
Всего 43 фото
Мы только, что посетили Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле и обозрели просторы Северной Флоренции с монастырской звонницы. Самым впечатляющим является вид к северу на Которосльную набережную. Храмы, расположенный на этом живописном берегу Которосли, являющиеся, в том числе, местом былого расположения старого городского кремля, радуют глаз и инициирую общее восторженное исступленное состояние от всей этой Красоты, разлитой вокруг. Я пообещал, что мы поближе познакомимся с этими жемчужинами Ярославля и данный пост как раз и является этим его воплощением. Этот мой фотоэтюд будет не таким подробным и въедливым как обычно, потому как формат многодневной автобусной экскурсии предполагает жестоким образом вычленение множества достопримечательностей, игнорирование интересных мест города и, как всегда, жуткую нехватку времени. Если бы я еще выслушивал исторические сентенции штатного экскурсовода, то ни я ни вы не получили бы возможность увидеть воочию то, что сейчас увидите. Этот материал является некоей фото зарисовкой Русской Флоренции, спешной пробежкой по старому Ярославлю, включая фотки из окна нашего автобуса. Поэтому Вы увидите практически все то, что увидел я, и, что смог снять из всех достопримечательностей старого Ярославля, исходя из ограниченного временно́го формата.
Мы увидим кое-что в самом Ярославле, проезжая по его центру, подробно осмотрим Успенский Кафедральный Собор, стрелку рек Волги и Которосли, немного прогуляемся по Волжской набережной, рассмотрим некоторые из сохранившихся старых строений Ярославского кремля и, напоследок, - все эти замечательные храмы, что как причудливое жемчужное ожерелье украшают набережную реки Которосль.
Сейчас же мы отправляемся к Волге и по дороге увидим многое из того, что нам пока не удалось увидеть вблизи.
Это Церковь Богоявле́ния. Построена она в 1684-1693 году на средства купца гостиной сотни Алексея Зубчанинова. Известна фресковой росписью и изразцовым убранством фасадов. Расположена церковь на одноименной площади в непосредственной близости от стен Спасо-Преображенского монастыря. Ее мы видели также со смотровой площадки монастырской звонницы. Это бесстолпный пятиглавый храм, без подклета, перекрыт сводом. Барабаны с главами стоят на крупных декоративных кокошниках. С юга к храму примыкает придел вологодского святого Дмитрия Прилуцкого, с севера - придел в воспоминание Страшного суда Христова. Внутреннее пространство основного куба освещено девятью высокими окнами.
02.

На левом низменном берегу реки Которосли в бывшей Спасской слободе расположен один из живописнейших ансамблей Ярославля, состоящий из двух церквей - Николы Мокрого...
03.

...и Тихвинской Богоматери... Говорят, что первая, тогда еще деревянная церковь Николы Чудотворца, была сооружена между двух ручьев Паутова и Ершова, притоков реки Которосль, на месте языческого капища. А под ее фундамент был положен его жертвенный камень. Каменная церковь Николы Мокрого была построена на том же месте в 1665-1672 годах на средства ярославских купцов Андрея Лемина и Астафия Лузина и посадских людей Степана Тарабаева и Федора Выморова. Это глава Храма Тихвинской Божией Матери.
04.

Церковь Вознесения Господня - характерный для ярославской школы приходской четырехстолпный пятиглавый храм с закрытыми галереями (он на фото правее), возведённый по инициативе и на средства прихожан в 1677-1682 гг. Стоит чуть восточнее Вознесенских казарм, на главной улице Ярославля - бывшей Власьевской, ныне Свободы, в нескольких шагах от площади Труда. В ансамбль прихода входит также тёплая Сретенская церковь (1689-1691 гг. - на фото на первом плане). Она перестроена в конце XVIII века. Это уникальный для Ярославля памятник культового зодчества в стиле елизаветинского барокко.
05.

Памятник основателю Ярославля князю Ярославу Мудрому. Он расположен на площади Богоявления в центре Ярославля. Монумент воздвигнут в память основания князем города Ярославля. Памятник обращён лицом к въезжающим в центр города с московского направления.В народе его шутя называют "Дядя с тортом")
Ярослав Мудрый держит в одной руке меч, в другой - макет будущего города. Данное решение показывает князя-созидателя, строителя, способного, если надо, защитить город. Опущенный меч символизирует миролюбивую политику князя. На барельефах, украшающих пьедестал, изображены герб Ярославля, поединок князя Ярослава с медведицей, легенда о котором легла в основу герба, и Ярослав за работой. Скульптор Олег Комов и архитекторы Н.И. Комова и А.Р. Бобович. Памятник был открыт 23 октября 1993 года.
06.
Волковский театр в Ярославле - первый в России театр, который в 2010 году отметил своё 260-летие. Официальное полное название - «Российский государственный академический театр драмы имени Фёдора Волкова». История Волковского театра восходит к кожевенному амбару, в котором, по преданию, два с половиной века назад молодой купеческий сын Фёдор Григорьевич Волков с братьями и друзьями начал устраивать в Ярославле театральные представления. Первое из них прошло 10 июля 1750 года в кожевенном амбаре отчима Фёдора, купца Полушкина...
07.

В 2000 году в театре прошли торжества по случаю 250-летия русского театра. Волковский театр, единственный из драмтеатров, получил статус федерального.
08.

Казанский монастырь. По легенде, перед основанием Казанского монастыря произошло необычное явление Ярославской Казанской иконы Божией Матери. Она была привезена в город Романов в 1588 году. За приписываемые иконе многочисленные чудесные исцеления она была богато украшена. При разграблении же Романова в 1609 году её вывезли. Затем икона была выкуплена в Ярославле. В тот же год, за избавление от нашествия поляков и снятие 24-дневной осады, связанные ярославцами с "заступничеством" иконы Божией Матери она стала почитаться жителями Ярославля как покровительница их города.
В 1610 году, в память об этих событиях, на северо-западной части посада началось возведение деревянного храма для Ярославского Казанского образа Божией Матери. Также при храме были построены келии 72-м монахиням Рождественского монастыря, который в дни осады сожгли поляки

...И, вот мы, на берегу великой реки Волги.
10.

Это Ярославский Речной вокзал.
11.

Волжская набережная...
12.

Прогуляться вволю по ней нам не дали, поэтому сейчас мы перенесемся к Успенскому Кафедральному Собору Ярославля - центру Старого города.
13.

Успенский собор в Ярославле в XVIII-XX веках - кафедральный православный храм древней Ростово-Ярославской епархии. Стоял в Ярославле на Стрелке Волги и Которосли с 1215 до разрушения его в 1937 году. Собор дважды перестраивался - в начале XVI и, по-видимому, в середине XVII века. В 2004 году на прежнем месте восстановлен в новых, более масштабных формах.
14.

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери - Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.
15.

В 1501 году случился пожар и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века - Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.
16.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать и в 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.
17.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки, хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.
Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671-1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832-1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832-1836 годах по проекту архитектора А.И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора - первыми в городе - покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.
18.

В конце XIX века в соборе было два престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира, пятиярусный иконостас с драгоценными окладами,ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.
19.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом. Конкурс нового проекта Успенского собора выиграл проект московского архитектора Алексея Денисова. 26 октября 2004 года был заложен новый Успенский собор на том же месте в объеме гораздо больше взорванного.
20.

Новый Успенский собор подвергся критике, прежде всего за свои размеры. В частности, его строительство вызвало опасения на 33-ей сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО как изменяющее общий вид города.
21.

На совместном заседании заседание Академии Архитектуры и Строительных Наук и Союза Архитекторов России в 2008 году по вопросу строительства Успенского собора в центре Ярославля было решено, что новое здание не отвечает параметрам и архитектуре утраченного памятника: "...Эта махина высотой с 20-ти этажный дом, в полтора раза большая утраченного здания собора, исказит все исторически сложившиеся пропорциональные отношения доминант, нарушит исторический силуэт города, его исторические речные панорамы. И это при наличии исторических чертежей и огромного количества фотографий снесенного собора...".
22.

Старое фото Успенского собора с колокольней в начале XX века.
Фото с сайта "Культурное наследие".
Как мы видим храмы совершенно не имеют сходства. Однако, мы имеем то, что имеем. Понятно, что архитектор пытался передать в пректе своего детища масштаб, великую мощь и силу Новой России, но частенько это становится явным перебором, как и в этом случае. Но Успенский собор, тем ни менее, производит очень сильное и неизгладимое впечатление.
23.

Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года.
24.

...Мы выходим на Волжскую набережную на которой и располагается Успенский собор Ярославля несмотря на его почтовый адрес - Которосльная набережная, 2/1...
25.

...А сейчас подходим к Стрелке рек Волги и Которосли.
26.

Левее, как вы понимаете, Волга, справа - впадающая в нее Которосль.
27.

Которосльная набережная
28.

29.

30.

Еще один похожий ракурс...
31.

Сейчас мы отправляемся по Волжской набережной мимо редких уцелевших зданий Старого города.
На фото ниже - так называемые Метрополичьи палаты - один из старейших сохранившихся памятников гражданской архитектуры города Ярославля (XVII век). Митрополичьи палаты были построены в конце 80-х - начале 90-х годов XVII века на месте сгоревших воеводских хором в Рубленом городе в качестве парадной резиденции митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича. Палаты имели трёхчастную планировку: сени, жилые и приёмные покои. Сени разделяли здание на две части. Жилые (в восточной половине) и парадные (в западной части) покои митрополита находились на втором этаже здания, куда вели большие каменные крыльца (с севера повседневное, а с юга — парадное[3]), не сохранившиеся до настоящего времени. На первом этаже резиденции располагались комнаты прислуги и служебные помещения.
В 1760-е годы в этом доме дважды останавливалась императрица Екатерина II. В конце XVIII века в здании жил Алексей Петрович Мельгунов, ярославский наместник и первый ярославский генерал-губернатор. После капитального ремонта в 1977 году в Митрополичьих палатах была открыта экспозиция иконописи Ярославского художественного музея. В настоящее время в Митрополичьих палатах расположен музей древнерусского искусства.

Немного пройдя далее по Волжской набережной мы встречаем самое любопытное сооружение Старого Ярославля - Ильинско-Тихоновскую церковь. Существует легенда, что именно на месте Тихоновского храма происходил поединок Ярослава Мудрого с медведем и что в память о княжеской победе здесь и был заложен храм, который стал первым православным храмом Ярославля. Версия научных подтверждений не имеет и считается красивой городской легендой.
По некоторым сведениям на этом месте существовало языческое капище Перуна, по другим - капище Велеса - Бога Животного мира, символом которого и являлся медведь, отраженный сегодня на гербе города Ярославля. Но именно здесь, на месте капища и была построена первая деревянная церковь города.
33.

Сначала это была деревянная церковь. Неоднократно сгорала она во время пожаров, охватывающих Рубленый город в Ярославле. но затем вновь восстанавливалась. И только в конце XVII века (в 1694 году) была выстроена каменная одноглавая церковь. Небольшая, скромная приходская церковь в старом Ярославле была ружной, то есть живущей на «ругу» – ежегодное содержание казны.
Ныне существующее здание церкви было построено в 1825-1832 гг. на средства купцов М. А. Ленивцева и А. И. Отрыганьева. Прямоугольное в плане большое, просторное однокупольное здание с крупной прямоугольной апсидой и боковыми портиками в шесть коринфских колонн, с треугольными фронтонами. В треугольники фронтонов вписаны фрески. От завершения храма остался только приземистый световой барабан с широким куполом. Прежде на нем возвышалась главка с тонким барабаном. Во второй этаж ведет эффектная многоступенчатая наружная лестница. Над западным фронтоном стояли две четырехугольные колокольни с арочными проемами (на одной из них проемы позднее были заложены). Вверху был летний Ильинский храм, внизу зимняя церковь иконы Божией Матери Ярославской с приделами Тихона Амафунтского и Михаила Архангела. Как и все постройки на Стрелке, Ильинско-Тихоновская церковь сильно пострадала во время восстания 1918 года. Храм был закрыт в начале 1920-х. Обе колокольни храма были уничтожены в советское время.
34.

В 1924 году городские власти решили открыть в храме дом-музей Ленина. На первом этаже планировали разместить партийный архив и комнаты для научных занятий, на втором – музей-пантеон, посвященный вождю. Фронтоны и ниши фасадов должны были быть украшены революционными фигурами.
35.
Идею музея к счастью не удалось реализовать, но здание отдали под склад. Затем здесь было общежитие мединстиута. Сейчас в храме располагается контора реставрационной мастерской. Здание частично реставрировали в 70-е годы XX века. На этом фото справа, за забором - ведутся археологические раскопки.
36.

Сейчас мы возвратились к тому месту с чего и начали осмотр центра Старого города. Теперь у нас в планах осмотреть старые церкви города, что на Которосльной набережной. Это Церковь Николы Рубленого. По отзывам знатоков - это одна из самых гармоничных и изысканных построек города. «...Маленький скромный приходской храм прекрасен удивительной пропорциональностью своих объёмов, лёгких и устремленных ввысь...".
37.

Церковь построена в 1695 году на месте древней деревянной надвратной часовни на средства посадских людей - судостроителей. Верфи судостроителей находились недалеко от храма на берегу Которосли. Церковь Николы Рубленого стоит на самой древней территории Ярославля, где были ворота, ведущие в ярославский кремль. В своем названии церковь хранит память о кремле — Рубленом городе. Из всех церквей Ярославля, построенных на территории кремля, она единственная сохранила свой первоначальный облик - облик XVII века.
38.

Это небольшой приходской храм. Он состоит из трех основных объемов — четверика с пятью главами, трапезной и колокольни. Декор более, чем скромный. Казалось бы, что в ней особенного? И в то же время, это одна из самых поэтичных и прекрасных достопримечательностей Ярославля. Зодчий достиг впечатления красоты и выразительности не за счет богатых украшений, а благодаря удивительной пропорциональности всех составляющих храм объемов.
39.

Впечатление легкости всего сооружения усиливают по контрасту и подчеркнуто тяжелые формы крыльца, и единственная апсида, примыкающая к храму с востока. Получился удивительно гармоничный и изысканный архитектурный ансамбль.
40.

И в заключении - Церковь Спаса на Городу (другие названия - Церковь Спаса Преображения на Городу, Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу). Церковь расположена у самой границы Рубленого города на пологом спуске к низкому берегу Которосли.
41.

Известно, что на месте современного храма существовала деревянная церковь Спаса Преображения «еще во времена ярославских удельных князей», т.е. до 1463 года. Церковь была приходской и располагалась на «городском торгу», отчего и получила устойчивое наименование «Спаса на Городу». В «великий пожар» 1658 года церковь сгорела. В 1672 году на месте сгоревшей деревянной церкви построен каменный храм. Он возведен по образцу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но с учетом местных особенностей.
42.

В конце 1926 года приход был закрыт, а здание церкви передано в ведение местного краеведческого музея. В 1991—1993 годах проведены повторные ремонтно-восстановительные работы. В июле 2003 года храм передан Ярославской Епархии.
У храма приземистые формы, мощное пятиглавие, высота которого превосходит высоту основного куба храма.
43.

Я получил огромное наслаждение осматривая и снимая все эти красоты Ярославля - этой нашей Северной Флоренции, удивительным образом сочетающих в себе дух Святой Руси и изысканный привкус просвещенной Европы. Свежие впечатление, Великая Красота русской архитектуры этого древнего русского города оставили у меня самые волнующие и яркие ощущения.
В заключении нашего посещения Ярославля мы отправимся осмотреть поражающую воображение Церковь Илии Пророка - выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века.
Источники:
Википедия
Сайт Мой Ярославль
© Vladimir d’Ar