Улица, по которой вы попадаете в город, конечно же носит название Вятской. Она же приводит вас прямиком в самый центр - на Красную (Соборную) площадь, которая ныне - площадь Революции.

В центре площади с восточной стороны - громадная 67-метровая колокольня 1823 года постройки, памятник победе над Наполеоном. Проект колокольни составил губернский архитектор Иван Денисович Дюсар де Невиль, сооружена колокольня артелью каменщиков под руководством Федора Тюрина. На верхнем ярусе - старинные башенные часы со звоном (в рабочем состоянии). На колокольне сохранились до нашего времени колокола, изготовленные слободским мастером Авксентием Бакулевым. Главный колокол весом 164 пуда имеет надпись: "1754 г. лил сей колокол в городе Слободском к церкви благовещения Пресвятой Богородицы из прежде бывшего казенного колокола, который был 48 пуд., с прибавкой в колокол 116 пуд., вышел 164 пуда. Лил сей колокол мастер Авксентий Бакулев". По виду слободской колокольни можно представить, как выглядела колокольня Троицкого собора Вятки.

Старый снимок колокольни (примерно нач. 1950-х гг.) Л.Неткачева:

Справа от колокольни - Благовещенская церковь 1784 г. постройки. Здесь в наши дни помещается краеведческий музей.

Старинный снимок Благовещенской церкви:

Слева от большой колокольни стоял Преображенский собор начала XVIII века, на подклете, четверик и сверху равный ему по объему восьмерик. Стены собора украшал кирпичный декор в характерном вятском стиле. В церкви стоял шестиярусный иконостас 1718 года. Из храмовых икон выделялся старинный образ Спаса Нерукотворного в серебряном с позолотой окладе - по преданию он был пожертвован в собор царем Иваном Грозным. В алтаре помещался серебряный престол весом 2 пуда (устроен стараниями прихожан в 1847 году), работы московского мастера Ивана Лаврова. В 1930 году собор был закрыт, а после войны - разобран.

В Преображенском соборе в 1899-1913 гг. служил протоиерей Андрей Алексеевич Замятин (1852-1913), краевед и общественный деятель, действительный член Вятской ученой архивной комиссии. Он является автором нескольких трудов по истории города, современники называли его "летописцем Слободского".

За Преображенским собором помещалась интересного вида Сретенская церковь (начала XVIII века) - с четвериком, вытянутым по бокам. Крышу храма венчали пузатый купол в центре и четыре маленьких главки-башенки по углам, причем эти главки были поставлены у самого края крыши. Такой причудливый вид церковь приобрела в результате перестройки XIX века. Сначала была холодная церковь и маленький теплый придел сбоку (с севера). Затем стену между ними сломали, а придел достроили до высоты главного храма; всё это объединили общей крышей. Внутри посреди церкви стоял один толстый столп, оставшийся от разобранной капитальной стены и поддерживающий своды. Стены и своды храма были расписаны (в 1873 году). Слева от церкви отдельно стояла ее колокольня.

На следующей фотографии хорошо видно, что церковь была вытянутой с юга на север. Ширина ее главного объема была больше длины почти в два раза:

Снаружи храм был изукрашен кирпичным узором. Вот еще интересные старые фотографии храма, с южной стороны:


За Благовещенской церковью раньше высилась громада Вознесенского собора, построенного в середине ХIХ века в так наз. русско-византийском стиле - помпезном, но скучном. Скорее всего, это один из типовых проектов Константина Тона.

Стоявший на этом месте каменный собор XVIII века был разобран по причине ветхости, но колокольню его оставили. На следующем снимке видно, что собор и колокольня были разными по стилю (колокольня - барочная). Открытка подписана "церковь Св. великомученицы Екатерины" - это потому, что Вознесенский собор и Екатерининская церковь были единым церковным комплексом (летний и зимний храмы) с одной колокольней, их так иногда и называли - Вознесенско-Екатерининский собор.

Сретенскую церковь, Вознесенский собор и их колокольни сломали в 1930-е годы.
От Благовещенской церкви пройдем чуть ближе к берегу - здесь стоит церковь св. Екатерины. Строить церковь начали в 1699 году. Сохранился текст храмозданной грамоты, жалованной в тот год Вятским архиепископом Ионой слобожанам: "В нынешнем 7207 году, июня в 3 день, били челом нам, преосвященному архиепископу нашея епархии, Слободского города церкви Вознесения Господня и св.великомученицы Екатерины попы Сильвестр да Исайя, да староста церковный Ивашка Пашкин, и всех тое церкви с приходскими людми, а в челобитной их написано: чтоб нам преосвященному архиепископу, пожаловати бы их благословить и велеть им в той нашей епархии, в Слободском городе, построить вновь церковь каменную..."

Несколькими годами раньше в Хлынове артель Ивана Никонова выстроила Преображенскую церковь девичьего монастыря. Архитектурный почерк артели виден и в облике Екатерининского храма. Чуть позднее к основному объему храма добавили с запада придел. Затем два века церковь простояла в почти первозданном своем внешнем виде (только деревянную кровлю поменяли со временем на железную).

В 1914 году общине удалось получить разрешение на расширение западной части церкви. Вместо одного придела (по центру) были добавлены два придела - по бокам, с юга и севера, а по центру соорудили арку. Самая древняя восточная часть церкви, убранная замечательным кирпичным орнаментом, была сохранена, а украшения стен новых приделов отчасти повторяют творение старых мастеров. Проект перестройки храма выполнил губернский архитектор И.А. Чарушин.

Чтобы не запутаться во всем этом обилии церквей, я пронумеровал все храмы площади на одной из старых открыток (снимок сделан с колокольни женского монастыря):

1. Колокольня с курантами (Преображенского собора и Благовещенской церкви), 1823 г., И.Д. Дюсар де Невиль.
2. Преображенский собор (здесь видна только западная его часть), 1699-1718 гг.
3. Благовещенская церковь, 1784 г.
4. Сретенская церковь, 1726 и 1884 гг.
5. Колокольня Сретенской церкви, 1847 г.
6. Вознесенский собор, 1852 г., К.А. Тон.
7. Колокольня Вознесенского собора, 1753 г.
8. Екатерининская церковь, 1699, 1914 гг.
Севернее колокольни и Благовещенской церкви, на том месте, где стоял раньше Преображенский собор, в наши дни помещается древняя бревенчатая надвратная церковь Михаила Архангела из восточной части ограды Богоявленского монастыря города Слободского. Построена была Архангельская церковь в 1610 году, когда обителью управлял преподобный Трифон Вятский. В древней описи монастырского имущества говорится: "Да на воротех церьков Архистратига Михаила деревянная клецки" (клеть - квадратный деревянный сруб). В XIX веке под церковь подвели каменный фундамент, стены обшили тесом, крышу перекрыли железом. Частично обновили и внутреннее убранство храма, но сохраняли старинные иконы, иконостас, престол и жертвенник, даже деревянные подсвечники. Дореволюционный вид храма:

После революции монастырь закрыли, на его территории разместилась детская колония. В 1926 году заведующий Вятским губернским комитетом по делам музеев писал в Москву: "В городе Слободском Вятск[ой] г[убернии] в числе состоящих под охраной памятников искусства и старины имеется деревянная Архангельская церковь, построенная в 1610 г. (в ограде б[ывшего] мужского монастыря). По сообщению Слободского музея этот памятник, помимо внешних особенностей и своеобразной архитектуры, вмещающий большое количество разнообразных предметов художественного и научно-исторического характера, также целую серию работ худ[ожника] Андриолли, в настоящее время находится в крайней опасности и под постоянной угрозой не только расхищения, но и уничтожения со стороны воспитанников трудовой коммуны несовершеннолетних правонарушителей, позволяющих себе недопустимые выходки: за короткое время разбиты и изрублены деревянные двери Архангельской церкви, разбито хрустальное паникадило, выбито несколько стекол (до 70), похищено, поломано и вообще попорчено много разных предметов. Недавно подброшена была зажженная береста на паперть находящейся поблизости и также состоящей на учете Введенской церкви. Слободской музей обращался за содействием к администрации коммуны и в местный УИК, но ощутительных результатов эти обращения не дали..."
В 1958 году (к тому времени от монастыря почти ничего не осталось) о деревянной церкви вспомнили. Искусствовед Борис Гнедовский составил проект и несколько лет руководил работами по реставрации.


Древний тябловый иконостас с иконами увезли в художественный музей в Киров. В 1971 году Гнедовский отправил Архангельскую церковь на выставку в Париж. Храм разобрали, увезли, а по возвращении для большей сохранности его поставили не на прежнее место, а рядом с площадью. Сегодня в церкви - филиал краеведческого музея с коллекцией фотографий и деревянных резных ангелов.

Пройдем к реке. Как и во многих старинных российских городах, за последнее столетие крутой берег Вятки в Слободском сильно зарос деревьями и кустарниками.


В 1960-е гг. через Вятку был построен автомобильный мост. Дорога уходит на север - к Белой Холунице.


От Слободского в прежнюю пору начиналось пароходное движение вниз по Вятке. В наши дни только моторные лодки изредка нарушают покой реки. За деревьями даже с моста еле виден шпиль колокольни.

Дореволюционный вид города Слободского со стороны реки - деревьев тогда было значительно меньше, а церквей - больше:

В южную сторону с моста виден вдали заводской район города - бывшая слобода Демьянка. В конце XIX века по объемам промышленного производства город Слободской превышал губернский город Вятку почти в два раза (1,7 и 0,9 млн. руб.), по числу заводов - в три раза (80 и 26). Только в 1910 годы Вятка обогнала Слободской в промышленном развитии.

Невдалеке от моста на холме стоит бетонная стела (в виде паруса), которая когда-то была красного цвета, но от времени облезла и стала бело-розовой. В путеводителе по Слободскому стела названа памятником Александру Грину. Если же быть точнее, то памятник был установлен в честь 50-летия комсомола (о чем и сообщает надпись на железной плите в основании монумента). В 1968 году горком комсомола объявил конкурс проектов памятника; лучшим был признан вариант слободского краеведа А.Ревы, который предложил связать юбилей комсомола с символом повести Грина "Алые паруса". На митинге в честь открытия памятника под плиту замуровали капсулу с посланием комсомольцам г. Слободского 2018 года. Мода на капсулы времени характерна для того времени (в Кирове в 1974 году на месте снесенной Федоровской церкви замуровали послание в 2074 год).
Покидаем берег реки Вятки. Идем вверх по улице Грина и поворачиваем налево на Советскую улицу. Здесь на месте старинных кузниц помещается стадион "Труд", построенный в 1951 году.

За стадионом начинается территория старого кладбища. Когда-то это была южная окраина Слободского, сейчас - почти центр города. У угла кладбищенской ограды приютилась маленькая часовня св.Иоанна Предтечи. Построена часовня была по проекту вятского губернского архитектора Ивана Соловкина на средства купца Диомида Чуватина. Такая же (только больше размерами) часовня-моноптер стояла в селе Великорецком, на берегу реки Великой (разрушена в 1960-е годы).

В советское время в слободской часовне помещался пивной ларек. Фото из книги Гнедовского и Добровольской "Дорогами земли Вятской" (М.,1971):

В 1990-е годы часовню привели в порядок, поставили на куполе главку и крест.

На углу Советской и Железнодорожной улиц на трех бетонных опорах поместился еще один советский раритет - самолет АН-24 с бортовым номером 46758. В 1983 году этот ветеран воздушного флота совершил свой последний 30-тысячный полет из аэропорта Победилово в Кирове до поля рядом с селом Ильинским. Затем его прицепив к трактору "Кировец" доставили в Слободской. В корпусе самолета планировали открыть детский кинотеатр (как в АН-8 на Филейке в Кирове), но после пожара в таком же самолете в Свердловске руководители города отказались от проекта. Иллюминаторы наглухо заварены железными листами, краска на фюзеляже потрескалась и местами облезла.
Напротив перекрестка со Станционным переулком (здесь находится конечная станция на ж/д ветке Слободской-Киров) стоит кладбищенская церковь св.Троицы, построенная в 1772-1775 гг. артелью мастера Ивана Коршунова на средства купца Ивана Платунова. Церковь маленькая и скромная (в ней до революции не было даже постоянного штата, она была приписана к собору), но примечательна барочными воротами.

В старину ворота стояли отдельно от церковного здания.

В 1908 году общине удалось получить разрешение на перестройку храма, но ворота Императорская археологическая комиссия ломать запретила (с пожеланием, чтобы и колокольню оставили старую, а расширение сделали за счет алтаря). Придумали так: храм расширили по бокам и на запад до самых ворот; и сейчас через центральную арку попадаешь прямо внутрь церкви (старую колокольню все же сломали).

В 1941 году Троицкая церковь была закрыта, в ней помещался склад, а затем архив. Колокольня и купол были разобраны. В 1994 г. Троицкая церковь была передана общине. Интересно, что при реставрации (проект архитектора В.Г. Ситникова) колокольню 1910-х годов с шатровым навершием воссоздавать не стали, а соорудили ее как у старого храма XVIII века - невысокую, с куполом и шпилем. Таким образом храму был частично возвращен его первоначальный облик. Живопись внутри храма частично возобновлена вятскими художниками, на стенах и в киотах - старые иконы из слободских церквей.

В юго-восточной части кладбища среди деревьев стоит памятник пленным солдатам австро-венгерской армии, умершим в г.Слободском и похороненным здесь в общей могиле в 1914-1918 гг. На юго-западном фронте дела у русской армии в 1914-15 гг. шли в основном удачно, в плен в результате нашего наступления попали тысячи австрийских солдат и офицеров. Их отправляли в глубокий тыл, в том числе и в Вятскую губернию. В Слободском они сначала помещались под строгой охраной, но затем режим для большинства из них был смягчен до проживания на городских квартирах под надзором полиции. Пленники работали - строили дорогу к переправе, которую в народе еще долго называли "Австрийским спуском". Стараясь найти дополнительный заработок, некоторые из них занимались изготовлением причудливых крестов-головоломок из дерева, которые в наши дни выставлены в экспозиции филиала краеведческого музея в церкви Михаила Архангела. Зимой 1915-16 годов много пленных умерло от эпидемии тифа, а в 1917 и 18 гг. - от голода. Их хоронили здесь, за оградой кладбища.

После заключения Брестского мира в 1918 году многие пленные вернулись домой, некоторые пошли служить в интернациональные части Красной армии. Перед отправкой на родину австрийские солдаты и соорудили этот памятник своим умершим товарищам. Это четырехгранный обелиск с верхушкой, стилизованной под вечный огонь. По бокам обелиска - таблички с надписями на русском, немецком и венгерском языках.

За кладбищем начинается территория старинного парка Александровых (ныне - парк имени Горького). За парком нашему взору открывается небольшая площадь, а среди нее - словно красочная декорация из фильма о советском времени - дом культуры имени Горького (меховой фабрики "Белка") 1937 года постройки. Даже реклама мероприятий здесь по старой традиции нарисована, а не напечатана. Как видно по старой фотографии, дом культуры все же постигли некоторые утраты: нет парапета на крыше, окна справа замурованы, убраны фонари и памятник пограничнику Карацупе с площадки, но всё же своим аккуратным видом здание радует.


Далее, за постройками бывшего пивомедоваренного завода Александровых, открывается вид на большой храм - Сошествия Св.Духа на апостолов. Это приходская церковь бывшей слободы Демьянки. Трехпрестольный храм был построен в 1861-65 гг. на средства купца Василия Александрова. В 1879 г. храм был расширен на запад с добавлением еще двух престолов, пристроена колокольня. В советское время здесь разместился склад, колокольню и купол сломали. В 2000-е гг. началось восстановление церкви.

