1) В заключительной серии о путешествии в Касимов мы узнаем о жизни Бориса Пастернака в этом городе в 1920 году, когда он был вынужден спасаться от голода. Касимов –«это что-то вроде русского Марбурга»- писал он своим родителям. Весной 1920 года Борис сильно болел, здоровье молодого человека подрывало и недоедание. И родители решили отправить сына и дочь Лиду на лето к брату матери писателя, Осипу Кауфману, – врачу в Касимове.
2) Вот, собственно, тот домик, где ему довелось пожить. Кауфманы жили небогато, согласились принять племянников, рассудив, что огород всех прокормит. В книге воспоминаний, которую составили первая жена Бориса Пастернака и сын Евгений, есть упоминания об этой поездке: «Лиду и Бориса решили отправить в Касимов к дяде Осипу Исидоровичу Кауфману, чтобы помочь ему с огородом и привезти картошки и овощей. Он по-прежнему работал в Касимове врачом, но ввиду голодного времени они с женой развели домашнее хозяйство с расчетом поделиться с Пастернаками. Лида поехала раньше с командировкой от Луначарского для собирания фольклора, иначе нельзя было попасть на поезд. Борис, у которого от истощения развился сильнейший и мучительный фурункулез, попал туда позже. Они, как могли, помогали на огороде, копали и сушили картошку, солили огурцы». После московского голода, разрух и грабежей на столичных улицах Пастернак воспринимал Касимов как тихую гавань, где еще осталось место чему-то дореволюционному. В письмах к родителям он уговаривал их переехать из Москвы сюда, убеждал, что здесь можно вести жизнь «в полном смысле довоенную, допускающую самый разнообразный выбор форм». Несмотря на уговоры сына, старшие Пастернаки так и не решились на переезд в Касимов. В конце лета Борис с сестрой вернулись обратно в Москву.
3)
4) Общим вид улицы и слева дом дяди Бориса Пастернака.
5) Никольская церковь, 1703-1705 гг. Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIXв. церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы, с полукруглыми апсидами. Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII в. Живопись интерьера в 1950 г. реставрирована, а в трапезной части церкви — дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль.
6) Понравился этот частный жилой дом.
7)
8) "Сквер погибшим героев за Советскую Родину" напротив Ханской мечети.
9)
10) Бывший роддом.
11)
12)
13) Церковь Богоявления Господня, возведена с 1691 по 1700 год. Наиболее старой из православных церквей города Касимова является церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца - покровителя ратных людей. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь. Георгиевская церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров.
14)
15)
2) Вот, собственно, тот домик, где ему довелось пожить. Кауфманы жили небогато, согласились принять племянников, рассудив, что огород всех прокормит. В книге воспоминаний, которую составили первая жена Бориса Пастернака и сын Евгений, есть упоминания об этой поездке: «Лиду и Бориса решили отправить в Касимов к дяде Осипу Исидоровичу Кауфману, чтобы помочь ему с огородом и привезти картошки и овощей. Он по-прежнему работал в Касимове врачом, но ввиду голодного времени они с женой развели домашнее хозяйство с расчетом поделиться с Пастернаками. Лида поехала раньше с командировкой от Луначарского для собирания фольклора, иначе нельзя было попасть на поезд. Борис, у которого от истощения развился сильнейший и мучительный фурункулез, попал туда позже. Они, как могли, помогали на огороде, копали и сушили картошку, солили огурцы». После московского голода, разрух и грабежей на столичных улицах Пастернак воспринимал Касимов как тихую гавань, где еще осталось место чему-то дореволюционному. В письмах к родителям он уговаривал их переехать из Москвы сюда, убеждал, что здесь можно вести жизнь «в полном смысле довоенную, допускающую самый разнообразный выбор форм». Несмотря на уговоры сына, старшие Пастернаки так и не решились на переезд в Касимов. В конце лета Борис с сестрой вернулись обратно в Москву.
3)
4) Общим вид улицы и слева дом дяди Бориса Пастернака.
5) Никольская церковь, 1703-1705 гг. Одноглавая каменная Никольская церковь представляет собой небольшой двухсветный четверик, завершенный сомкнутым сводом. С востока к нему примыкает такой же ширины полукруглая одноэтажная апсида. Первоначальная трапезная являлась продолжением стен четверика. В XIXв. церковь была расширена за счет двух симметрично расположенных пристроек, в которых размещаются приделы, с полукруглыми апсидами. Фасады Никольской церкви скромно оформлены лопатками и простой формы карнизами. Окна обрамлены полуколоннами и треугольными фронтончиками. В церкви сохранился резной позолоченный иконостас XVIII в. Живопись интерьера в 1950 г. реставрирована, а в трапезной части церкви — дополнена. Высокая трехъярусная колокольня завершается большим барабаном с главой, переходящей в шпиль.
6) Понравился этот частный жилой дом.
7)
8) "Сквер погибшим героев за Советскую Родину" напротив Ханской мечети.
9)
10) Бывший роддом.
11)
12)
13) Церковь Богоявления Господня, возведена с 1691 по 1700 год. Наиболее старой из православных церквей города Касимова является церковь Богоявления с приделом Георгия Победоносца - покровителя ратных людей. Она возведена в 1700 году на территории Пушкарской слободы вместо двух ветхих церквей и чаще называется по приделу Георгиевской, а в народе Егорьевской. Расположенная на крутом обрыве берега Оки, она хорошо видна в силуэте города, особенно со стороны реки. На этом месте, с северовосточной стороны Городца Мещерского, в XIII в. находился Богоявленский монастырь. Георгиевская церковь пятиглавая, с высоким четвериком и низкой трехчастной апсидой. Еще более высокая трехъярусная колокольня ее завершена небольшой барочной главкой со шпилем. Между колокольней и храмом располагается низкая одноэтажная трапезная, расширенная в XIX в. Из всех касимовских церквей в оформлении Георгиевской церкви более всего чувствуются традиции барокко конца XVII в. Так прямоугольные окна обрамлены характерными для нарышкинского стиля наличниками с разорванными фронтончиками, поддерживаемыми полуколонками, опирающимися на кронштейны. Оригинальный пояс ложных кокошников, в которых использован мотив раковины, широко применявшийся в московской архитектуре конца XVII в. и превратившийся здесь в кружевную орнаментацию, украшает четверик храма и одновременно свидетельствует о творчестве местных мастеров.
14)
15)