1) Полоцк стал третьим пунктом во время моей уже минувшей августовской поездки в Беларусь. Если быть точнее, я прибыл в этот город с ночным поездом из Могилёва, однако утром я сначала с полоцкого железнодорожного вокзала отправился в город Глубокое, где был возведён первый костёл в стиле «виленское барокко». Вернувшись оттуда, я сразу заселился в гостиницу, дабы скинуть вещи и немного передохнуть. Так как на часах было ещё 17.30 по минскому времени, я решил не проводить вечер в компании с телевизором, а вместо этого пойти погулять по Полоцку и постараться хотя бы часть увидеть из намеченного по плану.
Взглянув на городскую карту города, я обратил вниманием, что одни из жемчужин Полоцка, Спасо-Ефросиньин монастырь, расположен в стороне от основных достопримечательностей города. Туда я и решил отправиться, тем самым затратив на осмотр города 2 дня (и того было мало, чтобы ещё больше проникнуться атмосферой Полоцка).
2) Общее впечатление от города: многогранность «отца городов белорусских», проявляющаяся в автомобильном мосту, простор реки Западной Двины, Олимпийскому гребному клубу байдарочников, в скульптурах, в утратах, монастыре, храмах, захоронения убитых военнопленных.
3) Подготовка этого поста о Полоцке стала для меня наиболее трудной записью по сравнению с предыдущими фотоисториями в моём блоге. Дело в истории города, историческом фоне, атмосфере современного Полоцка, которые я старался описать максимально объёмно, дабы не упустить какой-нибудь важный нюанс. Именно нюансы образуют историю этого города.
4) В летописном своде «Повесть временных лет» Полоцк впервые упоминается в 862 году в связи с призванием варягов. Кем и когда точно был основан город неизвестно. Монах Нестор отмечал, что славяне начали держать своё княжение в Новгороде, другие на Полоте, «Речкой ради», прозвавшимися полочанами. Они были частью союза племён кривичей, который сложился в VI-X вв. в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Следует упомянуть тот факт, что в латышском языке русских до сих пор называют «криевас», а Россию- «Кривия».
5) Выгодное географическое положение Полоцка обусловлено торговым путём «из варяг в греки», позволявшим городу вести торговлю с Византией и Скандинавией.
6) Точная дата основания города теряется в веках. В книге «Деяния данов» датского историка Саксона Грамматика по истории датских викингов есть глава «Не сила города берёт», в которой описывается, как конунг Фроди I хитростью взял город Полтиска. Поначалу осады, крепость оказалась неприступна норманнам, и хитрый Фроди сымитировал свою смерть в бою, после чего во время пира в Полтиску пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины.
Финский языковед, славист Иосиф Миккола предположил, что скандинавское название Потиски является не что иным, как Полоцком.
7) Власть в городе принадлежала князю. Решения принимались вече вплоть до получения городом Магдебургского права в 1498 г. Первым полоцким князем был Рогволод, имя которого употребляется в летописях. Легенда гласит, что он «пришёл из моря». Это событие изображено на гербе Полоцка- на голубом фоне плывущий корабль по серебряной воде. Городской герб существовал с XVI века и считается одним из наиболее древних гербов Беларуси.
8) Дочь Рогловода - Рогнеда невольно стала причиной гибели своего отца и братьев, отказав сватам, приехавшим от князя Владимира, предпочтя ему новгородского князя Ярополка. Владимир одолел Ярополка, в Полоцке сначала изнасиловал Рогнеду на глазах у Рогловода, которого убил после этого, после сослал её с малолетним сыном в Изяславль (местечко было названо в честь сына Владимира и Рогнеды). После принятия христианства на Руси, Владимир вернул их обратно в Полоцк, Изяславля же он сделал полоцким князем. Изяславль впоследствии первым ввёл в Полоцке письменность и обучение грамоте и возродил род Рогволодовичей.
9) С середины XI века Полоцкое княжество отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (1044-1100 гг.), при котором Полоцк достиг наивысшего расцвета. Всеслав начал возведение Полоцкого Софийского Собора, одного из первых монументальных храмов Древней Руси (1030-1060гг.). После смерти Всеслава, Полоцкое княжество было поделено между его 7 сыновьями.
На снимке памятник этому деятелю(2007г.) , которого современники считали колдуном, сам он воевал за Киевский престол, завладев им на полгода. К сожалению, сильный солнечный свет не дал сфотографировать более детально, но мне кажется, этот снимок несколько передаёт мистический ореол князя: ))
10) Теперь расскажу о Полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре, о истории его возникновения.
Евфросинья Полоцкая (между 1001 и 1105-1173гг.)- внучка Всеслава Чародея ( мирское имя-Праслава) в 12 лет приняла монашеский постриг под именем Евфросинья ( в честь преподобной Евфросиньи Александрийской). Будучи грамотной, Евфросинья много читала и с разрешения полоцкого епископа Илии поселилась в келье в Софийском соборе Полоцка, в котором находилась богатая библиотека. Она там занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню. Для реалий XII в. Девушка была очень образована и увлечена, и в монахини пошла, видимо, чтобы иметь доступ к знаниям: в прошлом это было не редкость, монашество (а вместе с ним, освобождение от брака и семьи) было единственным путём в культуру для женщины. Да, своеобразный пример белорусского средневекового феминизма.
В 1127-1128 гг. Евфросинья основала Полоцкий Спасо-Евфросиньин монастырь, получивший большие пожертвования, после чего в нём был заложен каменный храм, сохранившийся до настоящего времени.
11) По её заказу золотых дел мастер Лазарь Богша в 1161 году сделал крест для Спасо-Преображенского собора Спасского Монастыря, впоследствии названный Крестом Евфросиньи Полоцкой, который использовался в качестве национального символа Беларуси, а также одного из элементов государственного герба Белоруссии в 1991-1995 гг. при президентстве Станислава Шушкевича.
В конце жизни Евфросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим, где скончалась. Вскоре, в 1187 году прах покойной был перенесён в Киево-Печёрский монастырь, где мощи Евфросиньи находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь.
Она стала первой женщиной в Беларуси, причисленной к лику святых, её личность одинаково почитаема и в православии и католичестве. Её влияние сказалось на преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами.
12) Домонгольская Спасо-Преображенская церковь (1128-1256гг., зодчий Иоанн), в ней впервые были применены кокошники (декоративные украшения на стенах, у сводах, у оснований шатров, барабанов церквей), получившие распространение в русском храмовом зодчестве XIV-XVвв. Это наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества.
По заключению историка архитектуры Павла Раппопорта (создатель фундаментального исследования эволюции древнерусского зодчества вплоть до Петра I;исследования строительных артелей, которые, по его мнению, переходили из княжества в княжество, перенося так строительные навыки), зодчий Иван опередил своё время, «смыло создав новый архитектурный образ торжественного столпообразного храма, который будет доминировать в древнерусском зодчестве конца XII века». В этом храме зодчие Древней Руси далеко ушли от византийских канонов.
В 1830 году храм признали ветхим, после чего его отреставрировали с сильными искажениями исходного облика.
13) Крестовоздвиженский собор (1893-1897 гг.)- пятиглавый собор, выполненный в неовизантийском стиле (архитектор Владимир Коршиков), в котором хранятся перевезённые мощи в 1910 г. Из Киева Евфросиньи.
14) Прогулявшись по монастырю, я пошёл вдоль территории комплекса в надежде снять панорамные снимки обители.
15) При подготовке к путешествию, я читал о существовании массового захоронения во время Великой Отечественный войны, но я не ожидал, что так называемое «Урочище Пяски» находится так рядом. Поэтому во время прогулки я не обратил толком внимание на противотанковые ежи, за которыми тропинки вела на возвышенность, откуда я надеялся получить хорошие снимки монастыря.
16) Однако, когда уже на вершине пригорка я прочёл надпись на табличке, мне стало очень жутко, будучи абсолютно одним и застигнутый врасплох. Я шокирован был этим местом без предварительной подготовки, не ожидал так скоро после умиротворённой атмосферы обители такое созерцать.
Это бывший Полоцкий транзитный лагерь ДУЛАГ-125, концлагерь в 1941-1944 гг за время существования которого в нём было уничтожено около 40000 военнопленных и мирных граждан (мирными гражданами спокойно могло быть еврейское население Полоцка, доля которого составляла 70% от населения города до войны). Некоторые источники приводят куда большую цифру в 150000 жертв, погребённых в этом урочище на месте бывшего карьера, куда сбрасывали трупы.
17) Потрясённый, я некоторое время стоял на маленьком мостике через реку Полоту, по названию которой и был назван Полоцк, я пошёл в гостиницу, расположенной возле железнодорожного вокзала через огромный массив частного сектора. На одной из улиц попался сильнейший запах парного молока, отчего я перед заходом в «апартаменты» взял в магазине пакет кефира: ))
18) На следующий день мне не терпелось продолжить знакомство с Полоцком, оттого я покинул номер в 6 часов утра и решил ещё раз посетить Спасо-Евфросиньевский монастырь. Вдоволь ещё раз нагулявшись по нему, я уже, перейдя Красный мост (название связано с местом сражения между русскими и французскими войсками 19 октября в ходе Отечественной войны 1812 года), начал свою прогулку по самым известным городским улицам Полоцка.
19) В 1912 году фотограф С. Прокудин-Горский посетил Полоцк и провёл фотосъёмку города в рамках его проекта «Коллекция достопримечательностей Российской империи».
20) Теперь и я там, на фоне города в августе 2014 года.
21) Памятник Симеону Полоцкому (2004 г., скульптор А. Финский.
Симеон Полоцкий- духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от первой жены Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. Учился в Киево-Могилянской коллегии.
Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество. В 1664 он отправился в Москву, где он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи.
Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Ему приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым.
22) Памятник буке «Ў» (2003 год, скульптор В. Финский, Игорь Куржанов- художник), аналога которой нет ни в одном другом алфавите (хотя аналогичное произношение этого звука схоже в польском и арабском языках. Стелла служит ещё и солнечными часами.
23) Знак географического центра Европы. В 2000 году белорусские учёные В. Соломонов и . Анюшко опубликовали результаты исследований, согласно которым географический центр Европы расположен в 48 км от Полоцка. Памятник открыт в 2008 году (авторы- архитектор И. Боровик и скульптор А. Прохоров).
24) Костёл Андрея Баболи (1997 г.). на самом деле, это самый странный храм, который видел.
Андрей Баболи считается одним их небесных покровителей Беларуси и Польши, католический мученик, прославился как католический миссионер, обращавший в католическую веру многих православных. За миссионерскую деятельность его при жизни называли «Пинским апостолом» и «Апостолом Полесья». Умер он мученической смертью, когда заживо содрали с него кожу и обезглавили. Ныне его мощи хранятся в Варшаве.
25) Удивили изображения на дверях с сюжетами не то событий Гражданской войны 1918-1922 гг. или присоединения Польши в 1939 году после «освободительного похода советской армии после договорённостей между СССР и Германией.
Честно, костёла с таким содержанием я не видел. По форме губителей защитников веры, напрашивается вывод, что это офицеры НКВД. Сначала подумал, будто события Катыни обыгрывают. Фактически, характер российско-польских отношений был запечатлён на этих входных дверях.
26) Я лично русско-польского происхождения, по крови я русский и поляк. Касательно взаимоотношений народов, могу вспомнить один рассказ друга лет 6 назад, когда в гости в Москву приехали 2 польки. Во время вечеринки они плохо отозвались о Ленине, на что друг им ответил, что на протяжении истории , когда «выбыли сильные, вы приходили к нам, когда мы стали более крепкими- мы пришли к вам». Трагедию Смуты в России почти никто не помнит (День народного единства не в счёт). Пока лично считаю, что действительно здорово в российско-польских отношениях - это культура, обмен кино и театральными постановками, это языковая близость. В наших общих руках дело преодоления трагедии польского народа в лице таких символов, как «Смоленск», и «Катынь».
27) Валун с изображением гербовой печати уроженца Полоцка Франциска Скорины, Солнце с Луной.
28) Информация о городах-побратимах Полоцка
29)Бывшая лютеранская кирха (ныне здесь полоцкий краеведческий музей) в неоготическом стиле (1888г.).
30) Уголок деревянного Полоцка
31) Пожарная каланча (1927 г.)
32) Один из сыновей Всеслава Чародея, Борис в 1102 году победил ятвягов (балтская племенная группа, наиболее близкая пруссам) и основал город Борисов. А около Софийского собора и теперь лежит гранитный валун (Борисов камень), где написано: «Х. С. Ника. Ги (Господи) помози рабю своему Борису». Большинство из Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. Та же участь постигла и Рогволодов камень с надписью «Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову», стоявший у деревни Дятлово Оршанского района. Он был варварски взорван в 1930-х гг. и обломки его были использованы для строительства шоссе Москва—Минск…
Борисов камень лежит почти напротив Софийского Собора, это ледниковый валун почти 2м высотой. Борисовы камни с выбитыми на них крестами XII – один из любопытных памятников Полоцкой Руси. Есть версия, что этот валун был принесён ледником из Финляндии во время окончания последнего оледенения 10-15000 лет назад.
33) Софийский собор (1030-1060 гг.)- самое высокое здание города. Подобных храмов до этого были в Киеве (1037г.) и Новгороде (1045 г.). Все они строились по образцу Софийского собора в Царьграде. Византийские зодчие, завершив строительство в Новгороде, приехали в Полоцк.
34) Храм должен был олицетворять независимость Полоцка и символизировать плывущий белый корабль над Двиной.
После возврата Полоцка под управление Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками Стефана Батория во время Ливонской войны, софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежащим православным. В 1596 году после Брестской унии собор перешёл униатам. После пожара 1607 года собор был в запустении, в 1618 году в перестроенном виде собор восстанавливает униатский архиепископ Иосиф Кунцевич. После русского-польской войны и взятия Полоцка русскими войсками до 1667 года собор был православным, затем вновь перешёл в управление к униатам.
35) Летом 1705 года в Софийском Соборе при участии царя Петра I было убито несколько монахов базилианского ордена, после чего собор был закрыт и переоборудован в склад боеприпасов. В 1710 году в результате взрыва собор был почти весь уничтожен. В 1730-1750 гг. перестроен в стиле «виленского Барокко» Яном Глаубицем и освящён униатами. После 1839 года храм вновь православный.
На снимке первоначальный облик Софийского Собора закладки 1030-1060-х гг.
36) Некоторые артефакты Собора
37) и ещё
38) Внутреннее убранство Собора
38) Некоторые виды вокруг Церкви. примесь "лёгкой готики" тут присутствует
39) И последний раз )) просто такое надо видеть, оттого и в восторге от созерцаемого)))
40) Свято-Богоявленский Собор (1761-1777 гг.) в стиле сарматского барокко, часть комплекса Свято-Богоявленского монастыря (1582 г.)
41) Монастырь был основан в 1582 году после занятия Спасо-Евфросиньевского монастыря иезуитами, а Софийский Собор греко-католиками, он стал после этого главным православным монастырём города.
42) При монастыре действовало православное учебное заведение, где до 1659 года там преподавал Симеон Полоцкий. В 1780-1788гг. на месте деревянного школьного здания был выстроен новый каменный жилой корпус по проекту Джакомо Кваренги.
А следующее серое длинное здание (справа на фотографии)- бывший францисканский католический кляштор.
43)В заключение, некоторые интересные зарисовки города
Самый низкий постамент Ленина, который только видел.
44) Автомобильный мост через Западную Двину
45) Дом офицеров.
46) Природно-экологический музей в бывшей водонапорной башне
47) Гостиница «Двина», наследие того периода, когда Полоцк был в 1944-1954 гг. областным городом
48) Место впадения Полоты в Западную Двину.
48) Скульптура девочки во дворе «детского музея».
49) «Окно в историю», словно отголосок, напоминание о гибели костёла Святого Стефана, который был разобран в 1969 году, а на его месте выстроен девятиэтажка. Фасад, словно зеркало, отражает утраченное. А спереди от костёла, восстановленный в 2010 году памятник Отечественной войны 1812 года (аналог его есть в Смоленске).
50) Последние штрихи к портрету.
51) Коллегиум иезуитов (1579 г.) - аналог современных институтов, где можно было получить качественное по тем временам образование, организованные в Стефаном Баторием. С 1830 года здесь кадетский корпус.
52) Жилой дом 1934-го года постройки.
52) И на прощание с Полоцком.
Покидал город с некоторой грустью, увидеть такое пронизанное историей место было полной неожиданностью. Не поверите, над этим постом работал 4 дня, сказывается большая нагрузка в школе (работа, однако).
Взглянув на городскую карту города, я обратил вниманием, что одни из жемчужин Полоцка, Спасо-Ефросиньин монастырь, расположен в стороне от основных достопримечательностей города. Туда я и решил отправиться, тем самым затратив на осмотр города 2 дня (и того было мало, чтобы ещё больше проникнуться атмосферой Полоцка).
2) Общее впечатление от города: многогранность «отца городов белорусских», проявляющаяся в автомобильном мосту, простор реки Западной Двины, Олимпийскому гребному клубу байдарочников, в скульптурах, в утратах, монастыре, храмах, захоронения убитых военнопленных.
3) Подготовка этого поста о Полоцке стала для меня наиболее трудной записью по сравнению с предыдущими фотоисториями в моём блоге. Дело в истории города, историческом фоне, атмосфере современного Полоцка, которые я старался описать максимально объёмно, дабы не упустить какой-нибудь важный нюанс. Именно нюансы образуют историю этого города.
4) В летописном своде «Повесть временных лет» Полоцк впервые упоминается в 862 году в связи с призванием варягов. Кем и когда точно был основан город неизвестно. Монах Нестор отмечал, что славяне начали держать своё княжение в Новгороде, другие на Полоте, «Речкой ради», прозвавшимися полочанами. Они были частью союза племён кривичей, который сложился в VI-X вв. в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги. Следует упомянуть тот факт, что в латышском языке русских до сих пор называют «криевас», а Россию- «Кривия».
5) Выгодное географическое положение Полоцка обусловлено торговым путём «из варяг в греки», позволявшим городу вести торговлю с Византией и Скандинавией.
6) Точная дата основания города теряется в веках. В книге «Деяния данов» датского историка Саксона Грамматика по истории датских викингов есть глава «Не сила города берёт», в которой описывается, как конунг Фроди I хитростью взял город Полтиска. Поначалу осады, крепость оказалась неприступна норманнам, и хитрый Фроди сымитировал свою смерть в бою, после чего во время пира в Полтиску пробрались лазутчики, убили князя Веспасия и открыли ворота для варяжской дружины.
Финский языковед, славист Иосиф Миккола предположил, что скандинавское название Потиски является не что иным, как Полоцком.
7) Власть в городе принадлежала князю. Решения принимались вече вплоть до получения городом Магдебургского права в 1498 г. Первым полоцким князем был Рогволод, имя которого употребляется в летописях. Легенда гласит, что он «пришёл из моря». Это событие изображено на гербе Полоцка- на голубом фоне плывущий корабль по серебряной воде. Городской герб существовал с XVI века и считается одним из наиболее древних гербов Беларуси.
8) Дочь Рогловода - Рогнеда невольно стала причиной гибели своего отца и братьев, отказав сватам, приехавшим от князя Владимира, предпочтя ему новгородского князя Ярополка. Владимир одолел Ярополка, в Полоцке сначала изнасиловал Рогнеду на глазах у Рогловода, которого убил после этого, после сослал её с малолетним сыном в Изяславль (местечко было названо в честь сына Владимира и Рогнеды). После принятия христианства на Руси, Владимир вернул их обратно в Полоцк, Изяславля же он сделал полоцким князем. Изяславль впоследствии первым ввёл в Полоцке письменность и обучение грамоте и возродил род Рогволодовичей.
9) С середины XI века Полоцкое княжество отпало от Киевской Руси, достигнув расцвета при Всеславе Чародее (1044-1100 гг.), при котором Полоцк достиг наивысшего расцвета. Всеслав начал возведение Полоцкого Софийского Собора, одного из первых монументальных храмов Древней Руси (1030-1060гг.). После смерти Всеслава, Полоцкое княжество было поделено между его 7 сыновьями.
На снимке памятник этому деятелю(2007г.) , которого современники считали колдуном, сам он воевал за Киевский престол, завладев им на полгода. К сожалению, сильный солнечный свет не дал сфотографировать более детально, но мне кажется, этот снимок несколько передаёт мистический ореол князя: ))
10) Теперь расскажу о Полоцком Спасо-Евфросиньевском монастыре, о истории его возникновения.
Евфросинья Полоцкая (между 1001 и 1105-1173гг.)- внучка Всеслава Чародея ( мирское имя-Праслава) в 12 лет приняла монашеский постриг под именем Евфросинья ( в честь преподобной Евфросиньи Александрийской). Будучи грамотной, Евфросинья много читала и с разрешения полоцкого епископа Илии поселилась в келье в Софийском соборе Полоцка, в котором находилась богатая библиотека. Она там занималась переписыванием книг по заказам горожан, полученные деньги раздавала как милостыню. Для реалий XII в. Девушка была очень образована и увлечена, и в монахини пошла, видимо, чтобы иметь доступ к знаниям: в прошлом это было не редкость, монашество (а вместе с ним, освобождение от брака и семьи) было единственным путём в культуру для женщины. Да, своеобразный пример белорусского средневекового феминизма.
В 1127-1128 гг. Евфросинья основала Полоцкий Спасо-Евфросиньин монастырь, получивший большие пожертвования, после чего в нём был заложен каменный храм, сохранившийся до настоящего времени.
11) По её заказу золотых дел мастер Лазарь Богша в 1161 году сделал крест для Спасо-Преображенского собора Спасского Монастыря, впоследствии названный Крестом Евфросиньи Полоцкой, который использовался в качестве национального символа Беларуси, а также одного из элементов государственного герба Белоруссии в 1991-1995 гг. при президентстве Станислава Шушкевича.
В конце жизни Евфросинья Полоцкая совершила паломничество в Иерусалим, где скончалась. Вскоре, в 1187 году прах покойной был перенесён в Киево-Печёрский монастырь, где мощи Евфросиньи находились до 1910 года, когда были перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь.
Она стала первой женщиной в Беларуси, причисленной к лику святых, её личность одинаково почитаема и в православии и католичестве. Её влияние сказалось на преодолении вражды между Полоцким и Киевским княжествами.
12) Домонгольская Спасо-Преображенская церковь (1128-1256гг., зодчий Иоанн), в ней впервые были применены кокошники (декоративные украшения на стенах, у сводах, у оснований шатров, барабанов церквей), получившие распространение в русском храмовом зодчестве XIV-XVвв. Это наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкого зодчества.
По заключению историка архитектуры Павла Раппопорта (создатель фундаментального исследования эволюции древнерусского зодчества вплоть до Петра I;исследования строительных артелей, которые, по его мнению, переходили из княжества в княжество, перенося так строительные навыки), зодчий Иван опередил своё время, «смыло создав новый архитектурный образ торжественного столпообразного храма, который будет доминировать в древнерусском зодчестве конца XII века». В этом храме зодчие Древней Руси далеко ушли от византийских канонов.
В 1830 году храм признали ветхим, после чего его отреставрировали с сильными искажениями исходного облика.
13) Крестовоздвиженский собор (1893-1897 гг.)- пятиглавый собор, выполненный в неовизантийском стиле (архитектор Владимир Коршиков), в котором хранятся перевезённые мощи в 1910 г. Из Киева Евфросиньи.
14) Прогулявшись по монастырю, я пошёл вдоль территории комплекса в надежде снять панорамные снимки обители.
15) При подготовке к путешествию, я читал о существовании массового захоронения во время Великой Отечественный войны, но я не ожидал, что так называемое «Урочище Пяски» находится так рядом. Поэтому во время прогулки я не обратил толком внимание на противотанковые ежи, за которыми тропинки вела на возвышенность, откуда я надеялся получить хорошие снимки монастыря.
16) Однако, когда уже на вершине пригорка я прочёл надпись на табличке, мне стало очень жутко, будучи абсолютно одним и застигнутый врасплох. Я шокирован был этим местом без предварительной подготовки, не ожидал так скоро после умиротворённой атмосферы обители такое созерцать.
Это бывший Полоцкий транзитный лагерь ДУЛАГ-125, концлагерь в 1941-1944 гг за время существования которого в нём было уничтожено около 40000 военнопленных и мирных граждан (мирными гражданами спокойно могло быть еврейское население Полоцка, доля которого составляла 70% от населения города до войны). Некоторые источники приводят куда большую цифру в 150000 жертв, погребённых в этом урочище на месте бывшего карьера, куда сбрасывали трупы.
17) Потрясённый, я некоторое время стоял на маленьком мостике через реку Полоту, по названию которой и был назван Полоцк, я пошёл в гостиницу, расположенной возле железнодорожного вокзала через огромный массив частного сектора. На одной из улиц попался сильнейший запах парного молока, отчего я перед заходом в «апартаменты» взял в магазине пакет кефира: ))
18) На следующий день мне не терпелось продолжить знакомство с Полоцком, оттого я покинул номер в 6 часов утра и решил ещё раз посетить Спасо-Евфросиньевский монастырь. Вдоволь ещё раз нагулявшись по нему, я уже, перейдя Красный мост (название связано с местом сражения между русскими и французскими войсками 19 октября в ходе Отечественной войны 1812 года), начал свою прогулку по самым известным городским улицам Полоцка.
19) В 1912 году фотограф С. Прокудин-Горский посетил Полоцк и провёл фотосъёмку города в рамках его проекта «Коллекция достопримечательностей Российской империи».
20) Теперь и я там, на фоне города в августе 2014 года.
21) Памятник Симеону Полоцкому (2004 г., скульптор А. Финский.
Симеон Полоцкий- духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от первой жены Милославской: Алексея, Софьи и Фёдора. Родился в 1629 году в Полоцке, который в то время входил в Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой. Учился в Киево-Могилянской коллегии.
Около 1656 года С. Полоцкий вернулся в Полоцк, принял православное монашество. В 1664 он отправился в Москву, где он активно участвовал в подготовке, а затем и проведении Московского собора по низложению патриарха Никона. В 1667 назначен придворным поэтом и воспитателем детей царя Алексея Михайловича. Был учителем у Фёдора Алексеевича, благодаря чему тот получил отличное образование, знал латынь и польский, писал стихи.
Своим независимым положением при дворе С. Полоцкий воспользовался в целях возрождения в Москве живой церковной проповеди, вместо которой тогда господствовало чтение святоотеческих поучений. Ему приписывается большинством исследователей авторство первоначального проекта Устава («Привилегии на Академию») Славяно-греко-латинской академии, представленного на утверждение Фёдора Алексеевича в 1682 году Сильвестром Медведевым.
22) Памятник буке «Ў» (2003 год, скульптор В. Финский, Игорь Куржанов- художник), аналога которой нет ни в одном другом алфавите (хотя аналогичное произношение этого звука схоже в польском и арабском языках. Стелла служит ещё и солнечными часами.
23) Знак географического центра Европы. В 2000 году белорусские учёные В. Соломонов и . Анюшко опубликовали результаты исследований, согласно которым географический центр Европы расположен в 48 км от Полоцка. Памятник открыт в 2008 году (авторы- архитектор И. Боровик и скульптор А. Прохоров).
24) Костёл Андрея Баболи (1997 г.). на самом деле, это самый странный храм, который видел.
Андрей Баболи считается одним их небесных покровителей Беларуси и Польши, католический мученик, прославился как католический миссионер, обращавший в католическую веру многих православных. За миссионерскую деятельность его при жизни называли «Пинским апостолом» и «Апостолом Полесья». Умер он мученической смертью, когда заживо содрали с него кожу и обезглавили. Ныне его мощи хранятся в Варшаве.
25) Удивили изображения на дверях с сюжетами не то событий Гражданской войны 1918-1922 гг. или присоединения Польши в 1939 году после «освободительного похода советской армии после договорённостей между СССР и Германией.
Честно, костёла с таким содержанием я не видел. По форме губителей защитников веры, напрашивается вывод, что это офицеры НКВД. Сначала подумал, будто события Катыни обыгрывают. Фактически, характер российско-польских отношений был запечатлён на этих входных дверях.
26) Я лично русско-польского происхождения, по крови я русский и поляк. Касательно взаимоотношений народов, могу вспомнить один рассказ друга лет 6 назад, когда в гости в Москву приехали 2 польки. Во время вечеринки они плохо отозвались о Ленине, на что друг им ответил, что на протяжении истории , когда «выбыли сильные, вы приходили к нам, когда мы стали более крепкими- мы пришли к вам». Трагедию Смуты в России почти никто не помнит (День народного единства не в счёт). Пока лично считаю, что действительно здорово в российско-польских отношениях - это культура, обмен кино и театральными постановками, это языковая близость. В наших общих руках дело преодоления трагедии польского народа в лице таких символов, как «Смоленск», и «Катынь».
27) Валун с изображением гербовой печати уроженца Полоцка Франциска Скорины, Солнце с Луной.
28) Информация о городах-побратимах Полоцка
29)Бывшая лютеранская кирха (ныне здесь полоцкий краеведческий музей) в неоготическом стиле (1888г.).
30) Уголок деревянного Полоцка
31) Пожарная каланча (1927 г.)
32) Один из сыновей Всеслава Чародея, Борис в 1102 году победил ятвягов (балтская племенная группа, наиболее близкая пруссам) и основал город Борисов. А около Софийского собора и теперь лежит гранитный валун (Борисов камень), где написано: «Х. С. Ника. Ги (Господи) помози рабю своему Борису». Большинство из Борисовых камней было уничтожено в период борьбы с религией. Та же участь постигла и Рогволодов камень с надписью «Въ 6679 (1171) месяца мая въ 7 день доспенъ крест сей. Господи помози рабу своему Василію въ крещеніи именемъ Рогволоду сыну Борисову», стоявший у деревни Дятлово Оршанского района. Он был варварски взорван в 1930-х гг. и обломки его были использованы для строительства шоссе Москва—Минск…
Борисов камень лежит почти напротив Софийского Собора, это ледниковый валун почти 2м высотой. Борисовы камни с выбитыми на них крестами XII – один из любопытных памятников Полоцкой Руси. Есть версия, что этот валун был принесён ледником из Финляндии во время окончания последнего оледенения 10-15000 лет назад.
33) Софийский собор (1030-1060 гг.)- самое высокое здание города. Подобных храмов до этого были в Киеве (1037г.) и Новгороде (1045 г.). Все они строились по образцу Софийского собора в Царьграде. Византийские зодчие, завершив строительство в Новгороде, приехали в Полоцк.
34) Храм должен был олицетворять независимость Полоцка и символизировать плывущий белый корабль над Двиной.
После возврата Полоцка под управление Великого Княжества Литовского в 1579 году войсками Стефана Батория во время Ливонской войны, софийский собор стал единственным храмом в городе, принадлежащим православным. В 1596 году после Брестской унии собор перешёл униатам. После пожара 1607 года собор был в запустении, в 1618 году в перестроенном виде собор восстанавливает униатский архиепископ Иосиф Кунцевич. После русского-польской войны и взятия Полоцка русскими войсками до 1667 года собор был православным, затем вновь перешёл в управление к униатам.
35) Летом 1705 года в Софийском Соборе при участии царя Петра I было убито несколько монахов базилианского ордена, после чего собор был закрыт и переоборудован в склад боеприпасов. В 1710 году в результате взрыва собор был почти весь уничтожен. В 1730-1750 гг. перестроен в стиле «виленского Барокко» Яном Глаубицем и освящён униатами. После 1839 года храм вновь православный.
На снимке первоначальный облик Софийского Собора закладки 1030-1060-х гг.
36) Некоторые артефакты Собора
37) и ещё
38) Внутреннее убранство Собора
38) Некоторые виды вокруг Церкви. примесь "лёгкой готики" тут присутствует
39) И последний раз )) просто такое надо видеть, оттого и в восторге от созерцаемого)))
40) Свято-Богоявленский Собор (1761-1777 гг.) в стиле сарматского барокко, часть комплекса Свято-Богоявленского монастыря (1582 г.)
41) Монастырь был основан в 1582 году после занятия Спасо-Евфросиньевского монастыря иезуитами, а Софийский Собор греко-католиками, он стал после этого главным православным монастырём города.
42) При монастыре действовало православное учебное заведение, где до 1659 года там преподавал Симеон Полоцкий. В 1780-1788гг. на месте деревянного школьного здания был выстроен новый каменный жилой корпус по проекту Джакомо Кваренги.
А следующее серое длинное здание (справа на фотографии)- бывший францисканский католический кляштор.
43)В заключение, некоторые интересные зарисовки города
Самый низкий постамент Ленина, который только видел.
44) Автомобильный мост через Западную Двину
45) Дом офицеров.
46) Природно-экологический музей в бывшей водонапорной башне
47) Гостиница «Двина», наследие того периода, когда Полоцк был в 1944-1954 гг. областным городом
48) Место впадения Полоты в Западную Двину.
48) Скульптура девочки во дворе «детского музея».
49) «Окно в историю», словно отголосок, напоминание о гибели костёла Святого Стефана, который был разобран в 1969 году, а на его месте выстроен девятиэтажка. Фасад, словно зеркало, отражает утраченное. А спереди от костёла, восстановленный в 2010 году памятник Отечественной войны 1812 года (аналог его есть в Смоленске).
50) Последние штрихи к портрету.
51) Коллегиум иезуитов (1579 г.) - аналог современных институтов, где можно было получить качественное по тем временам образование, организованные в Стефаном Баторием. С 1830 года здесь кадетский корпус.
52) Жилой дом 1934-го года постройки.
52) И на прощание с Полоцком.
Покидал город с некоторой грустью, увидеть такое пронизанное историей место было полной неожиданностью. Не поверите, над этим постом работал 4 дня, сказывается большая нагрузка в школе (работа, однако).