река Воря
Несколько видов села Ахтырка
Храм Ахтырской иконы Божией Матери
Часовня Новомучеников и Исповедников Российских
Туалет на территории храма
В первой четверти XIX века по заказу князя И. Н. Трубецкого был выстроен новый усадебный комплекс в стиле московского ампира: дворец, флигели, новый каменный храм в честь Ахтырской иконы Божией Матери, который был освящен 20 сентября 1825 года митрополитом Московским Филаретом. В те же годы были выстроены плотина и пристань на реке Воря, разбит парк с эоловой арфой в беседке «Эрмитаж»; возведены многочисленные служебные здания. Соседний лес получил наименование верхнего пейзажного парка. Ахтырский храм спроектировал А. С. Кутепов, один из учеников Жилярди.
В 1852 году родительское имение унаследовал генерал Пётр Иванович Трубецкой, здесь родились его сын Николай Петрович и внуки - Сергей и Евгений, впоследствии религиозные философы, описавшие быт Ахтырки в своих мемуарах. Генерал Трубецкой запомнился жителям Ахтырки своим крутым нравом. Он требовал, чтобы при въезде барина над куполом усадьбы тотчас же взвивался флаг, а в память о матушке установил на территории усадьбы колонну.
Следующий владелец, Николай Петрович, был человеком гораздо более мягким. При нём Ахтырка превратилась в место встреч московской дворянской интеллигенции. Поскольку Н. П. Трубецкой стоял у истоков Московской консерватории, к нему в гости часто наведывался его коллега Н. Г. Рубинштейн. Часто бывали там и другие профессора консерватории — виолончелисты Бернхард Коссман и Вильгельм Фитценхаген, скрипачи Фердинанд Лауб и Иван Гржимали в 1867 году имение посетил П. И. Чайковский.
Широкая благотворительность привела к истощению состояния Н. П. Трубецкого. Чтобы поддержать проигравшегося в карты брата Ивана, Николай Петрович был вынужден продать Ахтырку московскому мировому судье И. М. Матвееву. Последним хозяином усадьбы был его сын Сергей Иванович Матвеев, при котором в оранжереях Ахтырки круглый год пестрели цветы.
В 1922 году дворец сгорел, подсобные сооружения постепенно разрушились. Матвеевых выселили в 1927 году. Храм сохранился, он был закрыт с 1937 года, а в 1941 году разграблен, некоторое время он использовался под овощехранилище, а в 70-х годах XX века был востребован художниками из Абрамцева: скульптор С. Д. Тавасиев создавал в нём конную скульптуру Салавата Юлаева.
В 1980 г. Абрамцевский музей-заповедник добился решения о реставрации храма. В 1991 церковь была передана общине верующих, возобновились службы. Храм отнесен к памятникам архитектуры федерального значения. Существовал и проект восстановления усадьбы, однако от него пришлось отказаться, так как ее место занято несколькими строениями.