pouchkine (pouchkine) wrote in arch_heritage,
pouchkine
pouchkine
arch_heritage

Categories:

Рабочий клуб фабрики "Свобода"

Итак, второй день нового 2009 года подарил мне знакомство с последним из невиденных творений Константина Мельникова: рабочим клубом парфюмерно-косметической фабрики "Свобода", расположенным на улице Вятской, д.41а. Впрочем, рабочим клубом он уже не является. Еще несколько лет назад в здании располагался Дом культуры имени Горького, потом была информация о его передаче Департаменту потребительского рынка и услуг правительства Москвы. Ныне в здании находится ресторан "Суриковъ-hall".


Построенный по проекту Константина Мельникова в 1929 году и частично переделанный в 1950-х, клуб реставрировался в 2004-2006 и внешне (по крайней мере, с лицевого фасада) приведен в порядок. В частности, были восстановлены наружные лестницы. К сожалению, несколько портят общее впечатление пластиковые стеклопакеты, диссонирующие с конструктивистским объемом и пластикой фасадов. Но это уже детали. Больше всего, однако, возмущает самовольно возведенный перпендикулярно фасаду навес от центрального входа, выпирающий этаким фаллосом промеж двух расходящихся в стороны лестниц!
Хуже обстоят дела с интерьерами. От них не осталось ничего. Все внутреннее убранство и отделка в роскоши мрамора и позолоты не имеют ничего общего с оригинальными интерьерами рабочего клуба. Лицезреть их можно на сайте Суриковъ-hall'a, а фотографировать и смотреть внутри мне не разрешили. Более того, осмотрительный нерусский охранник, заприметив меня с фотокамерой, стал махать руками, подошел, поздоровался и изрек, что снимать запрещено. Я улыбнулся и попросил проводить меня к начальству, так как снимать было необходимо. Начальство было вызвано по телефону вторым охранником, сидящим внутри за пультом управления рестораном, и словами "нэхай сымает" разрешило съемку. Одним глазом мне удалось заглянуть в мраморный вестибюль, но дале меня не пустили.
Охранник недоумевал, нафига фотографировать это "здание как здание", а слова "архитектормельников" ему ни о чем не говорили. Это к слову про всезнающих охранников: они разные бывают! Впрочем, этот знал что такое интернет и посоветовал зайти на сайт ресторана, чтобы полюбоваться интерьерами.
Задние фасады клуба пока цементного цвета в штукатурке и не окрашены. Их можно видеть со стороны парка и рынка, а также соседнего переулка. Сама территория ретсорана, кроме главного фасада по Вятской, огорожена забором и сетками, на которых развешены плакаты с картинками блестящих интерьеров. Любопытно, что при всем пафосе, названия ресторана ни на одном из плакатов, равно как и на самом здании, НЕТ!
В целом же - впечатление положительное. Как сказал мой товарищ: "Возможно, именно этот ресторан спас клуб от смерти". По-крайней мере внешне выглядит достойно. Если, конечно, убрать этот фаллос и страшный забор, и докрасить задние фасады.
Ниже, иллюстрации к вышесказанному.









Далее - боковые и задние фасады, обращенные к парку, рынку и 4-му Вятскому переулку:







В завершение, еще две иллюстрации.


Слева - старый корпус фабрики "Свобода" (вероятно, еще времен товарищества "Ралле и Ко"). Справа - дом возле Хлебозавода №9, недалеко от метро Дмитровская, полукруглый выступ "лестничной башни" которого внешне напоминает фасад мельниковского клуба. Хотя функциональная нагрузка у них совершенно различна (в клубе этот выступ, насколько я понимаю, является этаким карманом-чехлом для раздвижной сцены), ведь есть вероятность того, что Мельников видел этот дом и... творчески его переосмыслил :)
Tags: Константин Мельников, Москва, конструктивизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments