koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

Здание Гипросвязь. Композиция.

Имели ли влияние композиционные построения возникшие в модерне на дальнейшую историю архитектуры? Да разумеется!
Причем и в неоклассических течениях и в авангарде мы часто встречаем приемы композиции модерна.  В советской архитектуре  такие постройки находятся даже после второй мировой войны.
Сегодня я бы хотел рассказать о композиции фасада института "Гипросвязь" в Петербурге.  По-моему оно несет яркие отпечатки эпохи ( целых 30 лет!) модерна.  Так же я постараюсь показать историю развития диагональных сюжетов на фасадах зданий разных эпох. Но для начала определимся с художественными образами фасада.
 .




Здание было построено в 1935-1936 годах.   Фасад здания  рассказывает нам о времени навязанного государством перехода от авангарда к сталинскому классицизму.  В немногих художественных символах фасада угадывается влияние классики.  Тяжелые кронштейны карниза........  И пожалуй больше ничего.  Нет колонн  а значит ордера.  Но есть  карнизы опоясывающие здание.   То есть перед нами не классическая структура но ренессансная. Для итальянского возражения была характерна ярусная структура. Когда каждый последующий уровень жестко отделялся карнизом.
Сравним  мраморный дворец в Петербурге и Палаццо Канчелария в Риме. Примеры я выбрал произвольно, можно сравнивать другие постройки обоих стилей.  Мраморный дворец кстати не самый удобный прием. На его фасаде есть развитый карниз венчающий здание.  Однако этого не достаточно для придания видимой изолированности каждого яруса как в  Палаццо Канчелария.   Первый этаж Мраморного дворца так же отделен от второго карнизом.  Однако его роль в восприятии фасада ничтожна.





   .  Тяжелая рустовка опоясывающая первых два этажа  института "Гипросвязь" так же наследие ренессанса но не классики. Такая деталь характерна не для всех настоящих  палацо но стала своеобразным лицом ренессанса петербургского.   Некоторые последние предреволюционные постройке столицы Российской империи были выдержаны в стилистике итальянского возрождения.  Наиболее известным является доходный дом Вавельберга в начале Невского проспекта.
photo_146-149506.jpg

Без ордерный фасад по Невскому проспекту разделен карнизом на две части. Нижняя покрыта рустом.   В здании видна любимая поздним модерном игра преувеличенными объемами,а также свободное формотворчество. Так капителью угловой колонны спаяна с декором в виде воинского доспеха. Влияние эпохи в  этих моментах очевидно. Однако оно не как не отражается на структурных линиях фасада.
Другой пример из дореволюционной петербургской практики мне лично нравится больше своим дословным цитированием ярусности фасада. Это доходный дом Прохорова на Васильевском острове  архитектор Фомичев.

Фасад этого здания демонстрирует композиционную идею победы  ярусов ренессанса над колонной.  Опять видна свойственная модерну любовь к формированию новых сюжетов.   Удвоенное количество колонн на фасаде иллюстрирует их очевидную не нужность. Вместе с тем это не равнодушие и плоскость эклектики но оригинальный и динамичный сюжет  решетки. Колонны фасада  выстроены в суперпозицию. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ордерная_суперпозиция.  Отмечу что изучение петербургского модерна дарит множество примеров когда фасад здания наделен книжным общеизвестным но редко используемым примером. В этом видна определенная программная склонность стиля к внешнему эффекту.  Оцените вышеуказанный пример. Фасад заурядного доходного дома повторяют схему римского Колизея.
В здании Прохорова мы  так же встречаемся с использованием руста.  Интересна  двойственность гирлянд между колонн. С дистанции они воспринимаются как продолжение рустовки двух первых этажей.

Но вернемся к фасаду здания Гипросвязь
photo_21-21920.jpg

 Еще одной деталью делающее это внешне понятное здание интересным  является  работа архитектора с  оформлением окон.  На фасаде здания пять вариантов решения.
Нижний ряд окон утоплен в нишах в междуоконных пространствах сформированы подобия пилястр. Второй ярус имеет обрамление в виде сплошных квадратных рам.  Третий ряд   утоплен в нишах но лишен пилястр.  Два других варианта окон представлены единично.  Это окно первого яруса с замковым камнем над ним возле двери и крайнее правое окно лишенное декора и очерченное голой плоскостью стены в верхнем ряду. Последние два варианта используются архитектором для фиксирования внимания зрителя в особо важных местах композиции фасада.
Отличие  композиции принципиально в формировании облика здания  Гипросвязи.  Фасад поделен на две не равные части. Зритель воспринимает границу раздела условно.  Она находится между окном с замковым камнем и обрывом корзина.  Архитектор мастерски владеет сюжетом.  Если делить фасад здания по оконным осям видно соотношение 3 к 8.  Это одно из производных золотого сечения. Однако относительно редко используемое. Левая часть малоинтересна в композиционном плане.


Правая половина здания подчинена  движению диагонали.

Ее формируют вышеупомянутые единичные окна.Остроту композиции придает глухая стена под верхним окном.  Интересна что правая половина  здания строится с учетом классической схемы расположения входа на центральной оси.
Диагональ в композиционных построениях архитектуры ренессанса не является чем-то удивительным. Я приводил примеры Миланского собора или дворца дожей в Венеции.  Интересным примером диагональных ритмов может служить здание Гранавитой палаты в Москве.

Фасад лишен какого либо структурного оформления.  Нет ни карнизов ни ордера.  Скорее есть видимое нарушение тектонических правил.  Облицовка двух верхних ярусов граненным камнем делает его ощутимо тяжелей светлого низа.  Между тем фасад здания не вызывает диссонанса.   Оригинальное расположение окон двух верхних ярусов создают  не обычный зубчатый ритм.  Отвлекающий внимание зрителя и делающий верх здания зрительно более легким.  Перед нами фасад основанный не на жесткой структуре видимых линий но на воображаемом ритме.
Схожий одновременно Грановитой палате и фасаду Гипросвязи мы находим в испанском ренессансе в виде дворца Инфантадо.
Здесь архитектор подобно рассмотренному нами петербургскому  фасаду размещает композиционно важные центры фасада на линиях золотого сечения. Однако здесь композиция  банальна. Используется соотношение 2 к 6.   Место второй оконной оси занимает главный входной портал, на четвертой из шести осей расположен  второй вход.


.Интересен мотив повторяющихся эркеров в верху.  Видно сходство с  гигантским архитравом.  Балкой перекрывающей здание.  Корзины эркеров выступают капителями не существующих колонн.  Конечно сюжет фантастический однако в венчающем здание ряде эркеров не слишком больше логики.
На фасаде так же присутствует зубчатый ритм.  Он создается движением между верхними окнами и распложенными между ними эркерными корзинами.

Итак диагональ не является чем-то удивительным для Ренессанса. Но она в большинстве случаев  не подчиняет себе большую плоскость фасада.  И служит функциям соединения но не противопоставления  как в случае с фасадом Гипросвязи.  Ее роль вторична и она всегда находится после некоторых рассуждений.    Ярким примером вторичности может служить Миланский собор который я разбирал в посте посвященному дому Бергмана http://koloma9.livejournal.com/37134.html
Центростремительное диагональное движение его окон следует общей форме фасада.  Приведенные примеры ренессансных ритмов с диагональным движением кажутся чем-то очень спокойным по сравнению с диагоналями на весь фасад используемые модерном.
Одним из явных лидеров наклонного движения на фасаде может считаться дом Претро на Петроградской стороне.  Три эркера с нарастанием массы объемов неумолимо чертят  на двое обрызганный штукатуркой фасад.  Историк архитектуры Борис Кириков отмечал их не функциональность.  Они не способствуют дополнительному освещению комнат,не увеличивают их площадь.  Привычная функция эркера нарушена.  Их главная задача мерная поступь наклонно вверх поддомкрачивая угловую башню.  Перед нами противоестественное движение модерна.
come-realizzare-una-decorazione-in-stile-mondrian_a1d338950f13f43c89208c15b7d29077.jpg

Другим интересным примером диагонали может служить памятник модерна с Васильевского острова.
photo_0-926.jpg


Балкон не слишком функциональная вещь в северном климате.  На фасаде доходного  дома  Прохорова  архитекторы Фон Голли и Гримм  чертят  парную диагональ.  Балконы на фасаде выстроились в две диагональных линии.   Не смотря на масштабность и противоречивость смысла наклонного движения в модерне его роль по-прежнему традиционна оно стягивает протяженный фасад.
Демонстрацией памятников модерна и Ренессанса я хотел показать что сюжет масштабного диагонального движения охватывающего крупную вертикальную часть здания Гипросвязи принадлежит не Ренессансу но модерну. Неправильность этого движения направленного вниз под "нормальную" часть здания так же принадлежит модерну.  Однако общий смысл композиционного  сюжета столкновения на одном фасаде двух разных зданий "правильного" и "не правильного" принадлежит авангарду. Понять роль этой композиционной схемы в истории развития искусств нам поможет последний на сегодня пример из Канады.
В Королевском музее  Онтарио  диагональ вырвалась за пределы плоскости и стала олицетворением того что называется деконструктивизм.   Но это уже совсем другая история.  Впрочем когда в диагоналях де конструктивистов видят только советский авангард, можно с уверенностью сказать,что история гораздо длинней)).

Источники:
1. Фото интернет. Свободный доступ.
2. Борис Кириков.  Особняки и Доходные дома Санкт-Петербурга
3. Сайт citywalls.ru


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments