Из переписки блогера varandej я вычитал такую идею, что подобные фотопутешествия способствуют развитию внутреннего туризма даже в глубинке страны. Благодаря постам этого человека, датированным 2007 годом, я увидел интересные места в моей родной Брянской области. До этого я полагал, что у нас нет на Брянщине ничего интересного, однако в этом я сильно заблуждался. Ознакомившись с постами этого блогера от 2007 года, я летом 2013 повторил его поездку в Новозыбков, Климововский район и вне опоры на других авторов, посетил город Стародуб. Ещё раз хотел бы выразить признательность этому блогеру.
1) Стародуб- город в Брянской области. Население на момент 2013 года – 19000. При въезде в Стародубский район первое, что бросилось в глаза, это повсеместно вспаханные поля в отличие от пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС Клинцовского и Новозыбковского районов.
2 ) В Стародубе находится самая известная компания на Брянщине по производству сыров, молочной продукции, колбасы под брендом ТнВ «Сыр стародубский». Эта компания поставляет свою продукцию по всей Брянщине и успешно конкурирует с белорусскими производителями.
3) Город чем-то напоминает Беларусь повсеместно распространённой рекламой своей продукции от «Сыра Стародубского». Часто встречаются вывески под слоганами «наше вкуснее и дешевле», «поддержи своего производителя», «выбирай наше» или такой слоган - «Стародуб- город хороших людей». По внешнему облику города заметно, что в райцентре было проведено масштабное благоустройство с ремонтом дорог, появлением новых автобусных остановок, укладкой тротуарной плитки
4) разрисованными фасадами зданий, строительством нового спорткомплекса и красивыми детскими площадками во многих дворах.
5) К сожалению, городом было утрачено большое количество исторической застройки во время ВОВ и в 60-70-е гг. XX века. При этом город известен сохранившейся старой городской планировкой с извилистыми улицами, которые практически обошлись без спрямлений. Сама эта планировка сложилась в городе в XVI-XVII веках.
6) Датой основания считается 1080 год, согласно «поучению к детям» Владимира Мономаха. В XIII веке город был полностью уничтожен во время монголо-татарского нашествия, разорён в 1239 году в ходе рейда по территориям нынешних Черниговской и Сумской областей Украины перед большим походом Батыя на Русь в 1240-1242 гг. на Киев, Галицко-Волынское княжество и страны Восточной и Центральной Европы. С середины XIV до 1503 года- часть Великого Княжества Литовского. С 1503 года- часть Московского княжества. Город занимал пограничное положение и неоднократно становился театром боевых действий между Литвой и Москвой. Летом 1535 года разразилась Стародубская война, в ходе которой польско-литовское войска под командованием гетманов Радзивилла и Тарновского захватили город, сожгли крепостные стены, при этом было убито 1300 мирных жителей. По оценке профессора Европейского Санкт-петербургского университета М. Крома «резня, учинённая Тарновским, выбивалась из практики того времени». В том же году крепость и город восстановили.
7) В 1616 году поляки овладели городом и по Деулинскому перемирию 1618 года сохранили его за собой. В 1620 году польский король Сигизмунд III даровал вольность по Магдебургскому праву ( система городского права, согласно которого экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировалась собственной системой юридический норм. Это способствовало становлению роли городов как центром производства и денежно-товарного обмена). Тогда же и город получил герб ( старый дуб с орлиным гнездом, затем изображение трансформировалось на дуб в поле). 1646-1782 гг. часть Гетманщины, сначала под протекторатом Польши, затем с 1654 года- России. 1782-1802гг- часть Новгород-северского наместничества после упразднения Гетманщины, а с 1802 года- часть Черниговской губернии. С конца XVII века началось переселение старообрядцев в этот регион, бежавших от преследования царской власти. Следует отметить, что территории нынешнего Стародубского района , Клинцовского, Новозыбковского в образованной в 1944 года Брянской области некоторые историки выделяют в особый регион Стародубье, которые имел некоторую специфику в силу пограничного положения с Польшей и Литвой, затем между Россией, Украиной и Польшей+ с XVIIвека- поселений старообрядцев. Этот край получил несколько отличную идентичность, отразившуюся в особом говоре ( западная группа южнорусских говоров с влиянием украинского и белорусских языков). Слова «мурзатый» (грязный), «праяздный», «бубончик», «криница» (источник), «цвинтер» ( прицерковная территория), «скрынка», «шуфлядка» (дверца шкафчика)- примеры этого особого говора. Старообрядцы стали основателями многих городв в юго-западной часть Брянской области. Именно XIX век- расцвет Стародуба как торгового города. В 1900 году проведена железная дорога.
8) Перейдём к описанию некоторых достопримечательностей города: Особняк нынешнего отдела районного образования, построен в первой половине 19 века
9) - стародубский краеведческий музей. Бывшая усадьба дворян Миклашевских
10) центр детского творчества , 1905 год
11) бывшая женская гимназия, 1902 год
12) она же с торца
13)
14) Старо- николаевская церковь , 1803 год, Церковь Николая Чудотворца в стиле классицизма. После революции использовалась как склад, с 1987 года возобновлены богослужения. Бесстолпный купольный храм с симметричным трёхчастным строением. В объёмной композиции доминирует куб с 4-колонными портиками тосканского ордена по бокам
15)
16) вид у озера Бабинец, предполагаемое место возникновения города, самой крепости, от которой ничего не сохранилось, только тюремный замок служит некоторым напоминанием о крепостных стенах.
17) тюремный замок. В массивных воротах караульные помещения в 2 этажа. Архитектор- Андреан Захаров, создатель здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Стиль - ампир
19) церковь Богоявления , 1770-1789 гг. стиль- украинское барокко, иконостас выполнен во 2 половине XIX века , ярусный храм восьмёрки на четверике.
20) деревня Новый Ропск в Климовском районе в 9 км от райцентра.- деревянная церковь Николая Чудотворца ( 1732год), возведена на средства гетмана Д. Апостола. Стены срублены из сосновых брёвен, цоколь кирпичный. Украинское деревянное барокко. Построена без использования гвоздей. при поездке в эту деревню я хотел встретить хотя бы одного представителя субэтноса шаповалов, живущих в этой деревне. они говорят на своём особом языке- лемезе, который отличается лексически от литературного русского языка . сами шаповалы известны тем, что шьют валенки. меня предупреждали ещё в Климово о том, что они живут замкнуто и не хотят заводить разговор с пришлыми. местные селяне указывали на 4 дома шаповалов, на сами хозяева не особо радостно говорили, просто ссылались на то, что лемез знали их деды-прадеды и все носители языка умерли. историю об этой культуры я хотел бы включить в будущий свой фильм, если получится снять. поговорить с ними не удалось .
21) волостная управа , 1900 год
22) деревня Старый Ропск- церковь Рождества Пресвятой Богородицы, конец XVII века, перестроена в 1730 году. Самая древняя деревянная церковь в брянской области в стиле украинское деревянное барокко. Характерен для Черниговщины 5-срубный храм
23) деревня Сачковичи. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Стиль- эклектика, псевдорусский стиль. 1846-1864гг.