1) На посещение города Глубокое у меня, к сожалению, было менее 3 часов. Всё упиралось в расписание дизель-поездов, отчего пришлось в спешке сначала пообедать в столовой при Камвольном комбинате после ночного поезда из Могилёва до Полоцка, затем добираться по обширным кварталам частного сектора до центра города. После того, как в Глубоком из достопримечательностей я увидел далеко не всё, что хотел (сначала думал даже на ночь остаться, но оставленные вещи в гостинице Полоцка заставили меня передумать вместе с фактором невыносимой жары), я решил, что отныне буду оставаться в том или ином рассматриваемом месте столько долго, сколько потребуется, чтобы «почувствовать город» или увидеть всё, что хотел.

2) Первое упоминание о городе относится к 1414 году, когда Глубокое было торговым местечком в ВКЛ (местечко- это исторически сложившаяся разновидность поселения в Речи Посполитой, иногда подразумевался в качестве населённого пункта со значительной долей еврейского населения). Местечко по сравнению с обычным городом обладало меньшим количеством населения и меньшей площадью, а также отсутствием Магдебургского права ( т.е. в Глубоком не было собственного самоуправления (магистрата) и герба). В населённых пунктах в Статусе местечка преобладала торгово-промышленная деятельность, а жители их считались мещанами. В 1887 году статусные различия между селом и местечком утратили значение с отменой подушной подати для всех сословий.
Глубокое по своему географическому положению находился на старой Смоленской дороге между Вильно и Полоцком, что позволяло ему быть торговым мостом между Зап. Европой и Российской империей. Имелись налаженные торговые связи с Ригой, Кёнигсбергом, Вильно и Варшавой.
Северо-восточной частью города владел Юзеф Корсак Глубоцкий (староста, воевода мстиславский, происходивший из рода Корсаков, одного из старейших в Полоцком княжестве, затем в ВКЛ и Речи Посполитой). А другой частью города в составе Виленского воеводства владели Зеновичи (литовский дворянский род).

3) С 1793 года после 2 раздела Речи Посполитой Глубокое в составе Российской империи. Глубокое относился до революции к Виленской губернии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в конце XIX века писал о населённом пункте: « жителей 7292, православная церковь, костёл, 6 еврейских молитвенных домов и синагога, городское училище, базары еженедельно, 2 ярмарки».
В 1920 году в результате советско-польской войны западнобелорусские территории согласно Рижскому мирному договору 1921 года перешли вместе с Глубоким в состав Польши. После польского похода рабоче-крестьянской армии (РККА) в сентябре 1939 года произошло объединение белорусских земель, и Глубокое вошло в состав Белорусской ССР.
Статус города с 1940 года.
На момент 2014 года население города- 18700 человек, на территории города 5 озёр. Одни из них- Глубокое, давшее название городу (в настоящее время это озеро носит название Кагальное, что с иврита означает как сход, собрание народа, община).

4) Ознакомимся теперь с основными памятниками города.
Аллея Славы, на которой находятся бюсты деятелей уроженцев города и его окрестностей конца XIX века и начала XX-вв.
Среди них:
- Вацлав Ластовский- писатель, 2 председатель Совета Министров Белорусской народной республики с декабря 1919 года до начала 1922 года, автор фундаментального исследования: «Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі».
- Язэп Дроздович (1888-1954 гг.)- живописец, скульптор, в конце 1910 –х – начале 1920 –х гг. создал графическую серию памятников замковой архитектуры, воплотил образ природы в графических листах «Дисненщина».
-Игнат Буйницкий- видный белорусский националист времени БНР, выступавший против советского и польского владычества за независимость и самостоятельность Беларуси.

5) Павел Сухой - авиаконструктор, создатель боевого многоцелевого самолёта СУ-2 (1937-1939гг.), бронированного штурмовика Су-6 (1942-1943 гг.), реактивных истребителей СУ-9, СУ-15, СУ-11. Уроженец Глубокого. Здесь Павел Осипович провёл первые годы жизни, пока семья его не переехала в Гомель.

6) Элиэзер (Лазарь) Бен-Иегуда (Перельман)- отец «современного иврита», основатель гебраизма (движение еврейской общественности, выдвигавшее в качестве единственного языка евреев древнееврейский язык и отрицавших возможность строительства национальной культуры на базе какого-то другого языка, его усилиями иврит был возрождён в качестве разговорного языка). В Глубоком получил светское образование.

7) Памятная доска в честь Тадеуша Допенги-Мостовича, польского писателя, автора романа «Знахарь» (1937г.), по мотивам которого был снят в ПНР одноимённый фильм в 1982 году режиссёром Ежи Гоффманом (также автор сериала «Огнём и мечом», 1999год).

8) Теперь настало время рассказать о двух главных жемчужин города - Троицком костёле (1767 г., автор- Иоганн Глаубиц) и о Рождественском соборе (1639 г., бывший монастырь босых кармелитов).
Именно Глубокое является родиной «виленского барокко»: именно архитектор Иосиф Фонтана III был автором перестройки кармелитского монастыря, надстроив один из фасадов с высокими башнями, ставший первым артефактом этого архитектурного направления.
«Виленское барокко»- стиль, господствовавший в XVIII на территории бывшего Великого Княжества Литовского. Разные исследователи подразумевают под этим понятием и «белорусское барокко», и «базилианское барокко», некоторые польские исследователи используют термин «рококо».
Какие же его основные черты:
-утончённость и вертикализм пропорций, скульптурная пластичность фасадов и интерьеров
-живописность и стройность силуэта, создаваемого многоярусными ажурными башнями
- волнистые фасады и фигурные фронтоны
-вместо массивности, сдержанности- ощущение динамизма, лёгкости и свободы, иллюзии движения, взлёта, волнистости, направленности духовной энергии
- в выработке декоративных приёмов «виленского барокко» сыграла каноническая для униатских храмов ориентация главного фасада на юг, что ещё больше позволяло обогатить силуэт храма и его художественную выразительность.
На фотографии стоящие в паре сотне метро друг от друга 2 главных храма города.

9) Католический приход на месте Костёла Святой Троицы был основан мстиславским воеводой Язепом Корсаком в 1628 году. Первый храм был деревянным и был сожжён вовремя войны с Москвой. В 1764-1782 годах напротив костёла Босых Кармелитов был построен нынешний каменный костёл, освящённый в 1783 году епископом Петром Точиловским (архитектор Иоганн Глаубиц).
После превращения кармелитского костёла в православную церковь возник вопрос о расширении Троицкого костёла. Реконструкция костёла была проведена в 1902—1908 годах под руководством архитектора Ю. Заро. Так храм был расширен, при сохранении первоначального стиля.

10) Этот же костёл со стороны Советской улицы.
Напомню, в 1767 году архитектор И.Глаубиц руководил перестройкой. Сам архитектор был родом из Силезии, позднее он и стал известным мастером в стиле «виленского барокко», когда после пожаров в Вильно в 1737, 1748 и 1749 гг. работал там особенно много, так это направление и получило своё название, благодаря его деятельности.

11) А это Рождественский собор, бывший монастырь кармелитов, фасадом выходящий к противоположной стороне площади от Троицкого костёла.
Собор построен в 1639 году на средства магната Корсака.В начале XVII века Иосиф Львович Корсак, владевший Глубоким, под влиянием сложившейся тогда в стране политической ситуации принял унию с римско-католической церковью. Он пригласил в Глубокое из Вильни (Вильнюс) монахов нищенствующего католического ордена кармелитов босых, которые под его личным руководством в 1639 году начали строительство каменного здания костёла и монастыря на его территории. В 1643 году Иосиф Корсак скончался и по его завещанию все глубокские земли перешли во владение кармелитов. В 1654 году строительство костёла закончено, а закончить возвещение монастыря помешала война с Московским царством 1654-1667 гг., когда Глубокое был взят штурмом и часть монастырского комплекса был разрушен. После войны кармелиты не стали восстанавливать замок- сам храм, выстроенный в стиле сарматского, или «рыцарского барокко», напоминал в своём первоначальном виде укреплённый замок. Его опорные стены толщиной до 4 метров, башни с узкими бойницами, роднят собор с храмами в стиле «белорусской готики» в Сынковичах.
Видна его уникальная композиция- 2 двухбашенных фасада.
Как вы заметили, такая особенность храма - наличие 4 башен, 2 на фасаде, 2 у алтарной части.
Изначально задний фасад был основным, причём нынешний передний был схож с задним (поздний ренесанс или ранний сарматизм).

12) Для кармелитов XVIII-начала XIX вв. стали «золотым веком». Обширные земельные владения, щедрые пожертвования богатых магнатов, доходы от собственных производств сделали монастырь, по словам польского историка Б. Ваната, «самым благополучным в экономическом отношении» кармелитским монастырём Речи Посполитой. Ещё до 1842 года глубокским кармелитам принадлежало 11 фольварков (аналог мыз, усадеб, единоличного помещичьего владения в Польше), 67 деревень с 2533 крепостными мужского пола, 14 мельниц. В монастыре постоянно проживало более 30 монахов и около 50 клириков.
В 1720-1735 гг. было возведены монастырские корпуса, которые составляли вместе с костёлом замкнутый квадрат, и полностью перестроен главный фасад костёла. О том, кто руководил этой перестройкой, среди учёных нет единого мнения. Предполагают авторство «родоначальника виленского барокко» Яна-Кшиштофа (Иогана) Глаубица, который перестроил Софийский собор в Полоцке. Однако работы в монастыре были закончены до приезда Я. Глаубица в Вильно. 3 июля 1735 года костёл заново освещён виленским епископом Ежи Анцетом. Б. Ванат считает, что работами руководил тогда итальянский архитектор Фр. Плачиди, а белорусские исследователи называют имя Иосифа Фонтана III, гродненского зодчего с итальянскими корнями, который в 1742 году унаследовал от отца титул «королевского архитектора».
Но именно глубокский монастырский комплекс кармелитов является самым ранним памятником «виленского барокко» в Беларуси.

13) Император Наполеон I прожил в монастыре 10 дней во время своего похода на Москву. Настоятель монастыря уступил ему свои покои. В Глубоком он подписал «Обращение Генеральной конфедерации к полякам» с призывом переходить на военную службу. там же 20 июля он подписал приказ о назначении военных судов для наказания мародёров.
Отправляясь в Смоленск, приказал одному из придворных насыпать настоятелю монастыря полный поднос золотых монет-наполеондоров в благодарность за гостеприимство.
Брама, входные ворота 1735 года.

14) В 1885 году собор был передан православным, но он не был перестроен.

15) Башни у алтарной части сохранили декор сарматского барокко (архитектурное направление, распространившееся в ВКЛ в конце XVII- начале XVIII вв., являвшая собой аскетическую вариацию стиля барокко с ориентацией на средневековую традицию и массивную пластику форм, в оформлении фасадов этого стиля вносились готические, романские или ренессансные мотивы и лаконичное оформление фасадов в противовес с пышным лепным интерьером).

16) Рождественский собор только со стороны огородов : ))

Такая была моя краткая прогулка по городу. Многое я не увидел: ни католического кладбища, ни еврейского кладбища, ни колонны конституции (1791года). Главным фактором, заставившим меня ехать обратно в Полоцк, была жара в 35 градусов, а хотелось больше ещё там погулять, тем более в окрестностях города 5 озёр.

2) Первое упоминание о городе относится к 1414 году, когда Глубокое было торговым местечком в ВКЛ (местечко- это исторически сложившаяся разновидность поселения в Речи Посполитой, иногда подразумевался в качестве населённого пункта со значительной долей еврейского населения). Местечко по сравнению с обычным городом обладало меньшим количеством населения и меньшей площадью, а также отсутствием Магдебургского права ( т.е. в Глубоком не было собственного самоуправления (магистрата) и герба). В населённых пунктах в Статусе местечка преобладала торгово-промышленная деятельность, а жители их считались мещанами. В 1887 году статусные различия между селом и местечком утратили значение с отменой подушной подати для всех сословий.
Глубокое по своему географическому положению находился на старой Смоленской дороге между Вильно и Полоцком, что позволяло ему быть торговым мостом между Зап. Европой и Российской империей. Имелись налаженные торговые связи с Ригой, Кёнигсбергом, Вильно и Варшавой.
Северо-восточной частью города владел Юзеф Корсак Глубоцкий (староста, воевода мстиславский, происходивший из рода Корсаков, одного из старейших в Полоцком княжестве, затем в ВКЛ и Речи Посполитой). А другой частью города в составе Виленского воеводства владели Зеновичи (литовский дворянский род).

3) С 1793 года после 2 раздела Речи Посполитой Глубокое в составе Российской империи. Глубокое относился до революции к Виленской губернии. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в конце XIX века писал о населённом пункте: « жителей 7292, православная церковь, костёл, 6 еврейских молитвенных домов и синагога, городское училище, базары еженедельно, 2 ярмарки».
В 1920 году в результате советско-польской войны западнобелорусские территории согласно Рижскому мирному договору 1921 года перешли вместе с Глубоким в состав Польши. После польского похода рабоче-крестьянской армии (РККА) в сентябре 1939 года произошло объединение белорусских земель, и Глубокое вошло в состав Белорусской ССР.
Статус города с 1940 года.
На момент 2014 года население города- 18700 человек, на территории города 5 озёр. Одни из них- Глубокое, давшее название городу (в настоящее время это озеро носит название Кагальное, что с иврита означает как сход, собрание народа, община).

4) Ознакомимся теперь с основными памятниками города.
Аллея Славы, на которой находятся бюсты деятелей уроженцев города и его окрестностей конца XIX века и начала XX-вв.
Среди них:
- Вацлав Ластовский- писатель, 2 председатель Совета Министров Белорусской народной республики с декабря 1919 года до начала 1922 года, автор фундаментального исследования: «Гісторыя беларускай (крыўскай) кнігі».
- Язэп Дроздович (1888-1954 гг.)- живописец, скульптор, в конце 1910 –х – начале 1920 –х гг. создал графическую серию памятников замковой архитектуры, воплотил образ природы в графических листах «Дисненщина».
-Игнат Буйницкий- видный белорусский националист времени БНР, выступавший против советского и польского владычества за независимость и самостоятельность Беларуси.

5) Павел Сухой - авиаконструктор, создатель боевого многоцелевого самолёта СУ-2 (1937-1939гг.), бронированного штурмовика Су-6 (1942-1943 гг.), реактивных истребителей СУ-9, СУ-15, СУ-11. Уроженец Глубокого. Здесь Павел Осипович провёл первые годы жизни, пока семья его не переехала в Гомель.

6) Элиэзер (Лазарь) Бен-Иегуда (Перельман)- отец «современного иврита», основатель гебраизма (движение еврейской общественности, выдвигавшее в качестве единственного языка евреев древнееврейский язык и отрицавших возможность строительства национальной культуры на базе какого-то другого языка, его усилиями иврит был возрождён в качестве разговорного языка). В Глубоком получил светское образование.

7) Памятная доска в честь Тадеуша Допенги-Мостовича, польского писателя, автора романа «Знахарь» (1937г.), по мотивам которого был снят в ПНР одноимённый фильм в 1982 году режиссёром Ежи Гоффманом (также автор сериала «Огнём и мечом», 1999год).

8) Теперь настало время рассказать о двух главных жемчужин города - Троицком костёле (1767 г., автор- Иоганн Глаубиц) и о Рождественском соборе (1639 г., бывший монастырь босых кармелитов).
Именно Глубокое является родиной «виленского барокко»: именно архитектор Иосиф Фонтана III был автором перестройки кармелитского монастыря, надстроив один из фасадов с высокими башнями, ставший первым артефактом этого архитектурного направления.
«Виленское барокко»- стиль, господствовавший в XVIII на территории бывшего Великого Княжества Литовского. Разные исследователи подразумевают под этим понятием и «белорусское барокко», и «базилианское барокко», некоторые польские исследователи используют термин «рококо».
Какие же его основные черты:
-утончённость и вертикализм пропорций, скульптурная пластичность фасадов и интерьеров
-живописность и стройность силуэта, создаваемого многоярусными ажурными башнями
- волнистые фасады и фигурные фронтоны
-вместо массивности, сдержанности- ощущение динамизма, лёгкости и свободы, иллюзии движения, взлёта, волнистости, направленности духовной энергии
- в выработке декоративных приёмов «виленского барокко» сыграла каноническая для униатских храмов ориентация главного фасада на юг, что ещё больше позволяло обогатить силуэт храма и его художественную выразительность.
На фотографии стоящие в паре сотне метро друг от друга 2 главных храма города.

9) Католический приход на месте Костёла Святой Троицы был основан мстиславским воеводой Язепом Корсаком в 1628 году. Первый храм был деревянным и был сожжён вовремя войны с Москвой. В 1764-1782 годах напротив костёла Босых Кармелитов был построен нынешний каменный костёл, освящённый в 1783 году епископом Петром Точиловским (архитектор Иоганн Глаубиц).
После превращения кармелитского костёла в православную церковь возник вопрос о расширении Троицкого костёла. Реконструкция костёла была проведена в 1902—1908 годах под руководством архитектора Ю. Заро. Так храм был расширен, при сохранении первоначального стиля.

10) Этот же костёл со стороны Советской улицы.
Напомню, в 1767 году архитектор И.Глаубиц руководил перестройкой. Сам архитектор был родом из Силезии, позднее он и стал известным мастером в стиле «виленского барокко», когда после пожаров в Вильно в 1737, 1748 и 1749 гг. работал там особенно много, так это направление и получило своё название, благодаря его деятельности.

11) А это Рождественский собор, бывший монастырь кармелитов, фасадом выходящий к противоположной стороне площади от Троицкого костёла.
Собор построен в 1639 году на средства магната Корсака.В начале XVII века Иосиф Львович Корсак, владевший Глубоким, под влиянием сложившейся тогда в стране политической ситуации принял унию с римско-католической церковью. Он пригласил в Глубокое из Вильни (Вильнюс) монахов нищенствующего католического ордена кармелитов босых, которые под его личным руководством в 1639 году начали строительство каменного здания костёла и монастыря на его территории. В 1643 году Иосиф Корсак скончался и по его завещанию все глубокские земли перешли во владение кармелитов. В 1654 году строительство костёла закончено, а закончить возвещение монастыря помешала война с Московским царством 1654-1667 гг., когда Глубокое был взят штурмом и часть монастырского комплекса был разрушен. После войны кармелиты не стали восстанавливать замок- сам храм, выстроенный в стиле сарматского, или «рыцарского барокко», напоминал в своём первоначальном виде укреплённый замок. Его опорные стены толщиной до 4 метров, башни с узкими бойницами, роднят собор с храмами в стиле «белорусской готики» в Сынковичах.
Видна его уникальная композиция- 2 двухбашенных фасада.
Как вы заметили, такая особенность храма - наличие 4 башен, 2 на фасаде, 2 у алтарной части.
Изначально задний фасад был основным, причём нынешний передний был схож с задним (поздний ренесанс или ранний сарматизм).

12) Для кармелитов XVIII-начала XIX вв. стали «золотым веком». Обширные земельные владения, щедрые пожертвования богатых магнатов, доходы от собственных производств сделали монастырь, по словам польского историка Б. Ваната, «самым благополучным в экономическом отношении» кармелитским монастырём Речи Посполитой. Ещё до 1842 года глубокским кармелитам принадлежало 11 фольварков (аналог мыз, усадеб, единоличного помещичьего владения в Польше), 67 деревень с 2533 крепостными мужского пола, 14 мельниц. В монастыре постоянно проживало более 30 монахов и около 50 клириков.
В 1720-1735 гг. было возведены монастырские корпуса, которые составляли вместе с костёлом замкнутый квадрат, и полностью перестроен главный фасад костёла. О том, кто руководил этой перестройкой, среди учёных нет единого мнения. Предполагают авторство «родоначальника виленского барокко» Яна-Кшиштофа (Иогана) Глаубица, который перестроил Софийский собор в Полоцке. Однако работы в монастыре были закончены до приезда Я. Глаубица в Вильно. 3 июля 1735 года костёл заново освещён виленским епископом Ежи Анцетом. Б. Ванат считает, что работами руководил тогда итальянский архитектор Фр. Плачиди, а белорусские исследователи называют имя Иосифа Фонтана III, гродненского зодчего с итальянскими корнями, который в 1742 году унаследовал от отца титул «королевского архитектора».
Но именно глубокский монастырский комплекс кармелитов является самым ранним памятником «виленского барокко» в Беларуси.

13) Император Наполеон I прожил в монастыре 10 дней во время своего похода на Москву. Настоятель монастыря уступил ему свои покои. В Глубоком он подписал «Обращение Генеральной конфедерации к полякам» с призывом переходить на военную службу. там же 20 июля он подписал приказ о назначении военных судов для наказания мародёров.
Отправляясь в Смоленск, приказал одному из придворных насыпать настоятелю монастыря полный поднос золотых монет-наполеондоров в благодарность за гостеприимство.
Брама, входные ворота 1735 года.

14) В 1885 году собор был передан православным, но он не был перестроен.

15) Башни у алтарной части сохранили декор сарматского барокко (архитектурное направление, распространившееся в ВКЛ в конце XVII- начале XVIII вв., являвшая собой аскетическую вариацию стиля барокко с ориентацией на средневековую традицию и массивную пластику форм, в оформлении фасадов этого стиля вносились готические, романские или ренессансные мотивы и лаконичное оформление фасадов в противовес с пышным лепным интерьером).

16) Рождественский собор только со стороны огородов : ))

Такая была моя краткая прогулка по городу. Многое я не увидел: ни католического кладбища, ни еврейского кладбища, ни колонны конституции (1791года). Главным фактором, заставившим меня ехать обратно в Полоцк, была жара в 35 градусов, а хотелось больше ещё там погулять, тем более в окрестностях города 5 озёр.