Доехать до монастыря несложно, он стоит на трассе Ванадзор - Алаверди. Намного труднее обнаружить древние развалины на склоне ущелья. Они все заросли лесом, плюс ниже по склону находятся сады местных жителей - найти тропинку вверх, к монастырю, очень непросто. Но мне повезло..
Река Дебед и лесные дебри на склонах ущелья.
Тропа, петляя поднимается вверх. Монастырь маленький, снизу, от реки, его невидно. Поэтому важно, чтобы сразу повезло с тропинкой, а то, плутать по лесу можно очень долго
Если вам попадаются по пути хачкары и старые надгробия, значит вы на правильном пути.
На развилке тропы я встретил местную жительницу, она собирала в лесу орехи. У нее я узнал дальнейшую дорогу. Правда, лесная фея попыталась сбить меня с пути паломника к храму, она сказала - "А, зачем тебе монастырь? У меня недалеко есть хижина, пойдем я угощу тебя ореховой настойкой")
Лесная колдунья попалась мне весьма игривая, она с удовольствием попозировала на камеру. Но, я устоял перед ее чарами. "Не, хочешь, как хочешь", сказала мне она - "Если тебе нужен монастырь, то иди за мной" И о чудо, пожилая женщина с палочкой, буквально, побежала вверх по склону, легко перепрыгивая с камня на камень. Я с невероятным трудом успевал за ней. "Дальше, иди сам, уже близко" - и она отправилась собирать свои орехи.
Надо сказать, эта женщина произвела на меня не меньшее впечатление, чем сам монастырь. Спускаясь уже обратно вниз, я видел ее силуэт в глубине леса, она также легко перемещалась по крутому склону ущелья. Как-будто какая-то невидимая подъемная сила позволяла ей порхать по горному лесу.
Приближаясь к цели, я видел все больше и больше старых армянских надгробий с силуэтом человека. Видимо, землетрясения скинули их вниз.
А вот и сам монастырь, уже видны остатки его стен.
Ступени, по которым ходили почти тысячу лет.
К сожалению, насладиться медитативным одиночеством в монастыре мне не удалось - здесь шла масштабная реставрация. Предполагаю, что после нее храмы Кобайра отстроят заново. Я видел подобные недавние реконструкции в других местах Армении, честно говоря - ничего хорошего, в советское время эту работу проводили много лучше. Но, реконструкция позволит спасти фрески, которые уже несколько столетий подвергаются воздействию непогоды, ведь крыши у главного храма фактически нет.
Столбы когда-то существовавшего притвора - гавита.
Хотя колокольню отстроили хорошо, раньше этой "беседки", что сверху, не было.
Колокольню возвели в 1279 году Захариды как свою фамильную усыпальницу. Такие колокольни-усыпальницы были характерны для всего армянского средневековья, их форма безусловно восходит к мавзолеям 4-5 вв., например, примерно таким был мавзолей Св.Рипсимэ в Вагаршапате, пока его не перестроили в церковь.
А вот и главный объем храма в Кобайре - фрески сохранились, прежде всего, в апсиде. К сожалению, они загорожены строительными лесами, но я попытался отснять некоторые фрагменты.
Фрески появились в храме примерно в середине 13 века, когда Кобайр полностью контролировался грузинами. В связи с этим, интерпретация росписей сейчас двойная - грузины утверждают, что фрески имеют, соответственно, грузинскую стилистику, армяне утверждают, что армянскую. Обе стороны признают, что есть и византийское влияние. Несомненно одно, что фрески появились в Кобайре именно при грузинском владычестве, а не раньше или позже, поэтому, скорее, правы здесь грузины.
Почти все памятники на севере Армении имеют сейчас двойную историю, так как на одни и те же церкви и монастыри претендует как Армянская церковь, так и Грузинская. В связи с этим докопаться до истины здесь очень тяжело. Причем, привирать могут одновременно обе стороны, например, княжеский род Захаридов, владевших Кобайром в 13 веке армяне считают, естественно, армянским, а грузины, соответственно, грузинским и называют их Мхаргрдзели (Долгорукие), при этом сами эти аристократы, скорее всего, были этническими курдами:)
В апсиде сохранились изображения Иисуса, апостолов и сцены евхаристии.
Фотографировать главный храм Кобайра тяжело, так как он стоит у края пропасти, и там нет места, чтобы делать общие виды. Но, можно подняться еще выше на гору, и снять его сверху. Но, я, к сожалению, поленился это сделать.
Так выглядит восточная стена с апсидой, где сохранились все фрески.
Здесь видно, как стены церкви нависают над обрывом. На заднем плане, темнеет пещера, которая дала имя монастырю - Кобайр, это комбинация грузинского корня «коб» и армянского – «айр» обозначающая пещеру. И эта пещера тут не одна.
Строения монастыря выше по склону.
Фрески присутствуют не только в главной апсиде, они есть еще в небольшой часовне, находящейся слева от входа в главный храм. Но, здесь они хуже сохранились, и это при том, что пребывали всегда под крышей, в отличии от главного храма.
Здесь мы видим наверху Деисус, ниже евхаристия и изображения святых.
А вот и пещера, давшая название монастырю. Она сильно заросла кустами, поэтому непонятно, какой она глубины. Мне кажется, это просто грот с нависающими плитами базальта, такие плиты можно увидеть в Гарни.
Рабочие показали мне еще одну пещеру, сам я ее никогда бы не узрел. Это келья какого-то монаха затворника, находится она на отвесном склоне противоположной скалы на большой высоте. На максимальном зуме можно разглядеть там небольшую стенку из камней и деревянную лестницу. Как туда проникали люди непонятно, возможно, слева там есть малозаметная снизу тропинка над пропастью.
Скала над монастырем Кобайр, разглядеть в ней пещеру отшельника (и возможно не одну) практически невозможно.
Вид из монастыря на ближайший городок Туманян.
Ущелье и река Дебед.
Мои посты, посвященные Армении:
Лориберд - последняя столица средневековой Армении
Армения и армяне
Священный город Вагаршапат
Сагмосаванк и Ованаванк - монастыри над пропастью.
Исторический Ереван
Ереван. Крепость Тейшебаини - последний оплот Урарту
Ереван. Урартская крепость и музей Эребуни
Армяно-грузинские зарисовки
Армения - страна камней