АВЧ (av4) wrote in arch_heritage,
АВЧ
av4
arch_heritage

Categories:

РУССКАЯ АТЛАНТИДА: ушедшие усадьбы

Неоднократно приходилось писать для разных изданий про то, ЧТО ТАКОЕ РУССКАЯ УСАДЬБА - ее история, архитектура, быт и т.д. Сколько бы не нагромождать красивых фраз в духе Врангеля-Лукомского-Шамурина, всем должно быть ясно одно - ЭТО ПОГИБШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Нам остались жалкие остатки, лишние в сегодняшней жизни. В отличие от храмов сохранившиеся усадьбы все равно нельзя назвать живыми, поскольку навсегда ушел тот образ жизни, который их породил полтора-два века тому назад. Кому интересно, почитайте небольшой текст в конце, сделанный для одного подарочного альбома.

А на фотографиях представлены три случайно выбранных усадьбы из трех разных губерний. Общее у них - выдающаяся архитектура и трагическая судьба. Ни одной сейчас уже не существует. Путешествовать по этим дворянским гнездам можно только виртуально.


Усадьба Гурьево в Веневском уезде Тульской губернии. Принадлежала знатному семейству Муромцевых (владельцев Баловнева). Известно об усадьбе немного. А из фотографий - только несколько снимков, опубликованных в журнале "Старые годы". Дворец с полукругом колоннад был на уровне лучших творений классицизма. Теперь бессмысленно гадать, кто мог являться его автором - Кваренги, Львов, кто-то попроще. Памятник ушел, смазанные журнальные картинки даже не дают возможности детально его рассмотреть.

Еще немного погружения в вечность



Этот фрагмент колоннады в Гурьеве заставляет вспомнить львовскую колоннаду в Знаменском-Райке.


Этот эффектный дворец украшал усадьбу Покровское в Пореченском уезде Смоленской губернии. Имение принадлежало родственникам светлейшего князя Потемкина Энгельгардтам. Ничего не известно о том, когда точно и кем была отстроена эта изысканная вилла с купольным бельведером наверху - для любования окрестностями. В архитектуре дома узнаются черты любимого идеала классицистов - прославденной виллы Ротонда Палладио. Внутри была череда залов с утонченным лепным и живописным декором. Усадьба окончательно погибла в середине ХХ века


Одна из комнат дома в Покровском.


Большая гостиная в Покровском была отделана в помпейском вкусе.


Живопись в алькове малой гостиной имитировала прозрачную беседку, окруженную деревьями романтического парка.


Усадьба Снегирево-Черкутино находилась в Юрьев-Польском уезде Владимирской губернии. Это были родовые владения графов (затем князей) Салтыковых. Сначала усадьба располагалась в Черкутине, потом, где-то в 1770-е годы была перенесена в Снегирево. В Черкутине оставался старый дом, отданный священнику местного храма. В этом доме родился небезызвестный реформатор М.М.Сперанский, сын священника. А в Снегиреве фельдмаршалом Н.И.Салтыковым, воспитателем будущего Александра I, была остроена большая усадьба. Главный дом, также напоминающий палладианскую виллу, колоннадами соединялся с двумя флигелями. Стиль построек указывает на проект хорошего архитектора. Опять мы не знаем, кто им был. Может, Старов. А может, еще кто.


Это вестибюль с парадной лестницей в снегиревском дворце. Красиво и стильно. Все погибло вскоре после революции.

Усадьба родилась из присущего человеку стремления обустроить мир вокруг себя, приблизить его к умозрительному идеалу. В России такими возможностями обладало дворянство, владевшее значительной частью земель страны. Эти владения не сразу обрели статус полноценной собственности, а само дворянство поначалу обязывалось бессрочной службой обеспечивать себе пожалование земельных территорий – поместий. Постепенное освобождение от служебной кабалы и закрепление поместий за владельцем – два взаимосвязанных процесса, содействовавших развитию усадеб.

Указ Петра Великого 1714 года уравнял жалованные поместья с родовыми вотчинами знати. С этого началось стремительное возвышение дворянства, ставшего к концу XVIII века самым могущественным и привилегированным сословием в Российской империи. Указ 1762 года освобождал дворян от обязательной службы, и тысячи обретших свободу помещиков разъехались по своим усадьбам, чтобы в духе просветительских идеалов «возделывать свой сад». Расцвет усадеб пришелся на «золотой век» российского дворянства, совпавший с долгими правлениями Екатерины II и Александра I. Именно тогда сложился классический облик барских гнезд, сформировалась их особая культурная среда, дошедшая до нас в памятниках искусства, воспоминаниях, произведениях русской классической литературы.

Для дворянина усадьба всегда являла «приют спокойствия, трудов и вдохновенья», в котором можно было укрыться от житейских невзгод. Усадьба погружала в мир простых человеческих радостей, в круговорот домашних дел и развлечений, связанных со строительством, садоводством, театром, охотой и приемом гостей. На лоне природы, в тишине и покое многие ценности обретали свое истинное значение. Под сенью муз писались стихи, сочинялись романсы, создавались картины. Сегодняшний день соседствовал в усадьбе с минувшим, память о котором жила в портретах фамильных галерей, в монументах парка и «отеческих гробах» усыпальниц.

Усадьбы порой для всей округи являлись центрами не только культуры, но и хозяйства. Помещики из столиц, а то и из-за границы привозили всяческие нововведения в садоводстве, земледелии, разведении скота. Во многих усадьбах устраивались регулярные ярмарки. Тон задавали парадные резиденции высшей знати, становившиеся образцами для подражания со стороны других помещиков, что «помельче и попроще». Необычная архитектура дворца или церкви, редкая статуя, фонтан, состав дворни или новая порода собак – все перенималось, повторяясь зачастую в причудливом виде.

Усадебный мир был многогранен. В нем проявления высокого духа и чувство прекрасного нередко уживались с грубостью нравов, а то и с откровенным варварством. Следует помнить, что дворянская усадьба расцвела в условиях крепостного права, и вся эта кажущаяся идиллия создавалась трудом рабов. Мы знаем целые крепостные династии актеров, архитекторов, художников. Созданные ими произведения были предметом гордости барина и восхищения его гостей, однако сами творцы оставались бесправными. Помещики-самодуры порой издевались над своими крестьянами, создавали гаремы из крепостных девушек, устаивали тюрьмы с пыточными камерами для провинившихся холопов. Все это тоже было и отражено на страницах многих литературных произведений. Против уродливого рабства, задержавшегося в просвещенном веке, выступали многие образованные и мыслящие представители дворянского сословия. В их усадьбах собирались декабристские кружки, составлялись заговоры с целью изменения самодержавного строя, писались первые конституции.

Но долгожданное освобождение крестьян в 1861 году имело для усадеб фатальное значение. Крепостная Россия и усадебная были нераздельны, и падение первой обозначило скорый закат второй. Благосостояние дворянства было навсегда подорвано, быстрое развитие капитализма вынесло наверх новых героев – предприимчивых купцов, заводчиков и фабрикантов. Многие дворяне разорились и стали продавать обветшавшие дедовские усадьбы. Вблизи колонных особняков появились первые дачные поселки с отдыхающими на природе горожанами. Вся усадебная жизнь с ее традициями, с ее искусством неумолимо уходила в прошлое. Культура «серебряного века» с тоской и сладостной ностальгией вспоминала дворянский быт екатерининских и пушкинских времен, словно предчувствуя его скорый и окончательный уход. Эта волна интереса к недавнему прошлому породила первые публикации об усадьбах, первые попытки их музеефикации.

В 1917 году, сразу после революции, началось целенаправленное уничтожение дворянских усадеб, в результате которого более двух третей их теперь полностью разрушены. Большинство сохранившихся лишились всего наполнения, созданного поколениями владельцев. По музеям и частным собраниям сегодня раскиданы уцелевшие портреты, зеркала, кресла, канделябры. До революции в одной только Московской губернии насчитывалось около тысячи усадеб. Сейчас в разной степени сохранности здесь едва наберется сотня. Еще в несколько раз меньше архитектурных ансамблей, донесших свою целостность и способных впечатлить красотой зданий и пейзажей.
Tags: av4, Владимирская область, Мартиролог, Смоленская область, Тульская область, архивные фотографии, классицизм, усадьбы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments