1) В этой части мы познакомимся с богатым наследием Старой Руссы на предмет храмового строительства, из которых дошедшие до нашего времени памятники архитектуры датированы и XII, и XV веками, участием в реставрациях ряда их них "мэтра русско-византийского стиля" К. Тона, одного из зачинателей классицизма В. Стасова.
Итак, полетели!

2)Воскресенский Собор, построен в 1692-1696 гг., расположен на стрелке двух рек Полисти и Порусьи в самом историческом центре города. Храм возведён на месте острога возле одной из башен, на которой стоял Покровский Собор, который со временем сильно обветшал. Тогда в 1690-х гг. на деньги соборного старосты Михаила Фёдоровича Сомрова и прихожан был выстроен ныне существующий Собор.
В 1833 г. под руководством архитектора Василия Стасова храм был перестроен с галереей и колоннами.в 1801 году возведена четырёхъярусная колокольня в стиле классицизм (на средства соборного старосты И. П. Красильникова). На третьем его ярусе располагались часы (с 1811 года), бьющие в восемь колоколов каждые четверть часа и каждый час.

3) Церковь Николая Чудотворца построена в 1371 году и переделана в XVIII веке, когда к одноглавому новгородскому храму с зубчатой крышей были добавлены четыре маленьких купола, а позднее колокольня в стиле классицизм. Церковь действует и принадлежит Старообрядческой беспоповской Древлеправославной Поморской Церкви.

4) Храм, называемый "Николы в городу"или " Николы на Торгу", был выстроен в честь Николая Мир Ликийского (Николая Чудотворца) рядом с торговой площадью древнего городища.После разорения в 1614 году церковь была восстановлена в 1710 году, колокольня пристроена в 1750-х гг.

5) Храм расположен на первоначальном фундаменте, кладка которого сохранилась на высоту 2-2,5 метра.

6) Георгиевская церковь относится к XV веку (1410), однако перестройки XVIII века сильно изменили облик здания, которое сейчас больше напоминает неорусские стилизации Константина Тона нежели древнерусскую архитектуру. Георгиевскую церковь регулярно посещал Достоевский, о чём напоминает расположенный неподалёку памятник, показанный в первой части рассказа о городе.

7) Интересно, что писатель предпочитал эту церковь маленькой и гораздо более симпатичной церкви великомученика Мины, которая к тому же располагалась по соседству с его домом: возможно, Достоевского интересовала икона Старорусской Богоматери, одно из крупнейших выносных изображений Богородицы, с которым связана длинная и скандальная история.

8) Первоначальный образ то ли привезён из Византии, то ли в написан в Новгороде в XIII веке. В XVI веке икону на время отвезли в Тихвин для спасения тамошних жителей от моровой язвы. Тихвинцы так впечатлились чудотворным действием иконы, что не стали её возвращать, а в конце XVIII века после длительных уговоров позволили рушанам сделать хотя бы копию. Впрочем, копия оказалась не совсем точной — Христос на ней почему-то отвернулся от Богородицы — и это, наверное, повлияло на чудотворные свойства: продолжив борьбу, к концу XIX века рушане всё-таки завладели оригинальной иконой, которая была потом утеряна в годы войны. «Неправильная» копия с отвернувшимся Христом выставлена сейчас в Георгиевской церкви.

9)Церковь Великомученика Мины является второй древнейшей постройкой Старой Руссы и ориентировочно датируется началом XV века (между 1300 и 1400 годами), но на данный момент возраст сооружения точно не установлен.Почти во всю высоту стен сохранилась древняя кладка из красного ракушечника.По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь, вероятно, относится к XV веку, а возможно к 30-40 годам XV века. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. В XV веке церковь была перекрыта позакомарно (с использованием кокошников), что достаточно редко в Новгородской земле в этот период.

10) По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах.
В 1751 году храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан.

11) В стенах можно увидеть фрагменты старинной кладки и характерные для Западной Руси вмурованные каменные кресты. К сожалению, церкви не повезло с реставрацией: стройное здание испорчено непропорционально маленьким куполом на тонком барабане и огромным деревянным крыльцом с жестяной крышей. Возможно, со временем церковь приведут в порядок, но пока она не действует и всё больше зарастает травой. Ныне там расположена мастерская реставраторов. Правда, когда я туда поднялся, едва не упав с лестницы, дверь была закрыта на замок. Печалька, однако.

12) Церковь Святой Троицы на улице Фрунзе является образцом посадского храма 2 половины XVII века, выстроена на средства купца Якова Тверева в 1676 году. В 1759 году в Старой Руссе случился пожар, из чего церковь сильно пострадала, а в 1836 году после бури сорвался купол.

13) в 1854 году начался с высочайшего соизволения императора Николая I ремонт церкви с сохранением древней архитектуры под руководством К. Тона (автора Храма Христа Спасителя, Ленинградского и Московского вокзалов в Москве и Петербурге, Елецкой Вознесенского Собора, Большого Кремлёвского Дворца и Петропавловской церкви в моём родном городе Клинцы). Содействие в реконструкции оказывал староста церкви Яков Булин, священник Отец П. Лавровский, в результате чего были укреплены своды, пробиты дополнительные окна и перенесён придел из сгоревшей рядом Златоустовской церкви в 1759 году. Вместо древней палаточной сделана 4-скатная кровля.

14) После революции действовавшую при храме приходскую школу заменили на четырёхгодичную. в 1980 году там размещался рушанский краеведческий музей. Возвращена РПЦ в 1996.

15) в одной из последующих частях рассказа о поездке в Старую Руссу я расскажу также о древнейшем в городе и территории бывшего Древнерусского государства Спасо-Преображенском монастыре, а также прогуляемся по улицам города.

Итак, полетели!

2)Воскресенский Собор, построен в 1692-1696 гг., расположен на стрелке двух рек Полисти и Порусьи в самом историческом центре города. Храм возведён на месте острога возле одной из башен, на которой стоял Покровский Собор, который со временем сильно обветшал. Тогда в 1690-х гг. на деньги соборного старосты Михаила Фёдоровича Сомрова и прихожан был выстроен ныне существующий Собор.
В 1833 г. под руководством архитектора Василия Стасова храм был перестроен с галереей и колоннами.в 1801 году возведена четырёхъярусная колокольня в стиле классицизм (на средства соборного старосты И. П. Красильникова). На третьем его ярусе располагались часы (с 1811 года), бьющие в восемь колоколов каждые четверть часа и каждый час.

3) Церковь Николая Чудотворца построена в 1371 году и переделана в XVIII веке, когда к одноглавому новгородскому храму с зубчатой крышей были добавлены четыре маленьких купола, а позднее колокольня в стиле классицизм. Церковь действует и принадлежит Старообрядческой беспоповской Древлеправославной Поморской Церкви.

4) Храм, называемый "Николы в городу"или " Николы на Торгу", был выстроен в честь Николая Мир Ликийского (Николая Чудотворца) рядом с торговой площадью древнего городища.После разорения в 1614 году церковь была восстановлена в 1710 году, колокольня пристроена в 1750-х гг.

5) Храм расположен на первоначальном фундаменте, кладка которого сохранилась на высоту 2-2,5 метра.

6) Георгиевская церковь относится к XV веку (1410), однако перестройки XVIII века сильно изменили облик здания, которое сейчас больше напоминает неорусские стилизации Константина Тона нежели древнерусскую архитектуру. Георгиевскую церковь регулярно посещал Достоевский, о чём напоминает расположенный неподалёку памятник, показанный в первой части рассказа о городе.

7) Интересно, что писатель предпочитал эту церковь маленькой и гораздо более симпатичной церкви великомученика Мины, которая к тому же располагалась по соседству с его домом: возможно, Достоевского интересовала икона Старорусской Богоматери, одно из крупнейших выносных изображений Богородицы, с которым связана длинная и скандальная история.

8) Первоначальный образ то ли привезён из Византии, то ли в написан в Новгороде в XIII веке. В XVI веке икону на время отвезли в Тихвин для спасения тамошних жителей от моровой язвы. Тихвинцы так впечатлились чудотворным действием иконы, что не стали её возвращать, а в конце XVIII века после длительных уговоров позволили рушанам сделать хотя бы копию. Впрочем, копия оказалась не совсем точной — Христос на ней почему-то отвернулся от Богородицы — и это, наверное, повлияло на чудотворные свойства: продолжив борьбу, к концу XIX века рушане всё-таки завладели оригинальной иконой, которая была потом утеряна в годы войны. «Неправильная» копия с отвернувшимся Христом выставлена сейчас в Георгиевской церкви.

9)Церковь Великомученика Мины является второй древнейшей постройкой Старой Руссы и ориентировочно датируется началом XV века (между 1300 и 1400 годами), но на данный момент возраст сооружения точно не установлен.Почти во всю высоту стен сохранилась древняя кладка из красного ракушечника.По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь, вероятно, относится к XV веку, а возможно к 30-40 годам XV века. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. В XV веке церковь была перекрыта позакомарно (с использованием кокошников), что достаточно редко в Новгородской земле в этот период.

10) По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах.
В 1751 году храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан.

11) В стенах можно увидеть фрагменты старинной кладки и характерные для Западной Руси вмурованные каменные кресты. К сожалению, церкви не повезло с реставрацией: стройное здание испорчено непропорционально маленьким куполом на тонком барабане и огромным деревянным крыльцом с жестяной крышей. Возможно, со временем церковь приведут в порядок, но пока она не действует и всё больше зарастает травой. Ныне там расположена мастерская реставраторов. Правда, когда я туда поднялся, едва не упав с лестницы, дверь была закрыта на замок. Печалька, однако.

12) Церковь Святой Троицы на улице Фрунзе является образцом посадского храма 2 половины XVII века, выстроена на средства купца Якова Тверева в 1676 году. В 1759 году в Старой Руссе случился пожар, из чего церковь сильно пострадала, а в 1836 году после бури сорвался купол.

13) в 1854 году начался с высочайшего соизволения императора Николая I ремонт церкви с сохранением древней архитектуры под руководством К. Тона (автора Храма Христа Спасителя, Ленинградского и Московского вокзалов в Москве и Петербурге, Елецкой Вознесенского Собора, Большого Кремлёвского Дворца и Петропавловской церкви в моём родном городе Клинцы). Содействие в реконструкции оказывал староста церкви Яков Булин, священник Отец П. Лавровский, в результате чего были укреплены своды, пробиты дополнительные окна и перенесён придел из сгоревшей рядом Златоустовской церкви в 1759 году. Вместо древней палаточной сделана 4-скатная кровля.

14) После революции действовавшую при храме приходскую школу заменили на четырёхгодичную. в 1980 году там размещался рушанский краеведческий музей. Возвращена РПЦ в 1996.

15) в одной из последующих частях рассказа о поездке в Старую Руссу я расскажу также о древнейшем в городе и территории бывшего Древнерусского государства Спасо-Преображенском монастыре, а также прогуляемся по улицам города.
