Городской парк
Соборная площадь
дом Алянчиковых
Кафедральный Вознесенский собор
Деревянная Вознесенская церковь упоминается в 1627. Каменная церковь на средства касимовского воеводы В. М. Ховрина, неоднократно благоустраиваясь, просуществовала с 1748 до начала строительства существующего кирпичного трёхпрестольного собора. Этот последний храм в псевдорусском стиле с элементами псевдоготики с приделами Покровским и Предтеченским возведён в 1854-1867 на средства именитых горожан по проекту рязанского губернского архитектора Н. И. Воронихина. В 1920-х закрыт. Колокольня, будучи абсолютной доминантой города, в 1936 приспособлена под парашютную вышку и разобрана в 1960-х. В советские годы были также утрачены и четыре боковых барабана с шатровыми завершениями. Вплоть до момента возвращения верующим (1998) здание было занято спортзалом. Начато восстановление собора, освящены основной престол (2002) и Покровский придел.
Рядом находится церковь Успения Пресвятой Богородицы
Первая деревянная холодная Успенская церковь кон. XVII в. сгорела в 1753. Одноимённая кирпичная церковь "кораблём" с трапезной и колокольней выстроена на средства купца М. А. Милованова и прихожан, освящена с приделами Никольским и Трёхсвятительским в 1775. Трапезная и колокольня выстроены в 1789. Завершения храма ремонтировались после урагана в 1810. Интерьеры расписаны в 1830-1833, в то же время пристроены паперти (не сохр.). Расширение трапезной в 1911 связано с устройством приделов Боголюбского и Воздвиженского. Архитектура храма отличается стилевой смешанностью. Основной объём - широкий двусветный четверик с поясом ложных закомар, с пятью маленькими главками и невысокими апсидами; трёхъярусная колокольня носит черты барокко, а трапезная - элементы псевдорусского стиля. Закрыт в 1934, использовался как склад. Возвращён верующим в 1990-х, ремонтируется.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь построена в 1740 на средства прихожан, первоначально имела придел Иоанна Богослова. Введенский придел пристроен в 1784. В 1792-1797 при распределении приходов церковь была предписана к перенесению на Хлебную площадь, но, по прошению прихожан, оставлена на месте. В 1867-1868 подновлялась: перестроены приделы, возведены колокольня - шатровая в псевдорусском стиле - и крыльца. Закрыта в 1939, пустовала. Возвращена верующим в 1994, ремонтируется.
Набережная улица
Речной порт
Храм Троицы Живоначальной
Первое упоминание о деревянной Троицкой церкви относится к 1627. Каменная выстроена в 1753 на средства купца А. Г. Полежаева и прихожан, освящена с приделами в 1763-1765 (Одигитриевская церковь - в 1788). Основной объём - восьмерик на четверике с маленьким барабаном и главкой, с овальной апсидой. Трапезная широкая, архитектура испорчена позднейшими переделками XIX в. Восьмигранная колокольня (1772) окружена двухъярусной галереей-гульбищем. Храм закрыт в 1938, здание арендовалось городской строительной организацией. Богослужения возобновлены на главном престоле в 2002.
Церковь Николая Чудотворца
Каменная церковь с трапезной и колокольней выстроена в 1705 на средства посадского человека Я. П. Яцкова; после 1778 получила статус приходской. Основной объём - небольшой двусветный четверик с пропорциональными барабаном и главкой, апсида в ширину корпуса (1705). Трапезная расширена устройством боковых приделов с дополнительными апсидами (1867). Правый придел Димитрия Ростовского и Митрофана Воронежского, левый - Иоанна Воина. Колокольня трёхъярусная вместо прежней обветшавшей, с крупным барабаном и главкой, переходящей в шпиль (1867). Сохранился резной иконостас XVIII в. Живопись интерьера отреставрирована и дополнена в 1950. Храм был закрыт в период 1941-1944, затем службы возобновились и более не прекращались.
Казанский Касимовский женский монастырь, хотя с виду обычные сараи
Женский монастырь, основанный в 1620-х старицей Устинией. Первоначально небогат, но к XIX в. - достаточно крупная обитель. Каменная ограда с башнями построена в конце 1810-х. Закрыт в 1920-х, не восстановлен.
Ханская мечеть с минаретом
Возле мечети есть воинский мемориал
Храм Богоявления Господня
С колокольни храма открываются красивые виды на округу
Деревянная Богоявленская церковь, упоминаемая в XVII в., сохранила память о более ранней Георгиевской устройством одноименного чтимого придела. Отсюда местное название - Георгиевская-Богоявленская. Существующая церковь "кораблём" с трапезной и колокольней построена в 1700 на средства купца гостиной сотни И. И. Гагина вместо деревянной, пришедшей в ветхость. Приделы Георгиевский, Никольский, Зосимы и Савватия. Архитектура решена в традициях барокко XVII в. Высокий четверик с низкой апсидой увенчан пятью главками, трапезная сильно расширена к левой стороне, трёхъярусная колокольня завершается шпилем. Церковь обстраивалась приделами к 1816, трапезная возведена заново в 1871. Храм закрыт в 1939, использовался как склад. Возвращён верующим в 1994 и постепенно восстанавливается.
Церковь Ильи Пророка
построена на средства купца Д. С. Какушкина с детьми и освящена в 1848. Приделы: справа - тёплый Скорбященский, освящён в 1820, слева - Николая и вмчц. Екатерины на одном престоле, освящён в 1858. Архитектура носит элементы как классицизма, так и ампира, но отличается цельностью и изяществом. Основной объём - ротонда на двусветном четверике. Стройная трёхъярусная колокольня с большой главой, завершающейся шпилем, выстроена в 1866. Церковь закрыта в 1941, разграблена, пустовала. Реставрация началась в 2002 году и продолжается по сей день.
Основание города относят к 1152 году, когда в летописях упоминается Городец Мещёрский. По повелению князя Юрия Долгорукого Городец Мещёрский был превращён в пограничную крепость Владимиро-Суздальского княжества. В 1376 году город был полностью сожжён и разорён в результате монголо-татарского набега, однако вскоре недалеко от прежнего места возник новый город, который до 1471 года назывался Новый Низовой Город.
В XV веке в жизни Городца произошла неожиданная и весьма значительная перемена. В борьбе за московский престол великому князю Василию Тёмному большую помощь оказали татарские царевичи Касим и Якуб. В 1446 году они ушли из Казани на Русь, спасаясь от преследований своего брата Махмутека, который, убив отца и одного из родичей, захватил власть. За верность и важные услуги князь Василий пожаловал Касиму Низовой Городец. Было это в 1452 году. Так по княжьему указу в глубине мещёрских лесов возникло Касимовское ханство, просуществовавшее с 1452 по 1681 годы. В состав царства входили уезды Рязанской и Тамбовской губерний.
После завоевания в 1552 году Иваном Грозным Казани в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства - Сююмбике, которая спустя несколько лет и скончалась в этом городе. В 1681 году со смертью последней владелицы Касимова Фатимы-Султан Касимовское ханство перестало существовать и было присоединено к дворцовым волостям. От периода касимовского царства в городе сохранилось несколько интересных строений: минарет времён царевича Касима, мечеть, два мавзолея, в мавзолеях погребали татарских царей. В XVII веке Касимов разделялся на 3 части: удел касимовских ханов и беков, Ямская слобода, остальная часть города в том числе Марфина слобода управлялась касимовским воеводой. В 1719 году по указу Петра I «Об устройстве губерний и об определении в оныя правителей» в составе Московской губернии была образована Переяслав-Рязанская провинция.
В 1773 году Касимов стал уездным городом - центром Касимовского уезда Рязанского наместничества. После смерти Екатерины II в 1796 году ПавелI вернул деление страны на губернии. 12 декабря 1796 года наместничество было преобразовано в Рязанскую губернию. К моменту Крестьянской реформы в 1861 году в уезде насчитывалось 42 дворянина-землевладельца. Некоторые из них были крупнейшими земельными магнатами, имевшими во владении несколько десятков тысяч десятин. Более 80 % всех крестьян уезда находилось в крепостной зависимости от крупных и мелких землевладельцев. В первой половине XIX века в городе стала развиваться промышленность, которая в ряде случаев основывалась на местных промыслах, широко развитых в уезде. В конце XIX века Касимов становится довольно крупным торгово-промышленным городом. В нём проживало в то время 13500 человек, по переписи 1897 года. Город располагал 40 трактирами, больницей на 50 коек, 15 церквями и тремя средними учебными заведениями.