Что можно подумать, увидев такие руины в самом центре города на Пролетарской улице? Это ведь не Рим, в котором полно развалин времён Римской империи. Несколько раз проезжая мимо, видели разрушенное кирпичное здание, но и представить себе не могли, что это. Поспрашивали. Некоторые рославльчане говорят, что здесь раньше располагался хлебозавод или пекарня. Нам и в голову не приходило, что это - церковь, разрушенная не так давно. И всё-таки внимательно присмотревшись, можно увидеть силуэт храма.
1. Может быть, профессионалы, специалисты-реставраторы сразу догадаются, что это церковь в стиле барокко. Церковь конца XVIII века сохранилась в очень плохом состоянии. Да и можно ли сказать, что сохранилась?
2. Это единственное здание из оставшихся в городе в этом стиле. Что это за храм?
3. На самом деле это Успенская церковь.Точная дата строительства её неизвестна. Есть сведения, что она была возведена на месте одноименной деревянной церкви в конце XVIII века в основном на средства почетного гражданина города Кузьмы Мухина. Купцы Мухины на протяжении всего XIX века оставались основными жертвователями храма. Пожертвования на нужды храма делали и рядовые граждане. В 1893 году мастера рославльских железнодорожных мастерских подарили храму икону святых апостолов Петра и Павла.
4. В мае 1855 года начались работы по расширению придельных храмов при Успенской церкви для помещения двух алтарей - во имя Архангела Михаила и Покрова Божьей Матери. Страшный пожар 18 июля 1855 года помешал строительству. Сама Успенская церковь тоже сильно пострадала. Однако церковь и приделы были отремонтированы к 1856 году и вновь освящены.
5. Новый храм стал купеческой церковью в отличие от дворянского Благовещенского собора. И сразу началось соперничество между прихожанами этих церквей: кто лучше украсит свой храм, где лучше певчие, чьи колокола красивее звонят. После того как прихожане Благовещенского собора в 1824 году пожертвовали своему храму колокол, успенские прихожане стали тоже хлопотать о приобретении большого колокола. Для этой цели они пригласили литейного мастера из Почепа. Работы по отливке начались в 1829 году. Когда для колокола плавился металл, то многие из прихожан Успенской церкви бросали в него серебряные монеты, кольца и серьги, чтобы придать колоколу большую звучность и мелодичность. Большой колокол был отлит к 3 ноября того же года и имел вес в 104 пуда.
6. Стараниями священника Клавдия Кулюкина в 1891 году при храме было основано общество трезвости, а в 1893 году открыты приходская библиотека и церковно-приходская школа, которая располагалась в доме отца Клавдия. После освящения школы один из прихожан Успенской церкви пожертвовал на приобретение места и строительство отдельного школьного здания 3000 рублей, но при этом пожелал остаться неизвестным.
В память спасения императора Александра III от смерти при крушении поезда 17 октября 1888 года некоторые прихожане Успенской церкви пожертвовали в храм икону Нерукотворного Спаса с изображениями ликов святых. Икона была высокохудожественной работы, написана на кипарисовой доске и украшена золотой чеканкой и эмалью. Сам образ вставлен в резную деревянную раму, вызолоченную червонным золотом. К началу XIX века Успенский храм стал одним из самых богатых в городе по церковной утвари.
7. После революции 1917 года Успенская церковь вошла в число трех городских храмов, которые предстояло закрыть в первую очередь - Благовещенский собор, Никольская и Успенская церкви. Это произошло в начале 1930-х годов. Здание церкви было передано на нужды хлебозавода. Неизвестно, пострадало ли храмовое здание в дальнейшем во время Великой Отечественной войны или было разрушено местными жителями, но сейчас оно находится в состоянии руин. Памятник эпохи барокко с трех сторон закрыт кирпичными постройками, разобраны верхние ярусы колокольни и глава храма, утрачен фасадный декор. Северная часть храма разрушена, на оставшихся сводах растут березы. Напротив церкви выстроено грандиозное здание Сбербанка.
8. А сейчас, есть ли среди рославльчан меценаты, подобные купцам Мухиным, которые взялись бы восстановить редкий памятник эпохи Екатерины Великой. Еще немного - и будет поздно, церковь разрушится.
Использована информация из книги: Иеромонах Рафаил (Ивочкин). Рославльская земля: православные храмы. — Смоленск, 2004.