?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Неоднократно приходилось писать для разных изданий про то, ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ УСАДЬБА - ее история, архитектура, быт и т.д. Сколько бы не нагромождать красивых фраз в духе Врангеля-Лукомского-Шамурина, всем должно быть ясно одно - ЭТО ПОГИБШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Нам остались жалкие остатки, лишние в сегодняшней жизни. В отличие от храмов сохранившиеся усадьбы все равно нельзя назвать живыми, поскольку навсегда ушел тот образ жизни, который их породил полтора-два века тому назад. Кому интересно, почитайте небольшой текст в конце, сделанный для одного подарочного альбома.

А на фотографиях представлены три случайно выбранных усадьбы из трех разных губерний. Общее у них - выдающаяся архитектура и трагическая судьба. Ни одной сейчас уже не существует. Путешествовать по этим дворянским гнездам можно только виртуально.


Усадьба Гурьево в Веневском уезде Тульской губернии. Принадлежала знатному семейству Муромцевых (владельцев Баловнева). Известно об усадьбе немного. А из фотографий - только несколько снимков, опубликованных в журнале "Старые годы". Дворец с полукругом колоннад был на уровне лучших творений классицизма. Теперь бессмысленно гадать, кто мог являться его автором - Кваренги, Львов, кто-то попроще. Памятник ушел, смазанные журнальные картинки даже не дают возможности детально его рассмотреть.

Еще немного погружения в вечность



Этот фрагмент колоннады в Гурьеве заставляет вспомнить львовскую колоннаду в Знаменском-Райке.


Этот эффектный дворец украшал усадьбу Покровское в Пореченском уезде Смоленской губернии. Имение принадлежало родственникам светлейшего князя Потемкина Энгельгардтам. Ничего не известно о том, когда точно и кем была отстроена эта изысканная вилла с купольным бельведером наверху - для любования окрестностями. В архитектуре дома узнаются черты любимого идеала классицистов - прославденной виллы Ротонда Палладио. Внутри была череда залов с утонченным лепным и живописным декором. Усадьба окончательно погибла в середине ХХ века


Одна из комнат дома в Покровском.


Большая гостиная в Покровском была отделана в помпейском вкусе.


Живопись в алькове малой гостиной имитировала прозрачную беседку, окруженную деревьями романтического парка.


Усадьба Снегирево-Черкутино находилась в Юрьев-Польском уезде Владимирской губернии. Это были родовые владения графов (затем князей) Салтыковых. Сначала усадьба располагалась в Черкутине, потом, где-то в 1770-е годы была перенесена в Снегирево. В Черкутине оставался старый дом, отданный священнику местного храма. В этом доме родился небезызвестный реформатор М.М.Сперанский, сын священника. А в Снегиреве фельдмаршалом Н.И.Салтыковым, воспитателем будущего Александра I, была остроена большая усадьба. Главный дом, также напоминающий палладианскую виллу, колоннадами соединялся с двумя флигелями. Стиль построек указывает на проект хорошего архитектора. Опять мы не знаем, кто им был. Может, Старов. А может, еще кто.


Это вестибюль с парадной лестницей в снегиревском дворце. Красиво и стильно. Все погибло вскоре после революции.

Усадьба родилась из присущего человеку стремления обустроить мир вокруг себя, приблизить его к умозрительному идеалу. В России такими возможностями обладало дворянство, владевшее значительной частью земель страны. Эти владения не сразу обрели статус полноценной собственности, а само дворянство поначалу обязывалось бессрочной службой обеспечивать себе пожалование земельных территорий – поместий. Постепенное освобождение от служебной кабалы и закрепление поместий за владельцем – два взаимосвязанных процесса, содействовавших развитию усадеб.

Указ Петра Великого 1714 года уравнял жалованные поместья с родовыми вотчинами знати. С этого началось стремительное возвышение дворянства, ставшего к концу XVIII века самым могущественным и привилегированным сословием в Российской империи. Указ 1762 года освобождал дворян от обязательной службы, и тысячи обретших свободу помещиков разъехались по своим усадьбам, чтобы в духе просветительских идеалов «возделывать свой сад». Расцвет усадеб пришелся на «золотой век» российского дворянства, совпавший с долгими правлениями Екатерины II и Александра I. Именно тогда сложился классический облик барских гнезд, сформировалась их особая культурная среда, дошедшая до нас в памятниках искусства, воспоминаниях, произведениях русской классической литературы.

Для дворянина усадьба всегда являла «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», в котором можно было укрыться от житейских невзгод. Усадьба погружала в мир простых человеческих радостей, в круговорот домашних дел и развлечений, связанных со строительством, садоводством, театром, охотой и приемом гостей. На лоне природы, в тишине и покое многие ценности обретали свое истинное значение. Под сенью муз писались стихи, сочинялись романсы, создавались картины. Сегодняшний день соседствовал в усадьбе с минувшим, память о котором жила в портретах фамильных галерей, в монументах парка и «отеческих гробах» усыпальниц.

Усадьбы порой для всей округи являлись центрами не только культуры, но и хозяйства. Помещики из столиц, а то и из-за границы привозили всяческие нововведения в садоводстве, земледелии, разведении скота. Во многих усадьбах устраивались регулярные ярмарки. Тон задавали парадные резиденции высшей знати, становившиеся образцами для подражания со стороны других помещиков, что «помельче и попроще». Необычная архитектура дворца или церкви, редкая статуя, фонтан, состав дворни или новая порода собак – все перенималось, повторяясь зачастую в причудливом виде.

Усадебный мир был многогранен. В нем проявления высокого духа и чувство прекрасного нередко уживались с грубостью нравов, а то и с откровенным варварством. Следует помнить, что дворянская усадьба расцвела в условиях крепостного права, и вся эта кажущаяся идиллия создавалась трудом рабов. Мы знаем целые крепостные династии актеров, архитекторов, художников. Созданные ими произведения были предметом гордости барина и восхищения его гостей, однако сами творцы оставались бесправными. Помещики-самодуры порой издевались над своими крестьянами, создавали гаремы из крепостных девушек, устаивали тюрьмы с пыточными камерами для провинившихся холопов. Все это тоже было и отражено на страницах многих литературных произведений. Против уродливого рабства, задержавшегося в просвещенном веке, выступали многие образованные и мыслящие представители дворянского сословия. В их усадьбах собирались декабристские кружки, составлялись заговоры с целью изменения самодержавного строя, писались первые конституции.

Но долгожданное освобождение крестьян в 1861 году имело для усадеб фатальное значение. Крепостная Россия и усадебная были нераздельны, и падение первой обозначило скорый закат второй. Благосостояние дворянства было навсегда подорвано, быстрое развитие капитализма вынесло наверх новых героев – предприимчивых купцов, заводчиков и фабрикантов. Многие дворяне разорились и стали продавать обветшавшие дедовские усадьбы. Вблизи колонных особняков появились первые дачные поселки с отдыхающими на природе горожанами. Вся усадебная жизнь с ее традициями, с ее искусством неумолимо уходила в прошлое. Культура «серебряного века» с тоской и сладостной ностальгией вспоминала дворянский быт екатерининских и пушкинских времен, словно предчувствуя его скорый и окончательный уход. Эта волна интереса к недавнему прошлому породила первые публикации об усадьбах, первые попытки их музеефикации.

В 1917 году, сразу после революции, началось целенаправленное уничтожение дворянских усадеб, в результате которого более двух третей их теперь полностью разрушены. Большинство сохранившихся лишились всего наполнения, созданного поколениями владельцев. По музеям и частным собраниям сегодня раскиданы уцелевшие портреты, зеркала, кресла, канделябры. До революции в одной только Московской губернии насчитывалось около тысячи усадеб. Сейчас в разной степени сохранности здесь едва наберется сотня. Еще в несколько раз меньше архитектурных ансамблей, донесших свою целостность и способных впечатлить красотой зданий и пейзажей.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
philtrius
Feb. 2nd, 2008 07:42 pm (UTC)
Спасибо большое!
egeomar
Feb. 4th, 2008 06:54 am (UTC)
Спасибо, как всегда у Вас очень хорошо.
Еще можно вспомнить, что после революции награбленное в усадьбах вывозилось кораблями в Европу и "цивилизованные" европейцы без зазрения скупали краденое - где теперь все оно?

А еще такой вопрос - альбомов и книг по усадьбам издается сейчас множество - и подозреваю, что качество там разное, - что бы Вы посоветовали наиболее содержательное?
ragazzi_bi_oggi
Feb. 17th, 2008 05:30 pm (UTC)
"Цивилизованные" европейцы теперь настаивают на том, чтобы Россия вернула все дореволюциооные фонды своих музеев типа Эрмитажа потомкам Третьякова и Щукина...
diana_spb
Feb. 17th, 2008 06:10 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
elvesta_la_fero
Jun. 10th, 2008 09:52 pm (UTC)
спасибо Вам огромное за пост!!!
alik2005
Oct. 2nd, 2008 02:05 pm (UTC)
Без иронии
Не находите, что на "этом фрагменте колокольни" карниз какой-то совсем куцый? Хотя на общем плане -- предыдущее фото -- действительно красивый дом. Спасибо за публикацию фото. Эх, взять бы, да опубликовать все известные фото на одном сайте!
av4
Oct. 2nd, 2008 02:58 pm (UTC)
Re: Без иронии
Ну да, куцый. Обычная история в усадьбах - хороший столичный проект часто реализовывали лапотным способом, чтоб дешевле, да и исходя из квалификации имеющихся мастеров. Старых фотографий на самом деле очень много, увы, все в одном месте собрать нереально. Хотя я бы при хорошем финансировании за такой проект взялся бы. Да кто ж денег даст на такую ерунду?
alik2005
Oct. 2nd, 2008 03:28 pm (UTC)
Re: Без иронии
Ну так почему бы Вам не стать новым Третьяковым или Бахрушиным? Я хочу сказать (глядя на мир сквозь розовые очки), что если бы Вы начали создавать свой сосбвтенный архив, авось потом бы и появились возможности вывести всё это на новый уровень. Простите, если наступаю на мозоль. Я дейтсвительно наивен :-). (Смущённо.) От себя готов предложить некоторые мои фото Царицына 90-х гг. Впрочем, понимаю, что это не является редкостью.
av4
Oct. 2nd, 2008 04:18 pm (UTC)
Re: Без иронии
Да мы уже и так в старой и новой съемке тонем, много чего отовсюду натащено и снято собственным объективом, нету времени и сил все это пускать в оборот. Еще и работать когда-то надо. Так что пусть ждет своего часа, может дождется, а может и нет. Увы, сколько после каждого исследователя неразобранных архивов остается. Вот был в ОИРУ В.В. Синдеев, всю жизнь посвятил изучению рода Брюсов и их усадьбе в Глинках, переводил иностранные тексты из архивов, ценнейшие находки, можно сказать, сенсации. А опубликовать успел крайне мало. Два года назад умер, а весь его архив теперь недоступен, да и никто не жаждет заниматься чужим делом. Разве что когда-нибудь явится новый любитель Брюсов, только тогда он этот архив вряд ли уже отыщет. Вот так все и происходит, поэтому всякий раз каждое новое поколение опять америку открывает.
alik2005
Oct. 2nd, 2008 05:18 pm (UTC)
Re: Без иронии
Да, печально. Как всегда, где пусто, а где густо! Лично я очень люблю русский классицизм (в меньшей степени московский ампир, правда) и много бы отдал (если бы много имел :-))) ) за фото и исследования. Наверняка есть такие же любители барокко (это я о Глинках).
А что значит "архив недоступен"? Остался у наследников?

Не по теме. Почитал, пока немного, Ваш журнал. После Ваших заметок о МАрхИ и ответа на прямо поставленный вопрос в другом блоге (с месяц назад) перестал удивляться, почему же в 90-х гг. (сейчас просто меньше по Москве хожу, не знаю) появилось такое количество неудобоваримых стилизаций.
( 10 comments — Leave a comment )

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel