koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

Композиция модерна. Работая с источниками.

Источников по композиционным построениям модерна у меня не много. Во первых тут сказывается на сегодняшний день диванный характер моей работы. Я не спешу в архивы, а пользуюсь большей частью открытыми источниками. Во вторых и может быть чуть-чуть по важнее. Все главные книги по композиции были написаны до открытия модерна. Если вы помните возращение интереса к стилю в 50 и 60 года, а тема композиции очень широко освещалась в тридцатые. Но чем богаты тем и рады.

1. Профессор К.О Гартман небольшая книжка под названием Стили вышла в 1915 году. Кто этот профессор я к сожалению пока не знаю. Информации в интернете я не нашел. Но он чертовски верно отозвался о сути многих построений в модерне одной фразой. ........Группировка архитектурных масс исключительно по живописным принципам...... страница 136.

Иммено после этой фразы я попытался строить на фасад ассиметричных домов живописные композиции. И это стало работать. Поэтому Гартман он номер один в моей классификации.

2. Живописная композиция хорошо описана в книге Золотое сечение в живописи. Когда-нибудь я напишу два поста. Про то как архитекторы не могут видеть живопись. И про картину Репина не ждали и ее связь с модерном.




3.  Архитектура и конструкция Эркеров.  М.С Туполев  Ю.С Рубинштей Москва 1938 год. Год издания у книжки не хороший. Поэтому не мудренно что она заканчивается словами

........................ Сталинская забота о человеке, которой проникнута наша социалистическая архитектура, ставит перед советскими архитекторами во всю ширь проблему эркера применительно к массовому жилищному и коммунально-общественному строительству............

Несмотря на абракадабру в конце текста  книга очень дельная и содержит множество примеров из разных стилей и эпох. К примеру там можно найти Северный ренессанс и Викторианскую Англию. Дотошная вобщем книжка в лучшем смысле этого слова. Так вот они в частности приводят как один из примеров дом Шехтеля.  Учитывая что модерн был под запретом фактически. Описание  дома на углу ул. Фрунзе и ул. Маркса (попробуйте найти эти улицы на карте Москвы))  что бы вас не мучить вот этот дом https://ru.wikipedia.org/wiki/Доходный_дом_Шамшина )  содержит следующую характеристику.
............"Корзина" под левым эркером одновременно является перемычкой оконного проема, " корзина" углового эркера опирается на колонну" страница 47

Так вот в этих скромных словах- одновременно является- описывается двойственность модерна. О чем я не устаю твердить в почти каждом своем посте.
Книжку про балконы висящую ниже я еще не купил. Но думаю там тоже интересно. Моя такая-же но про эркера.


4. Элементы архитектурной композиции. И.В Ламцов и М.А Туркус

Книжка понятно о чем. Но там в частности есть глава иррациональные отношения.  То бишь о золотом сечении. Золотое сечение это не что либо волшебное а вполне работающие соотношения. Большинсво описанных мною фасадов золотое сечение использовали. Отсутствие модерна не делает эту книжку плохой. Из ассиметрий показан без описания дворец дожей в Венеции и  собор в Мирожском моностыре Псков. Фотографию этого монастыря я вставлю вместо картинки книги. Надеюсь теперь у вас нет вопросов почему Ле Карбюзье вдохновляла архитектура Пскова?.    Когда -нибудь напишу пост византийские влияния на венскую архитектуру. Еще добавлю что если вы знаете последствия творчества Виолле-Ле-Дюка то это лишний раз задуматься о наследии модерна))


5. Книга должна была быть одной из первых в списке. Русская архитектура 1830-1910 годов Е.И Кириченко поскольку содержит целую главу  под названием Композиция модерна.  Обзор приемов дан общий я же больше чиклюсь на частностях. Но иногда она мне здорово помогает. Отмечу так же что в этой книге не правильно указаны многие годы постройки и даже подписи под фотографиями не всегда доставерны. Обидна!
6. Разумеется книга Сарабьянова Стиль модерн. Тут уж молча. Хорошая книга! Если вы любите модерн ну прямо обязательна к прочтению.  Читая эту книгу нужно понимать что видимые движения в произведениях формируется не чем либо но зачастую именно композицией.
,
Это разумеется не все мои книги по модерну. Но именно в них я нашел то что делает мои идеи о композиции модерна не логическими размышлениями как сегодня выразился один мой комментатор но пусть и спорными но научно обоснованными работами .



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments