koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

История архитектурной композиции в картинках.

Составил небольшую памятку по формировании внешнего вида фасадов для ренессансных стилей.

Классицизм.
Классическая схема так же применима к ренессансу, барокко и рококо. А так же целиком либо ее отдельные этапы может быть использована во всех последующих стиля до модерна включительно.

Состоит из трех этапов.  Сначала выбираем форму здания. Потом вешаем ордер. И на последней ступени одеваем декор.  Каждый этап жестко закреплен друг за другом. Но не является обязательным. То есть можно остановиться на любом из шагов.

Примеры:

Решение композиционной задачи формой хорошо иллюстрирует Морг Мариинской больницы г. Санкт-Петербург. Перед нами  пример безордерного классицизма с фактическим отсутствием декора. Архитектор Кваренги.




Второй этап построений с ордером хорошо описывается строгим русским классицизмом.
К примеру  Маринская больница города Москвы. Архитекторы И.Д. Жилярди и А.А. Михайлов



Третий этап к колоннам и ордеру добавляем декор. Яркий пример Мраморный дворец в Петербурге архитектор Ринальди. Между окнами и над окнами появляется много чего лишнего сравните с зданием из Москвы.




Этапы композиции ни в коем случае не являются основанием для временной атрибуции памятников.  Так Мраморный дворец самая рання постройка из представленных но содержит все три этапа.
Примером классических построений в более ранних стилях может быть здание Эрмитажа архитектор Растрелли.



Эклектика.

Главное отличие архитектуры эклектики в том что структура передается декором.  Точнее многократным его чередованием в горизонтальной плоскости. Поэтому второй этап классической схемы  становится не нужным.






Пара особенностей.  В эклектике довольно   часто можно увидеть как архитекторы обыгрывают тему излишности второго этапа построения.   Так в доме Дителя на Литейном проспекте в Петербурге. Колонна основной инструмент создания ордера выступает в роли декора. С тонкой ироний ряд колон помещен между этажами. В грубейшем нарушении классических правил видна филосовская игра опровержения многовековых устоев.




Второй особенности эклектики явилось появление многоэтажных эркеров. Однако в большинстве зданий они либо является отдельной архитектурной формой плохо связанной с основным объемом здания.  Например как в выше указанном доме Дителя.  Либо зачастую они являются не отъемлимой частью основной формы здания. То есть принадлежат к первому этапу проектирования. Многочисленные идеи такого рода мы встречаем в творчестве архитектора Сюзора к примеру доходный дом на углу улицы Восстания и Баскова переулка в Петербурге.






Отсутствие второго этапа в эклектике может восприниматься двояко. Как упрощение процесса проектирования или как попытка отойти от давно сложившийся системы воспринимаемой единственно правильной. Мне больше импонирует второй вариант и дом Дителя этому яркий пример.


Модерн.

Наиболее яркая страница в истории композиции. Каждый из этапов становится  относительно самодостаточным.  Ордерного порядка так же не существует.  ( Не хочу здесь спорить о неоклассике и ее принадлежности). Структура здания может создаваться на всех этапах проектирования фасада.
Другой особенностью будет то что в композиции каждого здания может превалировать один из этапов . Сравним:  В классицизме между тремя ступенями должна соблюдаться гармония.  В эклектике обилие декора заменяющего структуру зачастую подвергается критике. Здания кажутся перегруженными.  Модерн предлагает архитектору свободу выбора.


Так примером преобладания декора в виде извитых линий может быть доходный дом Л.Р Шредер  из Петербурга

Преобладанием структуры над основой доходный дом Бергмана.  Диагональное движение формируемое двумя эркерами лейб мотив этого здания.  На строении фасада  я подробно останавливался здесь http://koloma9.livejournal.com/37134.html
photo_6-6242.jpg

И наконец преобладание формы над всеми остальными этапами мы находим в проекте Московского вокзала в Петербурге.  Ряд крупных полукружий и мощная башня оставляют главное впечатление о здании.




i_026.jpg

Но это еще не все.   На одном фасаде структуру одновременно может формировать как декор так и структурные элементы (эркера, оконные оси) а форма может быть объектом стилевых сюжетов создания двойственности восприятия, слитности облика и программной асимметрии.  Я уже пытался описывать композиционные полутона Толстовского дома http://koloma9.livejournal.com/36744.html.  Ярким подобного рода может служить Дом врачей из Хельсинки. Но о его композиции в следующий раз.

Главное что я хотел показать это некое развитие композиционных идей. Я не затронул то что было после модерна это заслуживает отдельного поста.  Повторюсь в одном факте. Раз найденный композиционный прием затем тиражируется в последующих стилях. По этому даже если некоторые композиционные идеи модерна не кажутся теперь оригинальными за ними безусловно есть права первородства. И в этом большая заслуга стиля.

Спасибо

1. Сайту citywalls.ru  фотографии
2. http://eho-2013.livejournal.com/599202.html фотографии
3. Интернет. Если я использовал чьи-то фото не со зла! Могу удалить!

Пы.Сы Пост создан для неспешных академичных споров. Пожалуйста не надо общих заявлений. Все было не так. Пишите что было не так!)
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Дом Брюсова

    Музей Серебряного века Москва, просп. Мира, 30 строение 1-2. Дом Баева / Дом Брюсова / Музей Серебряного века. Координаты:…

  • Храм Георгия Победоносца

    Старообрядческая церковь Русской Древлеправославной Церкви 6 января 2024г. Московская область, Раменский район, с. Новохаритоново.…

  • Храм Вознесения Господня в Речицах

    6 января 2024г. Московская обл., Раменский р-н, с. Речицы, Центральная ул., д. 52. Храм Вознесения Господня. Координаты:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments