koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

История архитектурной композиции в картинках.

Составил небольшую памятку по формировании внешнего вида фасадов для ренессансных стилей.

Классицизм.
Классическая схема так же применима к ренессансу, барокко и рококо. А так же целиком либо ее отдельные этапы может быть использована во всех последующих стиля до модерна включительно.

Состоит из трех этапов.  Сначала выбираем форму здания. Потом вешаем ордер. И на последней ступени одеваем декор.  Каждый этап жестко закреплен друг за другом. Но не является обязательным. То есть можно остановиться на любом из шагов.

Примеры:

Решение композиционной задачи формой хорошо иллюстрирует Морг Мариинской больницы г. Санкт-Петербург. Перед нами  пример безордерного классицизма с фактическим отсутствием декора. Архитектор Кваренги.




Второй этап построений с ордером хорошо описывается строгим русским классицизмом.
К примеру  Маринская больница города Москвы. Архитекторы И.Д. Жилярди и А.А. Михайлов



Третий этап к колоннам и ордеру добавляем декор. Яркий пример Мраморный дворец в Петербурге архитектор Ринальди. Между окнами и над окнами появляется много чего лишнего сравните с зданием из Москвы.




Этапы композиции ни в коем случае не являются основанием для временной атрибуции памятников.  Так Мраморный дворец самая рання постройка из представленных но содержит все три этапа.
Примером классических построений в более ранних стилях может быть здание Эрмитажа архитектор Растрелли.



Эклектика.

Главное отличие архитектуры эклектики в том что структура передается декором.  Точнее многократным его чередованием в горизонтальной плоскости. Поэтому второй этап классической схемы  становится не нужным.






Пара особенностей.  В эклектике довольно   часто можно увидеть как архитекторы обыгрывают тему излишности второго этапа построения.   Так в доме Дителя на Литейном проспекте в Петербурге. Колонна основной инструмент создания ордера выступает в роли декора. С тонкой ироний ряд колон помещен между этажами. В грубейшем нарушении классических правил видна филосовская игра опровержения многовековых устоев.




Второй особенности эклектики явилось появление многоэтажных эркеров. Однако в большинстве зданий они либо является отдельной архитектурной формой плохо связанной с основным объемом здания.  Например как в выше указанном доме Дителя.  Либо зачастую они являются не отъемлимой частью основной формы здания. То есть принадлежат к первому этапу проектирования. Многочисленные идеи такого рода мы встречаем в творчестве архитектора Сюзора к примеру доходный дом на углу улицы Восстания и Баскова переулка в Петербурге.






Отсутствие второго этапа в эклектике может восприниматься двояко. Как упрощение процесса проектирования или как попытка отойти от давно сложившийся системы воспринимаемой единственно правильной. Мне больше импонирует второй вариант и дом Дителя этому яркий пример.


Модерн.

Наиболее яркая страница в истории композиции. Каждый из этапов становится  относительно самодостаточным.  Ордерного порядка так же не существует.  ( Не хочу здесь спорить о неоклассике и ее принадлежности). Структура здания может создаваться на всех этапах проектирования фасада.
Другой особенностью будет то что в композиции каждого здания может превалировать один из этапов . Сравним:  В классицизме между тремя ступенями должна соблюдаться гармония.  В эклектике обилие декора заменяющего структуру зачастую подвергается критике. Здания кажутся перегруженными.  Модерн предлагает архитектору свободу выбора.


Так примером преобладания декора в виде извитых линий может быть доходный дом Л.Р Шредер  из Петербурга

Преобладанием структуры над основой доходный дом Бергмана.  Диагональное движение формируемое двумя эркерами лейб мотив этого здания.  На строении фасада  я подробно останавливался здесь http://koloma9.livejournal.com/37134.html
photo_6-6242.jpg

И наконец преобладание формы над всеми остальными этапами мы находим в проекте Московского вокзала в Петербурге.  Ряд крупных полукружий и мощная башня оставляют главное впечатление о здании.




i_026.jpg

Но это еще не все.   На одном фасаде структуру одновременно может формировать как декор так и структурные элементы (эркера, оконные оси) а форма может быть объектом стилевых сюжетов создания двойственности восприятия, слитности облика и программной асимметрии.  Я уже пытался описывать композиционные полутона Толстовского дома http://koloma9.livejournal.com/36744.html.  Ярким подобного рода может служить Дом врачей из Хельсинки. Но о его композиции в следующий раз.

Главное что я хотел показать это некое развитие композиционных идей. Я не затронул то что было после модерна это заслуживает отдельного поста.  Повторюсь в одном факте. Раз найденный композиционный прием затем тиражируется в последующих стилях. По этому даже если некоторые композиционные идеи модерна не кажутся теперь оригинальными за ними безусловно есть права первородства. И в этом большая заслуга стиля.

Спасибо

1. Сайту citywalls.ru  фотографии
2. http://eho-2013.livejournal.com/599202.html фотографии
3. Интернет. Если я использовал чьи-то фото не со зла! Могу удалить!

Пы.Сы Пост создан для неспешных академичных споров. Пожалуйста не надо общих заявлений. Все было не так. Пишите что было не так!)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments