armavi (armavi) wrote in arch_heritage,
armavi
armavi
arch_heritage

Categories:

Самое "городское" село Российской империи. Часть 14.

Синагога?... Загадки особняка Шепетовского.



Свердлова,64

В Армавире по улице Свердлова, 64 стоит оригинальный старинный особняк, парадный вход в который украшен скульптурами двух задумчивых мудрецов, на головы которых опираются консоли надкрылечного карниза. Это кирпичное здание было возведено в первые годы ХХ столетия и принадлежало местному еврейскому предпринимателю Михаилу Соломоновичу (Семеновичу) Шепетовскому.

По стойкому мнению местных старожилов и краеведов здесь располагалась еврейская молельня (синагога). Данное убеждение оказалось настолько распространено, что несколько лет назад городская администрация одно из помещений в указанном доме предоставила армавирской еврейской общине, что в местной прессе было названо «восстановлением исторической справедливости».
           Вместе с тем, конкретные документальные источники о деятельности здесь иудейского храма никому не известны. В дореволюционной статистике вообще нет никаких сведений о наличии в селе Армавире синагоги, хотя здесь и проживало несколько десятков (или немного более) евреев.
     Документальные сведения об этом здании очень скудны. Остаются неизвестными ни год его постройки, ни первоначальное предназначение. В дореволюционных источниках особняк лишь пару раз упоминается как дом М.С. Шепетовского. Известно, что в начале 1920-х гг. он стоял полностью выгоревшим от пожара. После восстановления там все время были жилые коммунальные квартиры. На чем же основывается народная молва, связывающая особняк на улице Свердлова с религиозным очагом иудеев? Вот что я сам думаю по этому поводу:

Прежде над входом в бывший дом Шепетовского, над скульптурами двух мудрецов, красовалась шестиконечная звезда Давида с львиной маской в центре, которая была бесследно сбита с фасада в середине 1980-х гг. Еще раньше здание украшал декоративный купол в форме усеченной пирамиды, над которым возвышался странный шпиль, больше похожий на обычную палку, вроде шеста.

Свердлова,64
Бывший дом Шепетовского в 1970-е гг.

Свердлова,64; крыльцо
Парадный вход со скульптурами и звездой Давида (1950-е гг.).

Крыльцо дома М.С.Шепетовского
Звезда Давида с львиной (?) маской над входом в здание (1970-е гг.).

Свердлова,64 (2)
Вид крыльца еще в 2004 г. Недавний ремонт и реконструкция здания (оштукатурен фасад, вставлены пластиковые рамы, облицован цоколь и т.д.) под торговое помещение полностью уничтожили его изначальный облик.

            Таким образом, косвенным свидетельством наличия здесь иудейской молельни могут быть лишь некоторые внешние особенности здания: наличие над парадным входом религиозного символа евреев – Магендавида; фигуры мудрецов (ветхозаветных?); выступавшая почти на всю ширину тротуара лестница, которая, возможно, указывает на общественное назначение дома М.С.Шепетовского. Любопытной деталью этого сооружения был установленный на куполе шест. По канонам Талмуда для синагоги требовалось выбрать наиболее возвышенное место в городе, а само здание храма должно было доминировать над окружающей застройкой. В христианских землях евреи не могли в точности выполнить эти предписания. Поэтому считалось приемлемым укреплять на крыше синагоги шест, который возвышался над соседними домами. Возможно, что это правило было соблюдено и в Армавире.

Привокзальная (Кубанская) ул.
Видовая открытка 1911 г., на которой красной стрелкой указан дом М.С.Шепетовского с куполом и шестом.

          Вместе с тем, неизвестным остается символическое значение мужских фигур у парадного входа и львиная (?) маска в центре звезды Давида. Может быть, это просто декоративные элементы, не несущие никакой смысловой нагрузки.
          Что по этому поводу думают читатели сообщества? Можно ли в данном случае по имеющимся внешним признакам определить религиозное предназначение здания?

Tags: Армавир
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments