koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Category:

Композиция фасада Толстовского дома.


В Петербурге есть здания которые обладают всенародной любовью. Одно из них,  несомненно, так называемый  Толстовский дом архитектора Лидваля на Фонтанке. Ярким показателем признания  здания  является имя собственное сохраненное в народной памяти .
 До революции многие если не каждый дом носили имена владельцев. В настоящее время даже коренной петербуржец вспомнит пожалуй только два: Перцев дом и Толстовский дом.  Что явилось этому причиной?  В случае с Толстовским домом это безусловно особое внутреннее пространство здания  резко отличавшая его от современных построек.   Очень точную характеристику сущности постройки Лидваля дал Борис Кириков:


.............Главное в доме Толстого-не фасады и не объемы, а само пространство, заключенное между ними. Лидваль убедительно показал, что именно дворы составляют сердцевину и сущность жилого дома, объединяя его изнутри...........

С дворами толстовского дома свзязано много городских поверий и легенд. Одна из которых, например,  утверждает что даже воздух во дворах особенный и резко отличается от окружающих улиц.




                                            Доходный дом Толстого. Архитектор Лидваль. Петербург набережная Фонтанки.


Однако сегодня заходить во дворы мы не будем.  Я надеюсь что живя или будучи в Петербурге вы непременно посетите это место впервые или зайдете сюда еще раз.   Сегодня я предлагаю разобраться с композицией  фасада толстовского дома выходящего на  Фонтанку.  Не смотря на внешнюю простоту и строгость она содержит яркие композиционные идеи.







Доходный дом Толстого. Центральная ось симметрии.

Здание ассиметрично.  Центральная ось скользит по правой крайней пилястре входной группы. Условно разделенное пополам здание выглядит алогичным и неправильно построенным. Между тем  при отсутствии искуственных  разгранечений  оно производит цельный и законченный вид.   Очевидно что обычная логика при оценке здания не работает. Давайте обратимся  к другим памятникам петербургского модерна, композицию которых я уже описывал и попытаемся найти схожие приемы.

(без названия)


Особняк Форостовского архитектор Карл Шмидт  Петербург Васильевский остров.



Так при построении фасада особняка Форостовского Карл Шмидт использовал прием ложного центра.

Среди общей неразберихи фасада ось главного входа легко находится как своеобразный рудимент нормального здания — с привычным расположением основных деталей.
Наличие сконструированного по классическим образцам, но смещенного с центральной оси входа приводит к художественному эффекту неправдоподобности. Зритель осознает, что перед ним не центр здания, и вынужден искать главную интригу фасада в ином месте. Это приводит к возникновению в сознании наблюдателя иллюзии движения.   Композиционным приемом Карл Шмидт формирует  часть общего впечатления об особняке, которое Борис Кириков характеризовал как наделенное напряженной аритмичной пульсацией архитектурных масс.
Задача Лидваля противоположна.  Фасад Толстовского дома статичен и прочен. Ассиметрия не способствует возникновению эффекта движения. Однако в общей массе фасада мы так же можем вычленить иллюзорную часть.  У Лидваля ложной частью становится "целое" здание.    Опишем его.




Доходный дом Толстого.  Симметричный  участок фасада.

"Обычное" прочтение фасада начинается с  его видимого композиционного центра. В здании на Фонтанке это самая крупная деталь фасада трехчастная арка.  Осознание парадно оформленного въезда внутрь как чего то главного  позволяет найти крайние точки композиции.





Доходный дом Толстого. Формирование симметрии.
Ими оказываются две хорошо и одинаково оформленные оконные оси расположенные на равном растоянии от центра арки.   Каждая такая ось начинается входным порталом и имеет на третьем этаже балкон оформленный фронтоном.  Абсолютную правильность построения завершаеют симметрично расположенные на крыше дымоходы и выступы стен брандмауэров.  Правый из них точно попадает на прочерченную нами линию и не имеет логического объяснения.


Расположенные над аркой  два квадратных окна,  декор вокруг них, квадратное окно мансарды,  строение арки !!! ( главный свод идет в уровень а две боковые арки опущенны ниже уровня с рядом лежащими окнами)  формируют вместе с  традиционно расположенными  боковыми фронтонами едва заметное центростремительное движение. Позволяющие говорить о классическом патерне рассмотренной нами композиции.



Доходный дом Толстого. Классическая основа композиции.


Участок композиции, который мы разобрали без сомнения формирует главное впечатление зрителя от здания.  Здесь находятся основные крупные детали фасада.  Несмотря на внешнею невзрачность оставшаяся часть гораздо более интереснее.   Прежде всего нам стоит обратить внимание на цементную вазу находящуюся на ее теретории.


Доходный дом Толстогоо.  Абсурдность несимметричной части.

Если оценивать весь фасад с позиции предложенной нами выше модели классического центра и ассиметричного дополнения становится очевидность абсурдность такой идеи. Лишняя ваза ни как не вяжется с остальным фасадом.

Доходный дом Толстого. Ритм ваз.

Построить из всех ваз  определенный ритм связующий весь фасад так же не выйдет. Между ними разные по величине и по количеству окон промежутки.


Доходный дом Толстого.  Вариант с вторым центром фасада.

Логическую пару вазе найти не трудно вместе с соседкой по фасаду они образуют декоративное убранство оконной оси над одним из входных парталов. Однако при таком построении крайняя левая ваза оказывается лишней и  композиционноя сцена арки оказывается разрушенной.  При более вдумчивой оценке оказывается что для полной логически правильной картинки нам не хватает еще одного входного портала. В таком случае мы бы имели на фасаде две равные по значению композиционные сцены. Большую с трехчастной аркой и боковыми входами по бокам и малую с правильно оформленным вазами еще одним порталом.

вазы риткмк.jpg

Доходный дом Толстого. Конфликт двух центров.

Возникшее сметение чувств и не однозначность восприятие одна из главных действующих сил модерна.  Двойственность восприятия картинки формирует впечатление о многих композициях модерна. На фасаде дома Лидваля это один из эффектов формирующих слитность восприятия постройки. Однако декор не может быть основной причиной слитного звучания этому больше следуют структурные линии фасада.  Здесь так же не все просто. Центр здания как мы убедились выше не имеет смысла. Возможно построить трети ориентируясь на размер фасада но они так же не дают какого-либо убедительного ответа.  Но формируют интересный  эффект. При таком прочтении фасада  левая и центральная треть содержат по 4 окна крайняя правая 5. Здесь так же наблюдается ассиметричная основа  композиции.


Доходный дом Толстого. Трети основанные на размерах фасада.

Общее количество окон в горизонтальных рядах 13. Это не позволяет нам строить трети по оконным осям. Лидваль оставляет нам выбор.  Такой оконной осью может стать либо четвертая либо пятая.   Схожую идею отсутсвия зависимости от структурных линий мы встречаем в доме Капустина архитектора Бубыря.


Доходный дом Капустина Архитектор Бубырь. Петербург. Набережная Фонтанки. Центральная ось.


При построении центральной оси видно что она делит главный вход пополам. И все. Остальные главные события на фасаде: главный эркер, центральный балкон, начало щипца находятся рядом с центральной осью но ее не затрагивают. Здесь мы имеем дело с своеобразными полутонами композиции. Зритель привычно ищет центр здания. Видит что композиция не центрична. Но одновременно получает пищу для многих сюжетов, которые располагаются рядом с привычным местом его поисков.  В действиях Бубыря больше от живописца чем архитектора. Все ассиметричные части фасада укрпупнены и привлекают своей самодостаточностью.

Схожий эффект мы можем увидеть в здании Лидваля. Однако здесь зависимость каких либо композиционных составляющих : арок, порталов, окон от основных структурных линий отсутствует. Попытка обозначить как центр  какой либо структурный элемент  отчета тоже проваливается.  Поэтому мы можем попытаться найти композиционный центр лишь по внешним признакам. По впечатлениям.   Таких центров оказывается два.  Первый банален и ложен.  Это описанная нами идея арки. Ее ложность опровергается ассиметрией здания.


Второй может основываться на противоположной и верной  идее ассиметрии. Если мы будем искать самый хаотичный момент фасада и одновременно самый простой.   Тогда главной осью скрепляющей фасад по правилу третей окажется десятая. Для иллюстрации этой оси используем дореволюционное фото 1912 года, которое позволяет взглянуть на фасад целиком. На первый взгляд на этой оконной оси ничего не происходит. Она наделена немотой


Доходный дом Толстого. Немая ось.

Все остальные оси несут дополнительные смысл. Кратко опишем их.   Первая и  девятая  содержат входные порталы и композиции сандриков с балконами, четвертая пятая и шестая формируют композицию въездной арки, вторая третья  и тринадцатая и четырнадцатая сгруппированны попарно, представляют собой повтор немой оси и формирую основу фасада. Главное их отличие в повторяемости, а значит не уникальности.  . Одинадцатая ось интересней всего. Трансформация нижнего окна в входные ворота в лавку делают эту ось  так же единственной. Поскольку  такой сюжет больше нигде на фасаде не повторяется и не имеет никакой логической связи с другими частями здания. На примере одинадцатой оси мы имеем дело с тотальной ассиметрией.



Доходный дом Толстого. Нумерация оконных осей.

Отсутствие дополнительных смыслов превращает  десятую ось в некую точку отсчета всего фасада. Здесь мы встречаемся с идеей лапидарной чистоты и прообраза. Во вторых немая ось сосредотачивает вокруг себя все значимые события связанные с ассиметрией фасада.



Доходный дом Толстого. Главные ассиметричные моменты фасада.

Перечислим их:  правая стена брандмауэра на крыше.  Левый входной портал и левая композиция с балконом и сандриком, правая ваза и вход в лавку.    Для большинства ассиметричных моментов за исключением входа в лавку легко находится логическая пара однако как я показал выше любые логические рассуждения в конечном этоге оказываются не состоятельными.
.   Оконная ось как одна из базовых принципов архитектуры все еще легко узнаваема однако не зависит от структуры здания ( здесь видна идея эклектики однако  нет принципа повторяимости). Лапидарная простота и хаос встречающуеся в одной точке фасада представляют собой некую новую точку архитектуры и исскуства.   Композиционные находки Лидваля очень современны для его времени. В них отчетливо чувствуется надвигающуеся эпоха авангарда.

Subscribe

  • Митинская

    Репортаж об архангельской часовне — по ссылке

  • Дерево - 2020. Итоги года.

    Ежегодная сводка по изменениям, постигшим в прошедшем году памятники деревянного культового зодчества на территории России, прилагается. Как обычно,…

  • Котлас

    Котлас - город (с 1917 г.) в Архангельской области России. (GPS: 61.255287, 46.623132) 01 Церковь Николая Чудотворца 02 03 04 05…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments