19 июля с туристами из Москвы посетили село Старая Ольшанка, расположенное в 18 км от районного центра Уварово Тамбовской области, где ранее располагалась усадьба Воейковых. Сегодня от усадебного комплекса сохраняется лишь храм, находящийся в тяжелом состоянии, но постепенно возрождающийся. А когда-то здесь стоял просторный двухэтажный барский дом, окруженный парком с прудами; были конюшни, овчарный завод.

За несколько дней до нашего приезда в Старой Ольшанке установили памятный знак художнику В.Д. Поленову
Владелец усадьбы Алексей Васильевич Воейков (1778–1825), генерал-майор, поэт и переводчик, дед художника В.Д. Поленова, имел примечательную биографию. Он долгое время служил военным, участвуя в военных кампаниях, неоднократно награждался за храбрость. В 1810 году он создал и возглавил Секретную экспедицию, положившую начало российской военной разведке. Во время Отечественной войны 1812 года Воейков командовал третьей бригадой 27-ой дивизии генерала Неверовского, которая 24 августа, накануне Бородинского сражения, защищала известный Шевардинский редут, куда в первую очередь Наполеон направил свои главные силы.
В возрасте 37 лет герой войны 1812 года Алексей Воейков ушел в отставку по состоянию здоровья и женился на дочери поэта, архитектора, художника Н.А. Львова – Вере Николаевне, детство которой прошло в доме Г.Р. Державина, приходившегося ей дядей по матери.

Д. Доу. Портрет А.В. Воейкова. Не позднее 1825 г.
В 1815 году супруги Воейковы приобрели поместье около села Ольшанка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Здесь у них родились сыновья Леонид и Алексей и дочь Мария.
В Ольшанке у Алексея Васильевича открылся поэтический дар, и он стал публиковаться в литературных журналах. Воейков – автор оды «Чувствования по прочтении новоизданных творений российского лирического песнопевца», стихов, посвященных Г.Р. Державину: «Война и мир», «К живописцу», «Осень» и др. Он занимался и переводом текстов с немецкого языка.
Алексей Васильевич умер в 1825 году по дороге из Рассказова в Ольшанку и был похоронен в Трегуляевском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре под Тамбовом.
У дочери Воейковых, Марии, рано проявился талант в рисовании, поэтому Вера Николаевна брала частные уроки для нее у академика живописи, пейзажиста и портретиста Константина Антоновича Молдавского. В 1843 году Мария Алексеевна вышла замуж за археолога и библиографа Дмитрия Васильевича Поленова. Впоследствии в Ольшанке проводили время дети Поленовых – Василий (будущий художник), Елена и Вера.
Свою богатую библиотеку Дмитрий Васильевич Поленов мечтал передать в Тамбов, для общественного пользования. После смерти отца Василий Дмитриевич переправил все книги в Ольшанку к дяде Л.А. Воейкову, а когда в Тамбове открылась народная Нарышкинская читальня, пожертвовал их в ее фонд.
В 1843 году Вера Николаевна Воейкова начала строительство каменного храма Воскресения Христа Спасителя в память о семейных событиях. В том году она отмечала две даты: замужество дочери Марии Алексеевны, и 65-летие со дня рождения мужа, умершего в 1825 году.

И. Крамской. Портрет В.Н. Воейковой. 1867
К созданию храма в Ольшанке был приглашен художник К.А. Молдавский, некогда дававший уроки изобразительного искусства Марии Алексеевне, а в качестве архитектора – академик Роман Иванович Кузьмин, друживший с Д.В. Поленовым и спроектировавший в 1851 году для Поленовых трехэтажный дом в Имоченцах.
Результатом совместного творчества двух академиков стал необычный проект усадебной Вовсресенской церкви (1860) в Ольшанке. Ее конфигурация восходила к планировочной структуре главного храма христианского мира – иерусалимской ротонде Воскресения, воздвигнутой над Гробом Господним.
Шестигранный, правильный объем краснокирпичного ольшанского храма держится на шести внутренних столбах, сомкнутых арками, и шестиграннике наружных стен, соединенных с внутренней частью системой цилиндрических сводов. С восточной стороны к основному объему пристроена абсида, а с двух противоположных – симметричные шатровые башенки-колокольни.

Центральное пространство церкви увенчано двенадцатигранным барабаном, грани которого чередуются окнами с полукруглыми завершениями. Световые проемы барабана были собраны из рам-решеток с разноцветными стеклами. Показательно, что одним из первых архитекторов, применивших двенадцатигранный барабан в новейшей истории, был Н.А. Львов, отец Веры Николаевны Воейковой.
В интерьере главными являлись фрески «Тайная вечеря» и «Святое семейство» работы П.П. Чистякова.
Обходная галерея расположена в промежутке между столбами и внешними стенами и поделена на два уровня – нижний и верхний для устройства хор.
Отопительное устройство храма, расположенное в подвальном помещении, позволяло поднимать горячий воздух вверх по керамическим трубам-воздуховодам, встроенным в несущие столбы.
В цокольном этаже церкви Воскресения в Ольшанке, как и в усадебном храме Львовых в Никольском-Черенчицах, находилась фамильная усыпальница (склепы были поставлены в обходной галерее у внешних стен).



После революции усадьбу Воейковых постигла та же участь, что и другие дворянские гнезда: дом был разрушен во время или сразу после Великой Отечественной войны, большая часть парка пошла на дрова. Церковная утварь, мебель, драгоценности из усадебного дома были растащены.

За несколько дней до нашего приезда в Старой Ольшанке установили памятный знак художнику В.Д. Поленову
Владелец усадьбы Алексей Васильевич Воейков (1778–1825), генерал-майор, поэт и переводчик, дед художника В.Д. Поленова, имел примечательную биографию. Он долгое время служил военным, участвуя в военных кампаниях, неоднократно награждался за храбрость. В 1810 году он создал и возглавил Секретную экспедицию, положившую начало российской военной разведке. Во время Отечественной войны 1812 года Воейков командовал третьей бригадой 27-ой дивизии генерала Неверовского, которая 24 августа, накануне Бородинского сражения, защищала известный Шевардинский редут, куда в первую очередь Наполеон направил свои главные силы.
В возрасте 37 лет герой войны 1812 года Алексей Воейков ушел в отставку по состоянию здоровья и женился на дочери поэта, архитектора, художника Н.А. Львова – Вере Николаевне, детство которой прошло в доме Г.Р. Державина, приходившегося ей дядей по матери.

Д. Доу. Портрет А.В. Воейкова. Не позднее 1825 г.
В Ольшанке у Алексея Васильевича открылся поэтический дар, и он стал публиковаться в литературных журналах. Воейков – автор оды «Чувствования по прочтении новоизданных творений российского лирического песнопевца», стихов, посвященных Г.Р. Державину: «Война и мир», «К живописцу», «Осень» и др. Он занимался и переводом текстов с немецкого языка.
Алексей Васильевич умер в 1825 году по дороге из Рассказова в Ольшанку и был похоронен в Трегуляевском Иоанно-Предтеченском мужском монастыре под Тамбовом.
У дочери Воейковых, Марии, рано проявился талант в рисовании, поэтому Вера Николаевна брала частные уроки для нее у академика живописи, пейзажиста и портретиста Константина Антоновича Молдавского. В 1843 году Мария Алексеевна вышла замуж за археолога и библиографа Дмитрия Васильевича Поленова. Впоследствии в Ольшанке проводили время дети Поленовых – Василий (будущий художник), Елена и Вера.
Свою богатую библиотеку Дмитрий Васильевич Поленов мечтал передать в Тамбов, для общественного пользования. После смерти отца Василий Дмитриевич переправил все книги в Ольшанку к дяде Л.А. Воейкову, а когда в Тамбове открылась народная Нарышкинская читальня, пожертвовал их в ее фонд.
В 1843 году Вера Николаевна Воейкова начала строительство каменного храма Воскресения Христа Спасителя в память о семейных событиях. В том году она отмечала две даты: замужество дочери Марии Алексеевны, и 65-летие со дня рождения мужа, умершего в 1825 году.
И. Крамской. Портрет В.Н. Воейковой. 1867
Результатом совместного творчества двух академиков стал необычный проект усадебной Вовсресенской церкви (1860) в Ольшанке. Ее конфигурация восходила к планировочной структуре главного храма христианского мира – иерусалимской ротонде Воскресения, воздвигнутой над Гробом Господним.
Шестигранный, правильный объем краснокирпичного ольшанского храма держится на шести внутренних столбах, сомкнутых арками, и шестиграннике наружных стен, соединенных с внутренней частью системой цилиндрических сводов. С восточной стороны к основному объему пристроена абсида, а с двух противоположных – симметричные шатровые башенки-колокольни.

В интерьере главными являлись фрески «Тайная вечеря» и «Святое семейство» работы П.П. Чистякова.
Обходная галерея расположена в промежутке между столбами и внешними стенами и поделена на два уровня – нижний и верхний для устройства хор.
Отопительное устройство храма, расположенное в подвальном помещении, позволяло поднимать горячий воздух вверх по керамическим трубам-воздуховодам, встроенным в несущие столбы.
В цокольном этаже церкви Воскресения в Ольшанке, как и в усадебном храме Львовых в Никольском-Черенчицах, находилась фамильная усыпальница (склепы были поставлены в обходной галерее у внешних стен).



После революции усадьбу Воейковых постигла та же участь, что и другие дворянские гнезда: дом был разрушен во время или сразу после Великой Отечественной войны, большая часть парка пошла на дрова. Церковная утварь, мебель, драгоценности из усадебного дома были растащены.