Разумеется, что-то стало иным. Новая застройка торчит теперь за собором, с некоторых точек нашего берега она видна хорошо, пейзаж обогатился еще вышкой Билайна.
Это фото сделано 5 лет назад и за это время еще выросли рядом с собором каменные дачи, двухэтажные и страшноватые.
Зеленый склон когда-то был без лестницы, пять лет назад он еще оставался частично таким, сейчас изуродован попытками одного из дачников проложить к своему дому дорогу. Когда-то мы лезли по тропинке, которую размывало стекавшей дождевой водой так, что ноги скользили и приходилось хвататься за траву.
Потом он сразу вырастал перед тобой, не так , как сейчас из асфальтовой площадки, а почти из травы, неожиданно, во весь свой рост двухэтажного храма с нижней зимней и верхней летней церковью.
Таким он остался на картине художника Выржиковского, многие годы прожившего в Тутаеве, из окон его дома на левом берегу всегда был виден собор.
С воды или зимой со льда он сохранил свое величие и статус непререкаемой доминанты правого берега.
И с любой точки бульвара он приковывает внимание.
Построенный в середине века, он заменил церковь Воскресенского мужского монастыря, сожженного и разоренного поляками. По преданию, от неё остались "небеса", а именно большая икона Спасителя, которую носят у нас раз в году по городу во время крестного хода.
Нижний каменный храм был освящен в 1652 году. Верхний храм строился по разрешению Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского и Ярославского, "тщанием прихожан и при особом усердии старосты, купца Захария Котлованова" с 1652 по 1678 годы.
Первая колокольня не задалась, её подмыл родник, в наших местах их так много, что редкий строитель не сталкивается с родником.
Пришлось ставить вторую, когда-то она была с часами, как многие колокольни.
Собор в лихие послереволюционные годом чудом спасся, благодаря вмешательству наркома по культуре Луначарского, за что благодарные горожане даже хотели переименовать город в его честь, но нарком отказался.
Архитектор-реставратор Владимир Суслов сделал его обмеры.
Композиция собора напомнит лучшие ярославские храмы, но строился он ранее и более величественен, особенно потому, что подиумом является высокий берег Волги. Пятиглавый храм монументален, под самой кровлей на карнизах - широкий пояс ярких фресок.
Ограда с арками является полноценной частью ансамбля.
Её арки перекликаются с арочными окнами галереи.
Стены украшены вставками из керамической плитки, характерным декоративным приемом 17 века ярославской архитектуры.
Зодчий храма, оставшийся неизвестным, был несомненно талантлив. Мощная многоярусная композиция одновременно и цельна и богата на детали. Богатое узорочье подчинено монументальным формам.
Длина собора составляет 35 метров, ширина -30 метров, высота до вершины креста - 49.7 метра. Высота теплой нижней церкви - около 5 метров, верхнего летнего храма до сводов - 13.5 метров, до главного купола - 24 метра. Ширина галереи около 5 метров.
Мощные арки несут на своих дугах более мелкую аркаду галереи.
Каменное узорочье храма вызывает восхищение, есть даже легенда об итальянских архитекторах, якобы строивших собор.
Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефными узорами, росписями. Вертикальные цепи дынек и перехватцев - двойные на наличниках, тройные вместо лопаток, одиночные между ними, - храм праздничен и наряден.
Стоящая рядом колокольня, перестроенная в 1856 году, высотой 35 метров.
Небольшие Святые ворота увенчаны легкой башенкой, рядом с мощным собором она выглядит изящно.
Ограда вокруг собора была сооружена стараниями купца Степана Щукина в 1856 году.
С собором связана интересная традиция, здесь венчаются наши космонавты. Даже тот, что женился прямо на орбите на русской эмигрантке ( по законам штата, где она проживала, можно было заключить брак в отсутствие жениха) по возвращении на Землю приезжал с женой сюда для церковного обряда.
Храм играет большую роль в архитектурном пейзаже города с разных точек зрения. Он интересен с дальних берегов, как мы уже увидели, хорош вблизи, украшает собой виды с окрестных ближайших улиц.
Теперь, когда собор подсвечен, он представляет собой ночью феерическое зрелище. Особенно, когда проплывают мимо ночью теплоходы все в огнях.