацией, например, кабинета Михалиа Святополк-Мирского. Хотя, аутентичности это не прибавляло. Но, стоит выйти на площадь, и все становится на свои места - мы и правда в замке.
Это сцена мало соответствовала архитектурным особенностям средневековья, но она только своим присутствием погружала в старинные празднества. Каменная кладка скрашивает недостаток безвкусия современности.
Обе башни сохранили свой облик, характерный белорусскому зодчеству XV-XVI веков. Готический декор в виде побеленных ниш и орнамента по периметру отлично сочетаются с красным кирпичем. А бойницы расположены таким образом, что можно вести огонь по неприятелю и во дворе.
- Блин, как тут люди проводят свадьбы? Здесь же столько всяческих легенд о призраках и трупах! Мне бы было ссыкатно, - делится своим мнением Александра Владимировна, наблюдая, как очередные молодожены, нарушая правило носить бахилы, отбивают лакированными туфлями паркет из редчайших пород деревьев.
Каждому, кто не боится высоты и узких проходов, предоставляется возможность прочувствовать на себе, каково быть лучником или арбалетчиком Мирского замка, и поскакать по башням.
С одного из окон дворца отлично видно, каким образом устроена оборонительная составляющая южной и западной стены. Они имели 3 яруса боя: на нижнем уровне расположены просторные печуры, где располагались пушки. Средний уровень, как я понял, в виде галереи проходил внутри стены, а на верхнем ярусе расположена боевая площадка. Туда, как раз-таки, мы и идем.
Забыв про свое больное горло, Любовь Александровна погружается в позитивное облако творческого настроения и выдает порцию снимков с модельным позированием Александры Владимировны.
Кстати, шатровые крыши башен были сделаны в конце XIX века. До этого они были плоские. Сами башни имели 5 ярусов боя с множеством бойниц и внутренних переходов.
С южной стороны на месте радзивилловского яблоневого сада Николай Святополк-Мирский приказал вырыть пруд. Это событие поросло множеством всяческих легенд. Например, что по проклятию матери одного из лесоруба, каждый год в пруду тонет человек, якобы, каждая из вырубленных яблонь мстит таким образом.
Поднимаемся на следующий уровень башни.
По центру конструкция напоминает подъемник, сделанный из веревок и блока. Судя по всему, таким образом на верхний ярус доставлялись орудия и припасы.
Вид из бойницы на центр Мира. Хе, как звучит-то! :)
А при Радзивилле Сиротке вал был высотой в 9 метров. А сейчас там вход, касса и платный туалет, плюс небольшая терраса над входными воротами.
В одной из башен расположена некая экспозиция.
Замок сильно пострадал во время войны Речи Посполитой с Русским царством. Он был штурмом взят казаками под предводительством гетмана Ивана Золотаренко в 1655 году. Также замок находился под осадой шведов. Затем, в ходе Северной войны, в 1706 году крепость сожгли. Восстановительные работы велись в 20-30-х годах XVIII века.
Центральная южная башня не сильно отличается от соседской, хотя лестница на верхний ярус выполнена совсем по другому. А вообще, лучше всего до наших дней сохранилась юго-западная башня, по ней велось изучение планировки и организации боя.
В войне 1812 года, Мирский замок стоял в руинах. В ходе боев у стен замка северо-восточная башня была взорвана, дворец и большая часть фортификационных сооружений разрушены.
"В настоящее время в замке живут только летучие мыши и совы, да летом аисты как бы несут сторожевую службу, важно шагая по недоступным вершинам стен радзивилловского дворца".
Примерно в таком состоянии разрушенный замок купил Николай Иванович Святополк-Мирский в 1891 году.
Прилично размявшись, прыгая по узким круговым лестницам, мы заканчиваем осмотр всех достопримечательностей.
В одной из дверей внутреннего двора виднеется табличка, зазывающая к себе. Как оказалось, тут выставлена экспозиция, рассказывающая о гетто в Мирском замке. Особенностью выставки является то, что именно в этих помещениях и держали евреев.
Тут представлено множество старинных фотографий, вырезок газет, рисунков, а также различных предметов. В принципе, мне все показалось интересным и познавательным. Кроме того, на экране транслируется фильм о тех событиях времен Второй Мировой.
Интересная карта.
После войны в замке жили люди, потерявшие свои дома.
Эстетически приятным оформлением служат переходы с четырехгранного основания башен на восьми, расположенные на разных высотах, что создает некую волну.
Может, кто-нибудь расскажет, куда ведет дорожка, которая заканчивается в земляной насыпи у восточной стороны замка?
Многие говорят про голову барана, вмурованную в южную стену. Легенда гласит, что пока есть баран, будет стоять и замок.
По легенде первой утонувшей в пруду была юная Сонечка, затем сам Николай был найден на острове в предсмертном состоянии. Хотя, вокруг Сонечки ходит множество других историй, и никто точно не может сказать, где она умерла.
Местные говорят, что зимой пруд не замерзает, пока в нем не утонет мужчина.
Свое развитие парки начинают получать при Николае Радзивилле Сиротке. После путешествия по Италии, вдохновленный увиденным, он решает воплотить некоторые идеи в своих владениях. Сад, сформированный под веянием Ренессанса за северным валом, был соединен с княжескими покоями каменным мостом на арках.
Николай Святополк-Мирский был героем русско-турецкой войны, генерал от кавалерии и назначенный атаман Войска Донского бешеными темпами начинает преобразование в своих владениях. Недалеко от замка он стоит небольшой дворец, а между ними садит несколько деревьев.
Среди этих деревьев с восточной стороны крепости находится церквушка с высокой башней-звонницей. Она является усыпальницей последних владельцев Мира. Ее построили в 1904 году. Хоть они и младше замкового комплекса чуть меньше чем на четыре столетия, все равно является неотъемлемой его частью.
Реставрационные работы после смерти Николая Ивановича продолжает его старший сын Михаил. Хоть, само восстановление идет не совсем быстро, его старания оценивает президент Польши Игнаци Мостицкий в 1929 году, во время своего визита в замок. Через девять лет Михаил Святополк-Мирский умирает. Он был погребен в фамильной усыпальнице. И это становится последним захоронением в часовне.
Какая красивая рельефная штука.
Легенды о призраках охватывают также и усыпальницу. Александра Владимировна поделилась историей, которую услышала во время первого визита в Мирский замок:
- В усыпальнице на всю ночь была установлена видеокамера, чтобы заснять появление привидения. В итоге, во время просмотра записи были слышны церковные пения, в ообщем, по звуку все напоминало о том, что в помещении ведется служба, чего на самом деле, конечно же не было. При этом оператор, который оставил камеру по неизвестным причинам умирает. В этот момент, когда эту историю нам рассказывает экскурсовод, на меня огромными глазами смотрят моя мама и тетя, точней, не просто на меня, а именно в те моменты когда я счелую фотиком!
Так как у Михаила Николаевича не было детей, то замок переходит к его племяннику Александру. Только он приезжает со своей женой из Румынии в свои новые владения, как его арестовывают Красная армия, которая вошла в Мир в 1939 году. От каторги его спасает то, что он являлся иностранцем. Во время Второй Мировой семья переезжает то ли в Испанию, то ли в Италию.
В 1947 году замок переходит под охрану государства. Благо, что его не постигает учесть Несвижского, и над ним не происходит никаких извращений, типа санаториев и бумажных заводов.
В 2000-м Мирский замок включен Список памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО. А в 2002 году Мир удостаивается чести визита Генерального секретаря ЮНЕСКО Коитиро Мацуури, который вручает директору Национального художественного музея Республики Беларусь Прокопцову В.И. сертификат.
Забегу вперед и покажу каким мы увидели Мирский замок, когда возвращались поздним вечером из Новогрудка.
В общем, если подвести итог, то могу, не используя при этом красочных эпитетов и вдохновляющих текстов, стремящихся вознести как отечественное зодчество, так и историческое величие предков, сказать - было круто!
А сейчас мы зайдем в сам городок.