А вот само село некогда было городом. Название он получил от церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Сейчас эта церковь хорошо видна со всех сторон шоссе, проходящего через село, потому что также стоит на холме, только по другую сторону речки Грязна. До каменного храма было несколько деревянных церквей, которые то сгорали, то разбирались.
« ... Он тогда в последний раз уехал за границу и спустя два года там умер, оставив мне миллионное состояние и петербургское свое имение Рождествено с этой белой усадьбой на зеленом холму, с дремучим парком за ней, с еще более дремучими лесами, синеющими за нивами, и с несколькими стами десятин великолепных торфяных болот, где водились замечательные виды северных бабочек да всякая аксаково-тургенево-толстовская дичь. Не знаю, как в настоящее время, но до Второй мировой войны дом, по донесениям путешественников, все еще стоял на художественно-исторический показ иностранному туристу, проезжающему мимо моего холма по Варшавскому шоссе, где - в шестидесяти верстах от Петербурга - расположено за одним рукавом реки Оредежь село Рождествено, а за другим - наша Выра ... »
Если стоять на мосту через речку и посмотреть налево, то будет видна церковь во всей красе.
А если направо - усадьба.
До Набокова ею владел золотодобытчик Рукавишников. Потом через несколько родственников имение перешло писателю.
Каюсь, понятия не имел, кто такой Рукавишников и Набокова не читал до сей минуты. Но ведь надо, как-то комментировать фотографии. Поэтому прошелся по Википедии. Проникся, так сказать, историей этого края, ведь чутье подсказывало, что здесь есть кое-что интересное. Место-то красивое.
«... Река местами подернута парчой нитчатки и водяных лилий, а дальше, по ее излучинам, как бы врастают в облачно-голубую воду совершенно черные отражения еловой глуши по верхам крутых красных берегов, откуда вылетают из своих нор стрижи и веет черемухой; и если двигаться вниз, вдоль высокого нашего парка, достигнешь, наконец, плотины водяной мельницы - и тут, когда смотришь через перила на бурно текущую пену, такое бывает чувство, точно плывешь все назад да назад, стоя на самой корме времени ...»
"Другие берега" Владимир Набоков
Говорят, там еще пещеры есть. Я туда еще схожу. Обязательно. И обещаю, что Набокова тоже почитаю. И в усадьбу-музей зайду.
P.S. И я туда сходил!
Оригинал записи