palborum (palborum) wrote in arch_heritage,
palborum
palborum
arch_heritage

Category:

Старая Русса. Железнодорожный вокзал.

Первому железнодорожному локомотиву восторженные рушане могли рукоплескать в году 1878, когда несуществующая ныне узкоколейка связала Новгород и Старую Руссу. Неизвестно, бросали ли в воздух чепчики прекрасные местные дамы, но событие это однозначно было нерядовым. В 1897 году город уже мог похвастаться великолепным вокзалом, красного кирпича, украшенным терракотой, вазонами и всеми мыслимыми на тот момент удобствами для публики включая телеграфный аппарат Морзе и фаянсовые ватерклозеты системы «Торнадо» и «Пьедестал».

020

Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога исправно служила городу и стране вплоть до самой революции. Рассказывают, что именно здесь, в привокзальной часовне, молился в последний раз ещё в Российской Империи, её бывший «хозяин» – гражданин Романов. На утро это была уже другая страна…

021

После Октября дорога продолжала служить, но уже под другим названием. В 1922 году здание вокзала соединили трамвайной линией с территорией местного бальнеологического курорта…

022

Великая Отечественная война нанесла непоправимый ущерб, как железной дороге, так и зданию городского вокзала. Сначала пути взрывали партизаны, затем отступающие немецко-фашистские войска. Вокзал, как и большинство зданий города предстал пред освободителями в руинах.

023

В марте 1944 года подразделения отдельной железнодорожной бригады восстановили первый участок путей на перегоне Старая Русса – Анишино. В 1952-м пришёл черёд вокзала. Было решено не восстанавливать старое здание, а построить новое. Проект разработали в Архитектурной мастерской института «Мосгипротранс» в творческом коллективе во главе с главным конструктором Нехамкисом, архитектором Панченко и главным инженером Смирновым. (К сожалению, имён и отчеств этих людей узнать не удалось).

024

Возведение объекта осуществлял Строительно-монтажный поезд № 198 (Начальник – Русанов, главный инженер – Трефелов, прораб – Щербина). 6 ноября 1955 года, в аккурат к очередной годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, здание вокзала было торжественно введено в эксплуатацию.

025

В настоящее время Старорусский вокзал капитально отремонтирован, является действующим и вполне доступен для обозрения любителям так называемого «сталинского ампира». И хотя пассажирские поезда проходят здесь не часто, до него можно легко добраться добрым, старым, дедовским способом: по железной дороге. Дважды в день от станции Бологое и раз в день – от станции Дно…

Tags: Старая Русса, вокзалы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments