vita_colorata (vita_colorata) wrote in arch_heritage,
vita_colorata
vita_colorata
arch_heritage

Categories:

Церковь в Николо- Заболотье

Вроде бы хорошо исследованный родной тутаевский район иногда приносит неожиданные подарки. Таким стало путешествие к церкви Спаса Нерукотворного образа в деревне Николо- Заболотье. Собравшись компанией местных краеведов, отправились мы в деревню Заболотье, а там по договоренности с хранителем церкви смогли попасть в храм.
Удивительно, но фрески церкви так же прекрасны, как  знакомые всем ростовские и ярославские. И при этом мало известны и еще недостаточно исследованы.

DSC_0034.jpg

Храм стоит на мелкой речке Печегда. То, что церковь и фрески сохранились, можно объяснить расположением церкви за болотами и тем, что она кладбищенская, потому при советской власти там не держали ни навоза, ни химических удобрений.

DSCN0255.JPG

Церковь не очень казиста, даже не ожидаешь потом таких фресок внутри. Она построена в 1690 году на средства прихожан. Не только построена, но и расписана, а роспись храма стоила тогда столько же, сколько и строительство. Церковь окормляла 28 деревень с примерным количеством в три тысячи человек.





К ней пристроена более поздняя колокольня и портики с колоннами.





Храм состоит из двух церквей: зимней с престолом во имя Рождества Христова и летней с престолом Спаса Нерукотворного образа.

DSC_0043.jpg

На кладбище сохранились могилы 18 века, какого-то "секунд-майора". С 1716 по 1797 годы майоры разделялись на "премьер-майоров" и "секунд-майоров".





А это могила Андрея Аполлоновича Алексеева, славного тем, что держал трактир на столбовой дороге, которая проходила рядом. Дорога шла из Ярославля в столицу, в Санкт-Петербург.



Церковь внутри невелика, но уютна.

DSCN0209.JPG

Во время изучения конструкций пола был обнаружен более древний из диагональной плитки черного и красного цвета. Кроме того были обнаружены куски битой штукатурки со следами надписей. Палеографические исследования помогли установить заказчиков росписей храма, который , судя по всему, был еще семейной усыпальницей семьи Внуковых. Обрывки связного текста говорят о том, что церковь была расписана по обещанию в 1682 году.
Внуковы принадлежали к русскому дворянскому роду. Существовало пять различных родов Внуковых. В отличие от ярославских храмов, которые строились и расписывались на деньги торговых людей, здесь были заказчики дворянского происхождения.
Неизвестно какая артель расписывала зимний храм, исследователи изучают лакуны в плотном графике живописцев того времени, которые переходили от одной церкви к другой.



Структура стенописи определялась архитектурой здания и ей подчинялась. В интерьере церкви только два столба, нет верхнего света, но боковые окна хорошо освещают интерьер.  Традиционно, поскольку храм посвящен Спасу Нерукотворному образу, то тема Иисуса Христа является главной в сюжетах росписей. Евангельский цикл занимает два верхних и частично третий регистр и включает в себя как сцены чудес, исцелений, демонстрирующих силу Бога,так и композиции изображающие беседы и проповеди Софии Премудрости. Любопытно, что иконостас в церкви отсутствовал в его привычном виде, но восточная стена храма была расписана по принципу иконостаса.
Изображение Святой Троицы ( Бог-отец, Бог-сын и святой дух в в виде голубя) не является каноническим.





Распятие.



DSC_9997.jpg

Страшный суд.



Притча об исцелении слепорожденного.



Святые мученики Флор и Лавр.





Моление святых перед чудотворными иконами.



Святые ярославские князья Василий и Константин





Воскресение или Сошествие во ад.



Отче наш Адаме освобождается из вечной тьмы Христом



DSC_9948.jpg





Искушение Иосифа



Рождество Христово









Шествие праведных в рай.



DSC_9992.jpg





Лоно Авраамово и сопровождение праведных в небесный Иерусалим



Сошествие святого духа на апостолов



Брак в Кане Галилейской. Иконография напоминает гравюру фламандского художника Питера ван дер Борхта.



DSC_9970.jpg

Призывание Андрея и Петра на служение.





Архангел Михаил





С точки зрения иконографии интерес представляет собой фреска "Церковь Земная", изображающая проповедь вселенских святителей. Василий Великий и Иоанн Златоуст держат в руках развернутые свитки и призывают участников богослужения воздать хвалу Святому Духу.









Христос Великий Архиерей с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей.



Усмирение бури.



Богоматерь Шуйская стала особенно популярна во время морового поветрия 1653 года, потому что после крестного хода с этой иконой в Шуе чума пошла на убыль.

DSCN0220.JPG

Иконография фресок описана В.С. Шиловым ( Санкт-Петербург).

Tags: Ярославская область, храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments