1) Сегодня с другом захотели в выходной и праздничный день покататься на машине и решили съездить в самую настоящую "глубинку" Брянской области- Гордеевку и Красную Гору, которые как-то в сознании закрепились в качестве затерянной территории. Также эти 2 района входят в "Зону отселения" после Чернобыля, поэтому мы и решили посмотреть, чем живёт этот край.
По дороге в Гордеевку свернули с главной трассы и заехали в село Казаричи, чтобы посмотреть на храм Николая Чудотворца о котором и пойдёт речь в этом репортаже.

2) Село упоминается со 2 половины XVIII века как бывшее владение стародубского магистрата, с 1751 года- дворянского рода Максимовичей-Васильковичей из Гетманщины. В XIX веке — владение Шираев. К середине XIX века близ села действовал свеклосахарный завод; в 1880-х гг. была открыта церковно-приходская школа.
До 1781 г. село Казаричи входило в Новоместскую сотню Стародубского полка; с 1782 по 1921 в Суражском уезде (с 1861 — в составе Гордеевской волости); в 1921—1929 в Клинцовском уезде (та же волость). С 1929 года в Гордеевском районе, а при его временном расформировании (1963—1985) — в Клинцовском районе.

3) Церковь Николая Чудотворца, расположеная в центре села, на правом берегу р. Ипуть, построена в 1815 г. по заказу помещика майора Ф.Д. Ширая и его жены Прасковьи Петровны. Архитектор, вероятнее всего, Джакомо Кваренги (в последнее время ряд исследователей приписывают авторство Н.А. Львову). Известно, что после смерти одного сына Прасковья Петровна поселилась у церкви и прожила здесь до своей смерти в 1845 г., соблюдая строгий монашеский обет.

4) Кирпич и тес для строительства Никольского храма доставлялся по реке на плотах. Кладка оказалась настолько прочной, что в годы богоборчества смогли разрушить только часть постройки. После закрытия и разграбления здание собора было передано в ведомство районного отдела образования. Позже в нем были устроены школьные мастерские, а потом склад для удобрений.

5) К настоящему времени утратила главный портик входа и шпиль южной колокольни. Сооружена из кирпича и оштукатурена снаружи и внутри. Оригинальный четырехстолпный купольный храм в стиле зрелого классицизма, один из лучших памятников Брянщины этого периода.

6) Посмотрим внутреннее убранство.
Наличие внутри заброшенного храма икон и подсвечников напомнило мне последний фильм Алексея Балабанова "Я тоже хочу", сюжет которого описывает путешествие 5 человек к мистической Колокольне Счастья, которая, по слухам, находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Музыкант, бандит с другом и его стариком-отцом, а также проститутка пытаются отыскать это загадочное место и обрести счастье.

7) Сохранившийся фрагмент росписи.

8) Объемно-пространственная композиция здания подчеркнуто монументальна и торжественна. Просторный и светлый интерьер храма отличается сложностью форм. Эффектное подкупольное пространство с устремленным вверх восьмериком, покоящимся на четырех мощных пилонах и плоских парусах, завершено сомкнутым сводом.

9) Сохранилась штукатурная отделка стен со сложно профилированными карнизами, украшенными сухариками у основания сводов и в завершении пилонов, а также у основания восьмерика.

По дороге в Гордеевку свернули с главной трассы и заехали в село Казаричи, чтобы посмотреть на храм Николая Чудотворца о котором и пойдёт речь в этом репортаже.

2) Село упоминается со 2 половины XVIII века как бывшее владение стародубского магистрата, с 1751 года- дворянского рода Максимовичей-Васильковичей из Гетманщины. В XIX веке — владение Шираев. К середине XIX века близ села действовал свеклосахарный завод; в 1880-х гг. была открыта церковно-приходская школа.
До 1781 г. село Казаричи входило в Новоместскую сотню Стародубского полка; с 1782 по 1921 в Суражском уезде (с 1861 — в составе Гордеевской волости); в 1921—1929 в Клинцовском уезде (та же волость). С 1929 года в Гордеевском районе, а при его временном расформировании (1963—1985) — в Клинцовском районе.

3) Церковь Николая Чудотворца, расположеная в центре села, на правом берегу р. Ипуть, построена в 1815 г. по заказу помещика майора Ф.Д. Ширая и его жены Прасковьи Петровны. Архитектор, вероятнее всего, Джакомо Кваренги (в последнее время ряд исследователей приписывают авторство Н.А. Львову). Известно, что после смерти одного сына Прасковья Петровна поселилась у церкви и прожила здесь до своей смерти в 1845 г., соблюдая строгий монашеский обет.

4) Кирпич и тес для строительства Никольского храма доставлялся по реке на плотах. Кладка оказалась настолько прочной, что в годы богоборчества смогли разрушить только часть постройки. После закрытия и разграбления здание собора было передано в ведомство районного отдела образования. Позже в нем были устроены школьные мастерские, а потом склад для удобрений.

5) К настоящему времени утратила главный портик входа и шпиль южной колокольни. Сооружена из кирпича и оштукатурена снаружи и внутри. Оригинальный четырехстолпный купольный храм в стиле зрелого классицизма, один из лучших памятников Брянщины этого периода.

6) Посмотрим внутреннее убранство.
Наличие внутри заброшенного храма икон и подсвечников напомнило мне последний фильм Алексея Балабанова "Я тоже хочу", сюжет которого описывает путешествие 5 человек к мистической Колокольне Счастья, которая, по слухам, находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, рядом с уже давно не работающей атомной станцией. Музыкант, бандит с другом и его стариком-отцом, а также проститутка пытаются отыскать это загадочное место и обрести счастье.

7) Сохранившийся фрагмент росписи.

8) Объемно-пространственная композиция здания подчеркнуто монументальна и торжественна. Просторный и светлый интерьер храма отличается сложностью форм. Эффектное подкупольное пространство с устремленным вверх восьмериком, покоящимся на четырех мощных пилонах и плоских парусах, завершено сомкнутым сводом.

9) Сохранилась штукатурная отделка стен со сложно профилированными карнизами, украшенными сухариками у основания сводов и в завершении пилонов, а также у основания восьмерика.
