1) В этом репортаже я расскажу вам о местном художнике, ныне жителя города Боровска Калужской области, Владимире Овчинникове, который, выйдя на пенсию и покинув Москву, уехал в этот небольшой провинциальный городок, где у него открылся художественный дар, после чего он стал рисовать на фасадах различных зданий.

2) Творчество этого человека охватывает многие события и вехи российской истории: тема Отечественной войны 1812 года, религиозный раскол русского православия, миражи российского дореволюционного уездного города, вехи российской науки и техники в образе Циолковского и математика Чебышева, "русского космизма", темы ГУЛАГА и сталинских репрессий 30-х гг., образ доктора наук, помогающего в творчестве этого человека и православной общественности города, выступающей против него, так как он, по их мнению, нарушает православные устои и традиции в городе.

3) К сожалению, лично встретиться с этим человеком у меня не получилось, но, по счастливой случайности, в магазинчике сувениров удалось поговорить с его помощником, реставратором икон Владимиром Кобзарем, который также помогал художнику Владимиру Овчинникову в росписях на жилых и общественных зданиях.

4) Ещё уникальность данного репортажа в том, что я смог найти абсолютно все сохранившиеся работы этого художника на момент начала сентября 2015 года. Сам он мало даёт интервью, болеет, ему более 76 лет, также отошёл уже от дел, ввиду не очень хорошего физического самочувствия, чтобы продолжать рисовать. Многие рисунки стали разрушаться, так как от сырости где-то отвалилась штукатурка, что-то нуждается в реставрации.

5) Приезжали студенты-реставраторы из Москвы, чтобы восстановить несколько картин, что уже стало большим успехом. Православная общественность считает, что у Боровска давние религиозные традиции, а его рисунки не всегда соответствуют им. Претензии к художнику иногда возникают по такому поводу, что он без разрешения "начальника" "уродует фасады.

6) Видел одну стену, на картине изображён уездный город, на этом месте построили шаурмечную, по крайней мере, рисунок не замазан в этом месте, нужно смотреть вовнутрь ларька, дабы разглядеть творение художника.

7) Реставратор Владимир Кобзарь рассказывал о его работе с Владимиром Овчинниковым: "относительно карты на стене, совещались 3 дня, что изобразить. Был такой прикол. В. Кобзарь был на Украине в начале 2000-х гг., в Киеве увидел продающиеся футболки с картой страны. Эта идея карты стала главным звеном при оформлении боровского глобуса". По его мнению, "Владимир Овчинников не думал о том, что его творения могут начать разрушаться со временем ( от погоды, от деятельности православной общественности).

8) В. Кобзарь рассказывал, что художник В. Овчинников считает, что "есть понятие ауры места, как особая временная зона. Для Боровска эти понятия связаны с его богатым историческим наследием и прошлым, позволяющим путешествовать во времени, познавать историю и одновременно себя. Любителей исторических путешествий и привлекает Боровск".

9) "Овчинников до пенсии работал прорабом на стройке в Москве, хотя сам из Душанбе. При выходе на пенсию и переезда в Боровск, он проникся историей этого места, как никакого другого, ибо он живёт здесь. Аура места это часть нас, чем она определённее, тем больше знаем место и историю, с ним связанную".

10) "никакой цели он поначалу не преследовал, когда взялся за настенную живопись. Просто хотелось сделать город поинтереснее для горожан и удовлетворить собственную потребность в творчестве. Понимание значимости настенной живописи менялось в процессе работы".

11) "от пейзажей в самом начале он перешёл к историческим темам. Осознал, что искусство, претендующее на внимание всех без исключения жителей и приезжих, должно включать элемент познавательности и нести в себе достаточно высокую значимую идею".

12) "относительно вопросов, меняет ли присутствие живописи в городской архитектуре общепринятую социальную, субъективную ситуацию он отвечает обычно, что он не искусствовед, не философ, не культуролог, чтобы судить об этом с видом знатока. В живописи он называет себя самоучкой и дилетантом. Живопись в архитектуре может присутствовать, органично дополняя её. Удачность сочетания можно оценивать только индивидуально в каждом конкретном случае".

13) "многие картины погибли:либо уничтожены граффитчиками или просто замазали. Оценка настенной живописи зависит от индивидуального уровня интеллектуальной подготовленности к её восприятию".
Фотография 2010 года, при посещении Боровска с группой студентов-философов РУДН.

14) "Он предпочитает больше историческое образы в работе , чем современные. С современными темами сложно из-за столкновения интересов. Кого-нибудь заденут. В одной работе он нарисовал губернатора. Появился мер, вызвал маляров, замазали. Современные жители также появляются в собственных окошках- нарисованные, на воротах возле домов, обозначая вторую реальность".

15) "дети к его творчеству относятся индифферентно, друзья-по-дружески. Многих он приобрёл благодаря нарисованному городу, который поманил их в дорогу. Появились одноклассники, сокурсники, коллеги по работе, с которыми развело время и расстояние. Настенная живопись объединила".

16) Данное интервью было записано на диктофон телефона, Владимир Кобзарь так и рассказал о личности этого местного художника.

17) В работах Владимира Овчинникова можно заметить интересную особенность- в них присутствует поэзия его супруги Эльвиры Частиковой, а мало где настенные росписи сопровождаются стихами.

18) Полотно "Эх, Родина волшебная!".
Стихи Эльвиры Частиковой.
"Эй, родина волшебная" Эх,Русь!
Кого ты уверяешь:- Унесусь?!
По бездорожью нашему?! Ну-ну!
Лишь на пегасах, любящих страну..."

19) "Основатели текстильной мануфактуры братья Полежаевы с коллективом". По фото от 1897 года.
Владелец фабрики-Полежаев-
Был элегантен и уважаем,
И деловит, и авторитетен...
Спустя столетие-всё заметен
Находит с росписи он нас взглядом...
Куда спешить? Постоим с ним рядом!-
У тех же окон, у той же двери,
В прозрачность времени вдруг поверив

20) "Пожар в Боровске в 1857 году".

21)

22) "Братья Полежаевы с жёнами", 1908 год.Главная заслуга семьи Полежаевых - Петра Михайловича и его сыновей Ивана, Георгия, Николая и Пафнутия - перед городом в том, что они в 1887 году открыли ткацкую фабрику. Целых сто лет, вплоть до 1990-х годов, это предприятие было основой процветания города. Продукцию фабрики, а в то время это были головные платки, Полежаевы распространяли по всей стране. Фабрика работает и сегодня. Она выпускает шерстяные пледы и одеяла.
Когда совершается доброе что-то,
Не верьте людскому забвенью, могиле"
Старинным, от времени выцветшим фото
Мы вновь проступили на доме, где жили

23) Поэзия бытия.

24) Фреска "Этимология Боровска".
"Душа моя, Каверин
каково поживаешь ты
в свином городке..."
А. Пушкин
"Название "Боровск"- от "бора"
(где бор, там и боровики)
который взбирается в гору
И к зеркалу сходит реки"
Э. Частикова

24) Фреска "Три мастера"
Малевать- не быть Малевичем,
как шалить-не значит быть Шалевичем.
Но шалить и малевать отрадно,
Вырвавшись из чёрного квадрата
Времени, представив под изгибом
Радуги своих кумиров с нимбом.

25)

26) Фреска "Чаепитие"
Плачут в чашечках ложки, напиток шафранен и ал,
И о чём-то прозрачно звенит по фарфору металл.
Пьёт шатен и брюнет, рыжий пьёт, альбинос и блондин.
Ах, какой аромат! Ах, какой для сосудов рутин!

27) "Глобус Боровска"

28) "Математика Чебышев"
Кто сей Чебышев, живший в прежние лета?
Учись хорошо, изучай все предметы!
Ты станешь гордиться своим земляком,
Когда с математикой будешь знаком.

29) "Песня весны"

30) "Во имя России, Дмитрий Пожарский".

31) "Старый город"
Будущее-голый мальчик-
Вертит ключиком в замке.
А земля летит, как мячик.
И века- все в кулачке.

32) Фреска "Разгадывание мира"
В ночное время в 21 веке
В России, как и прежде,-чудеса.
Вы подойдите-ка к библиотеке
И задержитесь хоть на полчаса!
В квадраты, освещённых окон тени
Вплывают, и узнать не тяжело,
Что перед вами Пушкин, Блок, Есенин...
Ну, а граница-тонкое стекло.
Вообразите разговор по жестам,
И время будет таять, как пломбир...
Но главное, что есть такое место,
Где сообща разгадывают мир

33) Фотография 2010 года. Уже несуществующая работа.

34) "Письмо Циолковского-Стернфельду"
При сем прилагаю сведения о громадном болиде, пролетевшем над Боровском, где я пробыл учителем 12 лет. Получено мною о болиде 200 писем. Его видели в образе падающей звезды, даже за 1000 км от Москвы (Ваш Циолковский, 4 июля 1934 год).

35) "С таким мотором..."
С таким мотором только нас видали!
Нажмём с тобой, внучка, на педали.
Ты слышала, какие страны есть?
Посмотрим мир, чтобы снова здесь осесть.

36) Также в Боровске художник Владимир Овчинников создал самодеятельный мемориал памяти жертв политических репрессий. На заборе он нарисовал написал 18 портретов боровчан, расстрелянных в 1937-38 гг. Для всех портретов расстрелянных просто не хватило места. Еще сделал надпись – "По ком звонят боровские колокола…" Получился самодеятельный мемориал. В те годы расстреляли 110 человек из Боровского района.

37) У художника есть друг – доктор наук Павел Пантелеев. Живет в Боровске по соседству. Он разрешил рисовать художнику на своем заборе.

38) "Их имена вошли в историю России", среди которых основоположник теории реактивного движения К. Циолковский, математик П. Чебышев, космист Н. Фёдоров,создатель вакцины от холеры Ф. Иноземцев, флотоводец Д. Сенявин

39)

40)"Фиаско Бонапарта"
Ты спал ли в ту ночь, Бонапарт.
Когда твой преступный азарт
Потух у нас вместе со взглядом?
Россия умеет быть адом.

41)

42)

43)

44)

45)

46)

47)

48)


2) Творчество этого человека охватывает многие события и вехи российской истории: тема Отечественной войны 1812 года, религиозный раскол русского православия, миражи российского дореволюционного уездного города, вехи российской науки и техники в образе Циолковского и математика Чебышева, "русского космизма", темы ГУЛАГА и сталинских репрессий 30-х гг., образ доктора наук, помогающего в творчестве этого человека и православной общественности города, выступающей против него, так как он, по их мнению, нарушает православные устои и традиции в городе.

3) К сожалению, лично встретиться с этим человеком у меня не получилось, но, по счастливой случайности, в магазинчике сувениров удалось поговорить с его помощником, реставратором икон Владимиром Кобзарем, который также помогал художнику Владимиру Овчинникову в росписях на жилых и общественных зданиях.

4) Ещё уникальность данного репортажа в том, что я смог найти абсолютно все сохранившиеся работы этого художника на момент начала сентября 2015 года. Сам он мало даёт интервью, болеет, ему более 76 лет, также отошёл уже от дел, ввиду не очень хорошего физического самочувствия, чтобы продолжать рисовать. Многие рисунки стали разрушаться, так как от сырости где-то отвалилась штукатурка, что-то нуждается в реставрации.

5) Приезжали студенты-реставраторы из Москвы, чтобы восстановить несколько картин, что уже стало большим успехом. Православная общественность считает, что у Боровска давние религиозные традиции, а его рисунки не всегда соответствуют им. Претензии к художнику иногда возникают по такому поводу, что он без разрешения "начальника" "уродует фасады.

6) Видел одну стену, на картине изображён уездный город, на этом месте построили шаурмечную, по крайней мере, рисунок не замазан в этом месте, нужно смотреть вовнутрь ларька, дабы разглядеть творение художника.

7) Реставратор Владимир Кобзарь рассказывал о его работе с Владимиром Овчинниковым: "относительно карты на стене, совещались 3 дня, что изобразить. Был такой прикол. В. Кобзарь был на Украине в начале 2000-х гг., в Киеве увидел продающиеся футболки с картой страны. Эта идея карты стала главным звеном при оформлении боровского глобуса". По его мнению, "Владимир Овчинников не думал о том, что его творения могут начать разрушаться со временем ( от погоды, от деятельности православной общественности).

8) В. Кобзарь рассказывал, что художник В. Овчинников считает, что "есть понятие ауры места, как особая временная зона. Для Боровска эти понятия связаны с его богатым историческим наследием и прошлым, позволяющим путешествовать во времени, познавать историю и одновременно себя. Любителей исторических путешествий и привлекает Боровск".

9) "Овчинников до пенсии работал прорабом на стройке в Москве, хотя сам из Душанбе. При выходе на пенсию и переезда в Боровск, он проникся историей этого места, как никакого другого, ибо он живёт здесь. Аура места это часть нас, чем она определённее, тем больше знаем место и историю, с ним связанную".

10) "никакой цели он поначалу не преследовал, когда взялся за настенную живопись. Просто хотелось сделать город поинтереснее для горожан и удовлетворить собственную потребность в творчестве. Понимание значимости настенной живописи менялось в процессе работы".

11) "от пейзажей в самом начале он перешёл к историческим темам. Осознал, что искусство, претендующее на внимание всех без исключения жителей и приезжих, должно включать элемент познавательности и нести в себе достаточно высокую значимую идею".

12) "относительно вопросов, меняет ли присутствие живописи в городской архитектуре общепринятую социальную, субъективную ситуацию он отвечает обычно, что он не искусствовед, не философ, не культуролог, чтобы судить об этом с видом знатока. В живописи он называет себя самоучкой и дилетантом. Живопись в архитектуре может присутствовать, органично дополняя её. Удачность сочетания можно оценивать только индивидуально в каждом конкретном случае".

13) "многие картины погибли:либо уничтожены граффитчиками или просто замазали. Оценка настенной живописи зависит от индивидуального уровня интеллектуальной подготовленности к её восприятию".
Фотография 2010 года, при посещении Боровска с группой студентов-философов РУДН.

14) "Он предпочитает больше историческое образы в работе , чем современные. С современными темами сложно из-за столкновения интересов. Кого-нибудь заденут. В одной работе он нарисовал губернатора. Появился мер, вызвал маляров, замазали. Современные жители также появляются в собственных окошках- нарисованные, на воротах возле домов, обозначая вторую реальность".

15) "дети к его творчеству относятся индифферентно, друзья-по-дружески. Многих он приобрёл благодаря нарисованному городу, который поманил их в дорогу. Появились одноклассники, сокурсники, коллеги по работе, с которыми развело время и расстояние. Настенная живопись объединила".

16) Данное интервью было записано на диктофон телефона, Владимир Кобзарь так и рассказал о личности этого местного художника.

17) В работах Владимира Овчинникова можно заметить интересную особенность- в них присутствует поэзия его супруги Эльвиры Частиковой, а мало где настенные росписи сопровождаются стихами.

18) Полотно "Эх, Родина волшебная!".
Стихи Эльвиры Частиковой.
"Эй, родина волшебная" Эх,Русь!
Кого ты уверяешь:- Унесусь?!
По бездорожью нашему?! Ну-ну!
Лишь на пегасах, любящих страну..."

19) "Основатели текстильной мануфактуры братья Полежаевы с коллективом". По фото от 1897 года.
Владелец фабрики-Полежаев-
Был элегантен и уважаем,
И деловит, и авторитетен...
Спустя столетие-всё заметен
Находит с росписи он нас взглядом...
Куда спешить? Постоим с ним рядом!-
У тех же окон, у той же двери,
В прозрачность времени вдруг поверив

20) "Пожар в Боровске в 1857 году".

21)

22) "Братья Полежаевы с жёнами", 1908 год.Главная заслуга семьи Полежаевых - Петра Михайловича и его сыновей Ивана, Георгия, Николая и Пафнутия - перед городом в том, что они в 1887 году открыли ткацкую фабрику. Целых сто лет, вплоть до 1990-х годов, это предприятие было основой процветания города. Продукцию фабрики, а в то время это были головные платки, Полежаевы распространяли по всей стране. Фабрика работает и сегодня. Она выпускает шерстяные пледы и одеяла.
Когда совершается доброе что-то,
Не верьте людскому забвенью, могиле"
Старинным, от времени выцветшим фото
Мы вновь проступили на доме, где жили

23) Поэзия бытия.

24) Фреска "Этимология Боровска".
"Душа моя, Каверин
каково поживаешь ты
в свином городке..."
А. Пушкин
"Название "Боровск"- от "бора"
(где бор, там и боровики)
который взбирается в гору
И к зеркалу сходит реки"
Э. Частикова

24) Фреска "Три мастера"
Малевать- не быть Малевичем,
как шалить-не значит быть Шалевичем.
Но шалить и малевать отрадно,
Вырвавшись из чёрного квадрата
Времени, представив под изгибом
Радуги своих кумиров с нимбом.

25)

26) Фреска "Чаепитие"
Плачут в чашечках ложки, напиток шафранен и ал,
И о чём-то прозрачно звенит по фарфору металл.
Пьёт шатен и брюнет, рыжий пьёт, альбинос и блондин.
Ах, какой аромат! Ах, какой для сосудов рутин!

27) "Глобус Боровска"

28) "Математика Чебышев"
Кто сей Чебышев, живший в прежние лета?
Учись хорошо, изучай все предметы!
Ты станешь гордиться своим земляком,
Когда с математикой будешь знаком.

29) "Песня весны"

30) "Во имя России, Дмитрий Пожарский".

31) "Старый город"
Будущее-голый мальчик-
Вертит ключиком в замке.
А земля летит, как мячик.
И века- все в кулачке.

32) Фреска "Разгадывание мира"
В ночное время в 21 веке
В России, как и прежде,-чудеса.
Вы подойдите-ка к библиотеке
И задержитесь хоть на полчаса!
В квадраты, освещённых окон тени
Вплывают, и узнать не тяжело,
Что перед вами Пушкин, Блок, Есенин...
Ну, а граница-тонкое стекло.
Вообразите разговор по жестам,
И время будет таять, как пломбир...
Но главное, что есть такое место,
Где сообща разгадывают мир

33) Фотография 2010 года. Уже несуществующая работа.

34) "Письмо Циолковского-Стернфельду"
При сем прилагаю сведения о громадном болиде, пролетевшем над Боровском, где я пробыл учителем 12 лет. Получено мною о болиде 200 писем. Его видели в образе падающей звезды, даже за 1000 км от Москвы (Ваш Циолковский, 4 июля 1934 год).

35) "С таким мотором..."
С таким мотором только нас видали!
Нажмём с тобой, внучка, на педали.
Ты слышала, какие страны есть?
Посмотрим мир, чтобы снова здесь осесть.

36) Также в Боровске художник Владимир Овчинников создал самодеятельный мемориал памяти жертв политических репрессий. На заборе он нарисовал написал 18 портретов боровчан, расстрелянных в 1937-38 гг. Для всех портретов расстрелянных просто не хватило места. Еще сделал надпись – "По ком звонят боровские колокола…" Получился самодеятельный мемориал. В те годы расстреляли 110 человек из Боровского района.

37) У художника есть друг – доктор наук Павел Пантелеев. Живет в Боровске по соседству. Он разрешил рисовать художнику на своем заборе.

38) "Их имена вошли в историю России", среди которых основоположник теории реактивного движения К. Циолковский, математик П. Чебышев, космист Н. Фёдоров,создатель вакцины от холеры Ф. Иноземцев, флотоводец Д. Сенявин

39)

40)"Фиаско Бонапарта"
Ты спал ли в ту ночь, Бонапарт.
Когда твой преступный азарт
Потух у нас вместе со взглядом?
Россия умеет быть адом.

41)

42)

43)

44)

45)

46)

47)

48)
