Город в чем-то изменился, а в чем-то узнаваем, сравнивать всегда интересно. Посмотрим внимательно на вид города в 30х годах 19 века. Картинки могут рассказать многое про жизнь прошлых столетий.
Юрий Стародубов издает уже не первую книгу, посвященную Тутаеву, за что ему большое спасибо.
На этот раз он издал архивные материалы из Исторического музея и провел исследовательскую работу в Государственном архиве Российской Федерации.
Иван Михайлович Белоногов в течение 25 лет занимался сниманием планов и видов разных зданий и местностей Ярославской губернии. Родился он в 1800 году в купеческой семье, о чем известно , так-как сохранилась надпись в исповедной книге 1802 года. Старинный купеческий род романовских купцов Белоноговых был известен в городе, с 1780 года дед художника и основатель династии купец Дмитрий Яковлевич Белоногов торговал в крашенинном ряду на трговой площади Романова. Смышленый с детства мальчик уже в раннем возрасте был отдан на услужение дяде Федору Дмитриевичу в лавку, где торговали "суровским товаром": тканями шелковыми, шерстяными, хлопчатобумажными.
Сохранились дома, связанные с Белоноговыми. На улице Архангельской, надписи на английском раньше там не было, что поделать - знак времени.
И на Овражьей. Все потомки деда Белоногова селились в Покровском и Архангельском приходах.
Иван Белоногов был слаб здоровьем и к коммерции талантов не имел, поэтому не стал продолжателем дела отца и дядьев. Зато он имел художественные таланты, самоучкой освоил он поначалу ювелирное дело и стал выполнять заказы на серьги, брошки , кольца. А также освоил слесарные работы и резал гербовые печати. Так в течение 10 лет он зарабатывал дома небольшие деньги, но случай изменил его судьбу.
К 1840 году Белоногов увлекся рисованием акварелью и стал чертить планы и фасады. Он уже достаточно поднаторел в этом, когда в город приехали чиновники из столицы с ревизией. Ревизоры были в то время фигурами популярными, о чем нам рассказал Николай Гоголь. Но на этот раз это были люди уважаемые и никакие не проходимцы. Александр Карлович Гирс был выпускником знаменитого Царскосельского лицея и чиновником Министерства Внутренних дел, а Николай Иванович Погребов - выпускником Санкт-Петербургского университета, впоследствии городской голова Санкт-Петербурга.
Приехав в Романов с целью ревизии и поиска источников увеличения городских доходов эти два чиновника обратились к городскому голове Игнатию Андреевичу Юрину с просьюой найти художника, чтобы сделать копии с имеющихся у них чертежей и планов Романова. Тот привел Белоногова, который охотно взялся за работу. За работу он был вознагражден 10 рублями серебром, сохранилось письмо Гирса в городскую думу с просьбой о вознаграждении вольноотпущенника мещанина-архитектора Ивана Белоногова из городских доходов.
Так начались заработки Белоногова на этом поприще и его известность. Он получает 14 рублей за выполненные работы в Ростове, ярославский губернатор И.А. Баратынский поручает ему альбом ярославских древностей, за что Белоногов награжден императором золотыми часами.
Сложно сказать сколько он выполнил работ, возможно несколько сот. Заказывали и покупали у него и целые собрания видов и отдельные работы. Как местные высшие лица, так и купечество, не только из Романова, но и из других городов.
Только однажды он выехал за границу губернии до Балаклавы и обратно, остаться там дольше помешала начавшаяся война 1853 года.
В Рыбинском музее в экспозиции есть акварель Белоногова. Ростовский музей не так давно издал ростовские акварели.
Однако нас интересует сейчас непосредственно Романов-Борисоглебск.
Самая ранняя из акварелей была сделана в 1833 году и представляет собой вид на Романовскую сторону и частично на Борисоглебскую. Точку, с которой художник рисовал, найти невозможно, он как бы парит над городом, картина создана его фантазией, но она вполне достоверна. Художник выбрал пограничное состояние природы в духе популярного тогда романтизма. Мы видим надвигающуюся грозу, которая заволокла половину неба. Тут следует отметить, что на волжском просторе гроза всегда такое эффектное зрелище с далекими раскатами, быстро набегающими тучами и сверкающими молниями, что действительно кажется будто она накроет весь город.
На акварели можно разглядеть и бегущие по воде судна - романовки и романовские церкви и мельницы, теперь не существующие и бывшую важню - огромные весы, которые взвешивали телегу с товаром. Здание построено в 1832 году по проекту ярославского губернского архитектора Петра Панькова. Сейчас на этом месте известный правобережный "Парк советского периода".
В рисунке есть намеренные искажения: Воскресенский собор на правом берегу подвинут к зрителю для красоты композиции, хотя он на самом деле стоит дальше чем Казанская церковь на берегу Волги.
Вдалеке возможно нарисованы Понгиловские высоты.
Двигаясь слева направо по хорошо видимой части "першпективы", можно разглядеть колокольню утраченной Спасской церкви, башню пожарной каланчи на Даниловской (Панина ) улице, сейчас тоже не существующей, затем Крестовоздвиженский собор и Леонтьевскую пятиглавую церковь. Перед церковью хорошо видна усадьба купца Сергея Михайловича Новикова, частично сохранившаяся. Во дворе остался до сих пор кирпичный сарай и действующий с тех пор колодец. Справа от храма виден каменный особняк купца Егора Раззоренова.
Интересно, что на Волге художник изобразил диковину тех лет : пароход. По Волге в то время ходило два или три таких судна, деревянные , с паровыми машинами по 16 сил, двигались они медленно и наводили страх на местных жителей, прятавшихся во дворах от "нечистой силы". Считалось, что внутри парохода сидит черт и крутит колеса. Отмечалось при этом, что черт на работе "должно быть, тоже устает, так-как дышит оченно сильно - не по людски, да и не по-воловьи, а как-то по-своему, больно громко и через трубу". Один из первых пароходов построил в Мологе в 1820 году Карл (Чарльз ) Берд.
Для тех, кто видел город с воды, будет любопытно узнать, что он не был так озеленен в 19 веке. Деревья, здесь постепенно вырубили для всяких нужд, крутые волжские берега заняты огородами, что теперь можно увидеть только на правом берегу. Интересно, что сеяли здесь как раз знаменитый романовский лук, сладковатый на вкус, похожий на ростовский. Известно, что он сеялся по скату левобережного берега против солнца. И, кстати, рядом с Волгой, его значительно меньше нужно было поливать. Сейчас это можно понять по засушливым годам, когда цветы и растения сохраняются около Волги благодаря свежести от воды.
Примерно таким город оставался даже до 60х годов 20 века, когда была сделана эта семейная фотография. Он был гораздо виднее с воды, а не утопал в зелени.
Взгляд на город с юго-востока был , видимо, любимым у Белоногова, он рисовал его много раз. Отчего не со стороны своей родной части города - можно догадываться. Считал, что эффектнее, рисовал вид со стороны дороги на столицу губернии Ярославль, предпочитал рисовать на первом плане главные соборы Романова-Борисоглебска.
Эта работа из собрания Исторического музея была в альбоме 1845 года, сделанном по заказу купца Семена Алексеевича Серебреникова. В альбоме было 37 рисунков, 17 панорамных видов городов, 15 фасадов древних храмов и один рисунок колокола. Рисовал Белоногов на бумаге известного Джона Ватмана.
Вид 1838 года, когда-то был в коллекции московского купца и мецената Алексея Бахрушина.
Белоногов запечатлел бедствие , случившееся в Романове 15 апреля 1848 года. Несколько кварталов Романова было охвачено пожаром.
Пожар 1848 года был самым страшным за двести лет. Начался он в 7 часов вечера в доме мещанки Фионы Ласкиной. Сильный ветер, который как назло дул в тот день, быстро разнес огонь на близлежащие дома, в результате чего сгорело 34 каменных, 56 деревянных домов, ярмарочный гостиный двор с 56 лавками, 6 амбаров с хлебом, 2 дома с Присутственными местами, Магистратом, Думой, Сиротским и Словесным судами. Были сильно повреждены Спасская и Архангельская церкви. В ту же ночь сгорел дом самого Ивана Белоногова.
Ужаснувшись пожару, который разошелся к ночи и был эффектным зрелищем, будем двигаться вдоль картинки чтобы разглядеть сквозь дым городские объекты.
Видны Покровская и Арханегльская церковь. Ниже а берегу слева в огне каменный кожевенный завод купца Александра Михайловича Трутнева.Чуть выше и правее еще одно здание А.Трутнева.
Выше с фронтоном двухэтажный особняк , который в обгорелом виде в 1860 году купил Игнатий Андреевич Юрин. Места с видом на Волгу всегда ценились. После 1917 года здесь была тутаевская школа номер 4, в которой директором был мой дед. Долгий его учительский стаж - 52 года был связан с этим местом.
Сравним с нынешним видом. На углу бульвара бывший дом Классена, владельца Романовской льняной мануфактуры, которая была напротив на правом берегу.
Еще дальше чуть виднеется самая дальняя церковь Троицы, которую на видах Белоногова уже не очень разглядеть.
На центральной части хорошо видны Казанская и Спасская , утраченная, церкви, взвоз, ведущий от Волги, и каменное основание Казанской церкви, теперь оно уже так не выглядит.
Далее мы видим еще одну утраченную при большевиках церковь, Крестовоздвиженский собор и перед ним дом дворян Зацепиных, эта часть города сохранилась с минимальными изменениями по сравнению с акварелью
И ,наконец, Леонтьевская церковь. Перед ней хорошо виден дом с полуарочным окном, утративший один из флигелей, но существующий до сих пор.
Интерес представляет рисунок и обмерный план Спасской церкви в центре города, разобранной при большевиках в 1935 году якобы по причине ветхости и от того, что она мешала обзору с пожарной каланчи. Хотя до этого она никогда ничему не мешала. Благодаря рисунку остается надежда когда-нибудь восстановить церковь.
Сохранился чертеж базарной площади работы Белоногова, на котором есть привязка церкви. Видны торговые лавки и коновязь перед церковью, где "парковались" приезжие на базар люди.
Среди почтовых открыток, снятых в Романове до революции есть вид с колокольни Спасской церкви. Здесь можно увидеть разобранные уже в 60х годах каменные торговые ряды, в центре важню, а за ней дом. сохранившийся до сих пор. Теперь он не виден, так-как участок превращен в городской парк.
Глядя на базарную площадь сейчас, понимаешь, как она опустела без церкви. Особенно это было видно раньше, пока не выросли деревья, отчасти скрасившие площадь
Фотография из семейного архива 60х годов.
Вызывает уважение рисунок и обмер плана Воскресенского собора правобережной стороны. Каждый, кто с этим сталкивался, знает, как нелегко перевести в обмерный рисунок вид с перспективными сокращениями с натуры.