Так же я предлагаю поохотиться за подписью художника и тем самым оценить еще один оригинальный сюжет присущий стилю конца 19 века. Охота за подписью станет в этом рассказе своеобразной красной нитью связующую разные композиционные сюжеты.

Бердслей как и всякий художник в продолжении своей жизни использовал несколько видов подписи. На иллюстрации выше мы можем видеть так называемую Japonese mark. Такой вариант художник использовал при работе над иллюстрациями к Саломеи Оскара Уальда и ряде других работ. В основе сюжета лежит три линии и три круглых формы.
Как известно традиционное место подписи художника в нижнем правом углу. В этом есть своеобразный подтекст. Правый нижний угол наименее читаем и художник сначала предлагает ознакомиться с работой а затем уже узнать имя мастера. ( Последнее заявлением можно рассматривать как художественный вымысел)) ). Так ли иначе но в своих работах Бердслей изменяет этому принципу.
В своей работе я буду использовать иллюстрации вот отсюда. http://history-of-art.livejournal.com/817255.html Очень хороший текст с кучей цитат. Лучше насладится им перед моими рассуждениями)).

Туалет Саломеи. Из цикла иллюстраций к пьесе Оскара Уальда.
Подпись располагается в надлежащем ей месте справа в низу. Общая композиционная идея основана на классической идеи косого креста. Голова прислужника и Соломеи направлены вдоль одной из них вниз. Один из длинных изгибов платья лежит на другой. Однако принципиальный на мой взгляд композиционный момент формируют одинаковые по ширине окно в правом верхнем углу и этажерка в левом нижнем.

Центр полотна занимают упругие извитые линии. Однако они нуждаются в каком-то структурном подтверждении. Диагональные движения указанные мною выше слишком мимолетны и не создают впечатление чего-то вещественного. Построение центра или третей полотна так же ничего нам не даст. Две одинаковы прямоугольные области по бокам создают своеобразную структуру жесткости. Схожими приемами пользовались художники возрождения желающие но не умеющие передать перспективу. Фигуры Бердслей объемны и без предложения дополнительных усилий. Поэтому здесь мы можем говорить о новой трактовке старого сюжета.
О роли трети в работах Бердслей мы будем говорить ниже. Однако для тех кто скептически относится к красным линиям на фасадах домов и графики я предлагаю отчертить правую треть полотна на нижележащем рисунке. Модерн КРАЙНЕ графичен и именно правая треть является композиционным центром многих его творений. Интересно что треть надо отчерчивать от края черного поля. Почему так обсудим ниже. Подписи на работе нет).

Как сэр Бельвидер обнаружил меч Экскалибур в воде. Иллюстрация для книги "Смерть Артура"

Павлинье платье. Иллюстрация к пьесе Уальда "Саломея"
Талант художника отчетливее всего проявляется на уровне композиции. Бердслей не использует одинаковых композиционных схем. Иллюстрация Павлинье платье строится по горизонталям на третях. Нижнюю треть занимает хвост павлиньего платья. Середину туловища героинь. Верхняя треть отдана головам. Все основные события сосредоточены на правой половине картины. Как мы помним европейское чтение предполагает чтение слева на право. Поэтому зритель сначала насладится второстепенными деталями. К примеру фигурой павлина в облаке за спинной у одной из героинь. И лишь затем увидит лица героев и жесты их рук. Подпись мы так же найдем справа. Но вверху. Одна из героинь указывает рукой на имя мастера. В пластике ее жеста и оплывах на прямых линиях подписи угадывается так же другой сюжет. Героиня держит подсвечник.
Перед нами двойственность модерна. Нам предстоит угадать значение образов.

Пару раз за время своей деятельности прочерчивания красных линий я получал комментарии о бредовости или мнимости термина "двойственность модерна" . Между тем это вполне научный термин предложенный Дмитрием Саробьяновым. Вот кстати в посте из котором я взял иллюстрации приводится любопытная цитата
...."Точность Бердслея и чарует, и пугает, она ограничивает но не исчерпывает образа, создавая искушающие просторы за пределами рисунка .... В одной из лучших иллюстраций...все настроение исходит из двух подробностей: пара маленьких туфелек направо и черная волосатая рука палача протягивающая снизу на круглом блюде голову Иоанна..." Сергей Маковский.
Как видим еще один искусствовед вступил в нашу секту с Дмитрией Саробьяновым. Что-то там ему кажется. Однако мотив руки я лично увидел только после его слов. Что же касается туфель то они заняли место подписи и где же нам ее искать?. Теперь она своеобразная точка отсчета полотна и да! на ней проступают следы крови.
Пару слов о композиции. Один из любимых сюжетов модерна это внезапность и не предсказуемость происходящего. И поэтому не сразу обращающая на себя внимание рука все-таки сделает это. Знаете почему? Потому что располагается она прямиком на левой трети полотна. Что не обычного? То что работает только нижняя половина левой живописной трети. Чертовски редкий сюжет для всей европейской живописи. Если пофантазировать еще.... То поиски подписи приведут вас в нужный угол))).
Как видим еще один искусствовед вступил в нашу секту с Дмитрией Саробьяновым. Что-то там ему кажется. Однако мотив руки я лично увидел только после его слов. Что же касается туфель то они заняли место подписи и где же нам ее искать?. Теперь она своеобразная точка отсчета полотна и да! на ней проступают следы крови.
Пару слов о композиции. Один из любимых сюжетов модерна это внезапность и не предсказуемость происходящего. И поэтому не сразу обращающая на себя внимание рука все-таки сделает это. Знаете почему? Потому что располагается она прямиком на левой трети полотна. Что не обычного? То что работает только нижняя половина левой живописной трети. Чертовски редкий сюжет для всей европейской живописи. Если пофантазировать еще.... То поиски подписи приведут вас в нужный угол))).

Если мы коснулись третей приведу один пример из архитектуры. Таких примеров много я останавливался на них к примеру описывая Петербуржский щипец или композицию Дома Врачей из Хельсинки. Сегодня мне хочется показать один из бельгийских памятников модерна из города Гент. Когда-нибудь я опишу его композицию целиком. А сегодня остановимся на его правой трети.

Посмотрите как заботливо архитектор располагает вдоль одной из осей симметрии единственную колонну, край балкона и выше край эркера. Перед нами яркий пример живописного построения фасада здания основанного на трети. Перед нами правая треть. Давайте построим левую.

Нижняя половина трети не имеет смысла. На ней ничего не располагается. Верхняя работает и разрезает на двое видимый композиционный центр здания -щипец и окна второго яруса. Перед нами перефразированный прием Бердслей. Есть ли прямое влияние? Разумеется нет. Но есть дух времени)! по-другому в модерне бы не работало. Архитектор использует эффект "неправильной" трети с одной стороны для обоснования надежности и логичности расположения щипца и окон верхнего яруса с другой убеждает зрителя в волшебном и не правильном расположении архитектурных масс.
Хочется еще подробнее остановится на двойственности. Любимый стилевой сюжет модерна затрагивает не только художественные образы модерна но и работает со структурными элементами как живописи так и архитектуры.
Подпись в мире живописи структурный элемент. Ее место и роль строго определены не гласными правилами. Подпись в центре полотна Рембрандта или Леонарда да Винчи утверждала бы только одно. Перед нами не Рембрандт и не Леонардо Да Винчи. Бердслей не только перемещает подпись но и использует ее в художественных целях создания впечатления от полотна. Другой пример работы со структурой живописи в работах Бердслей мы можем наблюдать на иллюстрации ниже.

Зрителю предлагается выбрать композиционный центр. Правая ли это треть делающая имя Соломеи на двое или левая четверть рассекающая тело сатира и подпись художника?

Название произведения и его содержимое первично. Работа иллюстратора вторична она лишь в какой-то мере отображает сюжет произведения. Бердслей своеобразно полемизирует с привычным порядком вещей. Фигура сатира и горящие свечи по бокам повторяют структуру подписи художника.
Размещения подписи и фигуры божества на одной оси свидетельствует о соподчинении. Ангел вставшие на колени кланяется не надписи на листе но подписи художника. Интересен мотив дерева возле трети. Пышная крона перифраз хитросплетений сюжета. Но дерево не подчиняется надписи а скорее принадлежит общему графическому оформлению.
Таким образом заглавие книги располагается на важной композиционной оси однако все остальное строение полотна и художественные образы спорят с его первоочередностью.
Отметим так же что нарисованный лист с названием занимает лишь малую часть листа настоящего.
Такой сюжет с изменением старшей роли привычного нам элемента на подчинение общей идее композиции часто встречается в строении входных порталов в архитектуре модерна. Вот пример из Хельсинки.

Портал представляет собой дверь со странным образованием справа из трех колонн и окошка. Используя дверь в качестве точки отсчета мы будем убеждаться в неправильности и не логичности построения. Перед нами загадка асимметрии модерна. Однако если мы изменим точку отсчета и будем воспринимать портал целиком то окажется что он подчиняется привычным структурным линиям.

Центром окажется одна из колонн, на осях третей будет находится створка двери и еще одна колонна с оконцем. Приведенное объяснение все еще будет не достаточным для деятельности архитектора но станет очевидным если исходить из живописных законов построения на плоскости.
Архитектурные примеры у меня на сегодня закончились и я хотел бы закончить еще парой работ Бердслей и их композиционными идеями.
Я уже показывал вам варианты подписи в разных углах и рассуждал об абсурдности подписи в центре. Но мастеров модерна абсурдность никогда не останавливала))

Ниже опять слитность подписи на этот раз с шапкой шута. Композиционный центр то ли правая треть то ли правая четверть. Кстати такое построение когда живописное изображение построено вокруг всей вертикальной оси так же характерна для модерна.

Ниже кстати повторение композиционного сюжета). Но опять интересный маневр с подписью. Шут промахивается мимо нее в направлении подсвечника, который опять таки повторяет структуру подписи.

Ниже найдите подпись сами. Неужели мне кажется?

Выводы:
1. Вы нашли подпись на нижней картинке?) Или только я один вижу?
2. Композиция модерна любит в живописи и архитектуре построения вокруг трети.
3. Композиция модерна любит эффект двойственности и соподчинения. А так же эффект оптического обмана рассчитанный на внимание зрителя к привычной точке отсчета.
4. Бердслей использовал оригинальные приемы с подписью. В ряде случаев они опираются на структурные линии полотна.
Источники.
1. Фото и цитаты http://history-of-art.livejournal.com/817255.html
2. Фото https://fotki.yandex.ru/next/users/rodandrew/album/83560/view/563532?page=12 Спасибо Андрею Роденкову.
3. Фото интернет свободный доступ. Уважаю авторские права при желании подпишу или удалю.
1. Вы нашли подпись на нижней картинке?) Или только я один вижу?
2. Композиция модерна любит в живописи и архитектуре построения вокруг трети.
3. Композиция модерна любит эффект двойственности и соподчинения. А так же эффект оптического обмана рассчитанный на внимание зрителя к привычной точке отсчета.
4. Бердслей использовал оригинальные приемы с подписью. В ряде случаев они опираются на структурные линии полотна.
Источники.
1. Фото и цитаты http://history-of-art.livejournal.com/817255.html
2. Фото https://fotki.yandex.ru/next/users/rodandrew/album/83560/view/563532?page=12 Спасибо Андрею Роденкову.
3. Фото интернет свободный доступ. Уважаю авторские права при желании подпишу или удалю.