Начинается новый сезон путешествий по России (и не только), а значит у кого-то из энтузиастов появится возможность сделать очередные фотосравнения с прекрасными снимками Прокудина-Горского.
Делать такие сравнения никогда не поздно, но и не стоит слишком откладывать, тем паче, думать, что "всё уже переснимали до нас". Окружающий нас архитектурно-исторический ландшафт продолжает меняться прямо на глазах и сделанное сегодня фотосравнение уже завтра может стать ценным (или даже неповторимым) историческим кадром!
Приведём всего лишь несколько примеров того, что невозможно было снять всего несколько лет назад или, увы, стало невозможно снять с недавних.
Я беру период только с 2008 года, когда я сам начал делать сравнения.
В 2008 году краеведы решили повторить снимок села Кобона (школа и караулка), сделанный Прокудиным-Горским в 1909 году:
Высокое разрешение
Через два года современный снимок стал историческим: 14 мая 2010 года двухэтажный деревянный дом (справа), в котором располагались музей Дороги жизни и музей поэта Александра Прокофьева, сгорел вместе со всеми экспонатами.
К счастью, большинство недавних изменений всё же носят положительный характер.
Вот такой я застал бывшую гостиницу Пожарских в Торжке в 2010 году (слева прокудинское фото 1910 г.):
Высокое разрешение
Но уже через два года восстановленное (пусть и новодельно) историческое здание уже подвели под крышу:
Высокое разрешение
И это сравнение уже стало историей, поскольку восстановление гостиницы полностью окончено в 2013 г.
От Императорского путевого дворца в с. Бородино к 2000-м гг. не осталось никаких следов, поэтому я упустил возможность запечатлеть пустое место в 2008 году.
Зато к 200-летнему юбилею войны 1812 года здание восстановили, опять-таки, довольно условно, заменив дерево бетоном, как и в случаи гостиницы Пожарских в Торжке.
Такой я видел "реинкарнацию" дворца за пару недель до начала юбилейных бородинских торжеств:
Высокое разрешение
Кстати, уже через неделю или две я бы уже не смог так снять, потому что вид дворца с этой точки закрыла железная решетка ограды.
Чаще всего восстанавливают храмы, которые были запечатлены Прокудиным-Горским, а впоследствии "утрачены" при советской власти.
После восстановления получаются весьма обманчивые сравнения, которые могут скрыть от неискушённого зрителя масштаб перемен, уместившихся между двумя снимками.
Например, на моём сравнении 2012 года со прокудинским снимком Витебска 1912 года сразу бросается в глаза преемственность между двумя эпохами благодаря архитектурной доминанте Успенского собора:
Высокое разрешение
Между тем, в 2009 году собор только строился:
Высокое разрешение
А вот пейзаж без собора, взорванного в 1936 г., был уже совсем не тот:
Высокое разрешение
Соответственно, ещё 5 лет назад было невозможно повторить вид внутри Успенского собора (моё сравнение 2012 г.):
Высокое разрешение
Правда, бывают весьма сложные случаи, когда восстановление памятников даёт "перелёт" и возвращает нас не в эпоху Прокудина-Горского, а ещё на целое столетие назад.
Именно так случилось в Минске, исторический центр которого восстанавливают по состоянию на "литовский" (ВКЛ), а не "российский" (РИ) период.
Соборная площадь в 1912 году и снимок с той же точки в 2012 году:
Высокое разрешение
Отсюда
Перестроенная Церковь Святого Духа в псевдорусском стиле (Петропавловский Собор) была снесена в 1930-е и только что восстановлена в изначальных формах Виленского барокко. На фото также присутствует восстановленный костел Святого Иосифа и Ратуша (у правого края), которая была снесена ещё в 1857 году.
Сретенский собор в сибирском городе Ялуторвске в 1912 и 2012 гг.:
Высокое разрешение
Источник современного снимка
Сретенский собор был снесён в 1930-е и восстановлен буквально только что.
А вот Софийско-успенский кафедральный собор в Тобольске никто не ломал, но несколько лет назад его серьёзно перестроили, придав никогда не существовавшие формы 17 века:
Высокое разрешение
Увы, исторический вид храма из-за чьих-то фантазий оказался утрачен...
Я сам люблю делать повторные сравнения с Прокудиным-Горским и иногда на них отражаются перемены.
Иконостас Димитриевского (Шереметьевского) собора в Спасо-Яковлевском монастыре (Ростов Великий) в 1911 и 2009 гг.:
Прошло два года и восстановленные убранство храма засияло во всей красе:
Буду очень благодарен за перепост!
Делать такие сравнения никогда не поздно, но и не стоит слишком откладывать, тем паче, думать, что "всё уже переснимали до нас". Окружающий нас архитектурно-исторический ландшафт продолжает меняться прямо на глазах и сделанное сегодня фотосравнение уже завтра может стать ценным (или даже неповторимым) историческим кадром!
Приведём всего лишь несколько примеров того, что невозможно было снять всего несколько лет назад или, увы, стало невозможно снять с недавних.
Я беру период только с 2008 года, когда я сам начал делать сравнения.
В 2008 году краеведы решили повторить снимок села Кобона (школа и караулка), сделанный Прокудиным-Горским в 1909 году:
Высокое разрешение
Через два года современный снимок стал историческим: 14 мая 2010 года двухэтажный деревянный дом (справа), в котором располагались музей Дороги жизни и музей поэта Александра Прокофьева, сгорел вместе со всеми экспонатами.
К счастью, большинство недавних изменений всё же носят положительный характер.
Вот такой я застал бывшую гостиницу Пожарских в Торжке в 2010 году (слева прокудинское фото 1910 г.):
Высокое разрешение
Но уже через два года восстановленное (пусть и новодельно) историческое здание уже подвели под крышу:
Высокое разрешение
И это сравнение уже стало историей, поскольку восстановление гостиницы полностью окончено в 2013 г.
От Императорского путевого дворца в с. Бородино к 2000-м гг. не осталось никаких следов, поэтому я упустил возможность запечатлеть пустое место в 2008 году.
Зато к 200-летнему юбилею войны 1812 года здание восстановили, опять-таки, довольно условно, заменив дерево бетоном, как и в случаи гостиницы Пожарских в Торжке.
Такой я видел "реинкарнацию" дворца за пару недель до начала юбилейных бородинских торжеств:
Высокое разрешение
Кстати, уже через неделю или две я бы уже не смог так снять, потому что вид дворца с этой точки закрыла железная решетка ограды.
Чаще всего восстанавливают храмы, которые были запечатлены Прокудиным-Горским, а впоследствии "утрачены" при советской власти.
После восстановления получаются весьма обманчивые сравнения, которые могут скрыть от неискушённого зрителя масштаб перемен, уместившихся между двумя снимками.
Например, на моём сравнении 2012 года со прокудинским снимком Витебска 1912 года сразу бросается в глаза преемственность между двумя эпохами благодаря архитектурной доминанте Успенского собора:
Высокое разрешение
Между тем, в 2009 году собор только строился:
Высокое разрешение
А вот пейзаж без собора, взорванного в 1936 г., был уже совсем не тот:
Высокое разрешение
Соответственно, ещё 5 лет назад было невозможно повторить вид внутри Успенского собора (моё сравнение 2012 г.):
Высокое разрешение
Правда, бывают весьма сложные случаи, когда восстановление памятников даёт "перелёт" и возвращает нас не в эпоху Прокудина-Горского, а ещё на целое столетие назад.
Именно так случилось в Минске, исторический центр которого восстанавливают по состоянию на "литовский" (ВКЛ), а не "российский" (РИ) период.
Соборная площадь в 1912 году и снимок с той же точки в 2012 году:
Высокое разрешение
Отсюда
Перестроенная Церковь Святого Духа в псевдорусском стиле (Петропавловский Собор) была снесена в 1930-е и только что восстановлена в изначальных формах Виленского барокко. На фото также присутствует восстановленный костел Святого Иосифа и Ратуша (у правого края), которая была снесена ещё в 1857 году.
Сретенский собор в сибирском городе Ялуторвске в 1912 и 2012 гг.:
Высокое разрешение
Источник современного снимка
Сретенский собор был снесён в 1930-е и восстановлен буквально только что.
А вот Софийско-успенский кафедральный собор в Тобольске никто не ломал, но несколько лет назад его серьёзно перестроили, придав никогда не существовавшие формы 17 века:
Высокое разрешение
Увы, исторический вид храма из-за чьих-то фантазий оказался утрачен...
Я сам люблю делать повторные сравнения с Прокудиным-Горским и иногда на них отражаются перемены.
Иконостас Димитриевского (Шереметьевского) собора в Спасо-Яковлевском монастыре (Ростов Великий) в 1911 и 2009 гг.:
Прошло два года и восстановленные убранство храма засияло во всей красе:
Буду очень благодарен за перепост!