koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

Композиция Дома врачей Хельсинки.

Дом врачей в Хельсинки один из известных памятников финского национального романтизма.  Фасад здания содержит сразу несколько  композиционных идей. К одной из них я уже обращался в посте http://koloma9.livejournal.com/37957.html.  Сегодня я бы хотел продолжить рассказ о строении этого дома.

дом врачей.JPG


Фасад  памятника содержит две противоположные группы идей. Одни из них убеждают зрителя в неправильности построений и ассиметричности здания. Другие призваны служить слитному облику постройки.   Слагаемое этих факторов приводит зрителя к художественному эффекту двойственности. С одной стороны фасад здания резко отличается от классических идеалов с другой дом производит впечатление устойчивости и надежности.



К факторам разрушающим впечатление зрителя о традиционном  симметричном строении здания  относятся:

1. Центральная ось симметрии.  Срединная линия скользит по правой грани одного из эркеров.  Больше ничего на ней и  рядом не происходит. Ось лишена смысла.  Интересно размещение эркера рядом.. Он может восприниматься как аналог центрального. Об этом говорит его размещение между квадратным эркером башни и крайним правым эркером. Однако такому толкованию противоречит маленький эркер-фонарик.  Таким образом в своих поисках центра здания зритель может найти промежуточный вариант центрального эркера. Однако при дальнейшем анализе он будет осознавать что он смещен к левому краю здания во-первых и во-вторых не имеет логики размещения в ритмическом ряду эркеров.

Центральная ось симметрии так же нелогично делит единственный на фасаде балкон на две неравные части.  Однако этот прием позволяет найти некий противовес не правильно расположенному центральному эркеру спаянному с балконом.



2. Сбитые вертикальные и горизонтальные оси окон.
На фасаде нет ни одной классически завершенной оси. Они не строятся ни горизонтально не вертикально ни диагонально.

Каждая вертикальная ось содержит окна разных размеров и формы. То же самое в горизонтальном измерении.


Диагонали фасада ни как не задействованы в формировании облика здания.


3.   Башня на углу здания.

Рассмотрим ее строение.  Башня не является отдельным архитектурным объемом  и принадлежит общему объему здания.  Ее наличие осознается зрителем на основании отдельных архитектурных приемов.

А. Более высокая сложная вальмовая кровля и щипец под ней.   Здесь используется  одна из традиционных охранных смыслов башни. Башня возвышается над местностью что-бы хорошо видеть противника.  Однако в нашем случае лишь кровля башни выше  остального здания.

Б.  Размер окон. Окна на башенной части имеют другую форму, размеры и частично обрешетку чем на теле здания.  Интересный прием. Как я указывал выше верхние уровни окон башни находятся на одном уровне с окнами остальной части.  Однако нижний край окон изменен. Одни из них короче чем остальные окна здания другие наоборот выше.


В. Ритм  окон.  Окна тела здания  своим ритмом образуют  своеобразный центр здания.  Окна башни не вписываются в этот рисунок.


Г. Прием с группами окон.


Такой прием характерен для финского национального романтизма, но обычно размещается диагонально и служит для создания слитного облика. Сгруппированные одинаковым числом окна образуют своеобразный ритм фасада. В нашем случае этот прием на против служит создание отдельных частей здания. Трем окнам у основании башни соответствует три окна с верху. Четырем окнам у основании башни  группа из четырех окон вверху.


4. Форма здания или обще композиционное решение.

Общее композиционное решение здание отсылает нас к классическому прообразу  с двумя одинаковыми центрами.  Построенные из двух этих центров оси симметрии так же нас убедят в неправильности происходящего и будут выглядеть алогично.  Стоить так же отметить что левый щипец выше правого. Это так же сбивает зрителя с толку.

Интересно, что правая ось парадирует центральную.  Она скользит по грани правого крайнего эркера.
5. Декор здания в виде белых скульптур так же размещен хаотично.


Краткий вывод из первой части:
Классицизм.jpg
Если анализировать здание при помощи традиционной архитектурного подхода то его строение алогично и не поддается описанию.  Фасад здания нарушен на всех трех этапах проектирования.  Форма здания нарушена и не имеет логической связи с остальным фасадом. Структура фасада сбита. Эркера и окна размещены без логики. Декор размещен хаотично.   Выделяя башенную часть здания архитектор убеждает зрителя в нелогичности строения здания.

По сравнению с затраченными усилиями на создание асимметрия средства призванные создать слитный облик здания кажутся мизерные однако именно они приводят к столь странному и желаемому результату слитной и логичной ассиметричны.

1.  Карниз здания.

Карниз над окнами четвертого этажа единственная деталь на фасаде связывающая его в горизонтальной плоскости все остальные детали подчеркнуто ассиметричны.  Посередине карниз разрывается балконом. Но пропорции созданные этим разрывом позволяют нам видеть трехчастную структуру.

2.  Структуру здания образует размещение декора и эркер-фонарь.

Если отойти от мира архитектуры и представить что фасад сформирован на живописных принципах для нас принципиальны будут трети полотна.  При их построении оказывается что алогичный и внешне с другими крупными формами фасада не связанный маленький эркер имеет центром правую ось. Две декоративные скульптуры на его верхушке и основании так подчеркивают наличие этой оси. Выше  я указывал что ритм окон тела здания сформирован вокруг этой оси.
Отметим так же что нелогично расположенный балкон описывается именно живописными осями.

Левая ось самая интересная. В ее функции входит отделение тела башни от тела здания. Однако о ее наличии мы можем судить всего по двум деталям.

Дымоходная труба так же отделяющая тело здания от башни имеет своим основанием небольшой выступ стены. Ниже этого выступа лежит один из элементов декора.

Интересно расположение остальных двух скульптур на фасаде.


Кариатиде в виде лягушки я посвящал отдельный пост http://koloma9.livejournal.com/37957.html. ее структурная функция в формировании левой границы здания.  
Оригинальна роль скульптуры размещенной под основанием углового эркера.  Она расположена так что ее функции не вызывает сомнения. Опора углового эркера. Однако она в отличии от остального декора никак не связана с основными структурными линиями фасада. То есть перед нами классическая лишняя деталь. Призванная сбивать своим присутствием зрителя с толку.

Вывод. Композиция здания дома врачей построена на принципах архитектуры и живописи одновременно. Архитектура убеждает нас в асимметрии постройки. Живопись создает слитный облик.  Принципиальным моментом этого здания вижу то что он может быть хорошим примером того как декор в архитектуре может формировать структурные линии.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments