
за большими картинками-переростоками, как всегда ко мне - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/195799.html
Из истории Старой Соли и старосельского костела
Сейчас Старая Соль имеет статус поселка городского типа. Проживает здесь около 1200 человек. Немного - это более чем на сотню человек меньше, чем было в 1880 году.


Согласно преданию, городок Старую Соль основал польский король Казимир Великий, предоставил магдебургское право уже существующем русинском поселению. (Другие источники не столь легковерны и утверждают, что первое упоминание о Старой Соли в документах датируется аж 1 502 годом).
Но легенды ведь тоже чем-то подпитывались? Ну так вот, в 1365 все тот же Казимир вывел жупу в Старой Соли из государственной собственности и предоставил поселение местному монастырю Ордена - с условием, что часть доходов пойдет на построение римско-католической часовни св. Анны. Вероятно, и часовня была сразу возведена из камня. Вполне возможно, что стены часовни дожили до нашего времени как часть существующего костела. В 1469 к этой часовни был пристроен деревянный костел. На строительство его фундаментов пошел камень с разобранной православной кафедры в Перемышле.


Старая Соль была важным центром взвешивания соли из королевских соляных шахт. Шахты закрыли аж в 1853 гг. - После того, как практически исчерпали все местные запасы естественной соли. В 1880 проводились геологические исследования с целью найти новые месторождения соли. Безуспешно ...



Где город - там торговля (и не только солью), где торговля - там ... Первые иудеи - согласно документам - появились в Старой Соли в 1615. В XVIII в. сыновей Израиля было уже столько, что они образовали в Старой Соли самостоятельную гмину (что-то вроде сельсовета). Известно, что в 1765 г.. Здесь проживало 229 евреев. Еще в начале XVIII в. появилась и синагога (не дожила до наших дней).


Латинский приход известен в поселении с XV в. Известны даже имена тогдашних настоятелей: в 1494-1495 гг. им был священник Зигмунт, в 1497 г.. - его преемники Павел и Мартин, а в 1498-1511 гг. - отец Ян Капустка.
Известно, что при костеле в Старой Соли действовали братства убогих (упомянутое в 1502), Святой Анны (основано львовским архиепископом Яном Дмитрием Соликовского в 1598), литературное (упомянутое в 1646), а также Святой Троицы (создано в 1735). Источники в 1533 упоминают также деятельность приходской школы.



Костел св. Михаила в Старой Соли
А Михайловский костел (ул. И.Франко, если что, это при трассе) в первый визит в Старую Соль поражает! Скульптуры четырех апостолов верхом на контрфорсах держат оборону вокруг алтарной части, аист на разрушенном фасаде (в апреле 2009 года аистов было сразу четверо), икона над главным входом (по стилю очень похоже на работу известной художницы из диаспоры Галины Мазепы), чрезвычайная деревянная колокольня, так похожа на традиционные для Карпат колокольни православных, деревянных же храмов, но отнюдь не каменных средневековых костелов ... Супер!





Вернемся к истории святыни.
В 1613 эту древнейшую часть, каменную часовню св. Анны, перестраивают на средства Ежи Мнища (Mniszch). Были выстроены новые своды и выполнены росписи (? "Декорации штукатурськи»).
Том "Львовской архиепархии латинского обряда" сообщает следующее: в 1613 году во время ремонта часовни была найдена надпись на латыни: "Анна, родительница Девы ... взглянуть на то, как потомок Болеслава строит эту святыню и покорно просит держать его под своей опекой года божьего 1365 ". Это подтверждает версию, что часовню св. Анны возвел король Казимир Великий.



В 1648 году храм сожгли казаки Богдана Хмельницкого. В 1652 Матеуш Писаревич завещает 100 флоринов на строительство новой каменной святыни. Этих средств было безусловно мало, помог сбором денег руководитель самбирской экономии Богуслав Лещинский. Храм закончили строить в 1660 году.



Протокол визитации храма епископом Криштофом Яном Шембеком в 1721 году вспоминает семь алтарей в старосилськом храме. В документе также описана деревянная колокольня у костела - вероятно та, что существует и сегодня. В 1720 году она была перекрыта новым гонтом.



24 августа 1743 года храм под титулом Архангела Михаила и св. Станислава освятил епископ Вацлав Сераковский, посвящая его архангелу Михаилу и св. Станиславу. С такой оказии было инвентаризировано все костельной имущество - ценный исторический документ.



Весь ноябрь 1914 года Старая Соль была сплошным полем боя. После месячной битвы от костела остались только руины. Нижняя часть стены и алтарь рухнули в мавзолей (? Думаю, так названы крипты), раздавив тамошние захоронения. В нави был поврежден большой кусок стены пушечным выстрелом. После войны костел кое-как залатали. В храме происходили службы, но до капитального ремонта все никак не доходило.



Удивление возрастом костела было не зря: вид сооружения указывал на значительно более поздние перестройки, и именно так и было: последняя большая реконструкция храма состоялась в начале ХХ века. Инициировал ее многолетний настоятель (с 1905г.) Старосильского храма Адальберт (по другим данным - Хенрик) Овоц. Без поддержки приходского комитета ничего бы не было, это тоже надо отметить.
Проект возрождения выполнил Бронислав Виктор, давно знакомый большой любовью к каменным завитушечкам - вот как в Оброшино, например. Проект был готов в 1923 году. Костел в Старой Соли по нему становился (и таки стал) эффектным сооружением в так называемом "родном стиле", популярном направлении тогдашней краковской архитектурной школы. Вдохновение эта школа искала преимущественно среди барочных провинциальных костелов. Виктор щедро рассыпал храмом резных деталей, которые смягчили образ старой постройки.


С 1922 по 1930 годы шли ремонтные работы. В 1923 году была написана призывная речь к землякам в Америке - с воплем о финансовой помощи (Западная Украина тоже изрядно наемигрантилась на рубеже ХIХ и ХХ веков). Главное в том ремонте для нас, людей XXI века, это то, что менее ста лет назад к историческим памятникам народ все еще относился по-дикарские, не так их реставрируя, как модернизируя и приукрашивая. Сам Б.Виктор считал свой труд "творческой реставрацией" - оксюморон по современным меркам. Идеи такого подхода к реставрации пропагандировал Адольф Шишко-Богуш, у которого Бронислав Виктор учился в Львовском политехе. Похожие на старосилський проекты храмов можно найти в работе Шишко-Богуша "Проект костела в Королевстве Польском", опубликованной в 1910 году.
Возможно, именно поэтому в 1924 г.. Работы в костеле были остановлены - консерваторское (читай - реставрационное) правительство во Львове не дало средств на Старую Соль.
eще несколько фотографий



Но старосельцы так просто не сдались: ради средств на ремонт они продали часть полей, которые принадлежали к приходу.
В 1926 уже был готов свод пресбитериума.



По проекту архитектора Б. Виктора в 1926-1927 гг. изменен вид главного фасада (надстроен щит над входом), построены новые притворы и круглая часовня под куполом у южного фасада, установлена новая сигнатурка . Тогда же появился мозаичный образ Богоматери.
Скульптуры четырех евангелистов, которые установили на контрфорсы, были изготовлены в 1928 году. В 1929 неф был скреплен железобетоном, появилась новая крыша с красивейшей высокой сигнатуркой. Жаль, что она не сохранилась.
По состоянию на 1930 год ремонт был закончен. Его признали успешным, голову приходского комитета Х.Кременецького в 1930 г.. даже наградили медалью из Ватикана "Pro Ecclesia et Pontifice".
внутри костела




Как бы не старались старосельцы, но дальше был СССР. Храм действовал достаточно долго, но в 1962 г. его закрыли и устроили склад минеральных удобрений. А затем в огне пожара в 1970-х гг. погибла крыша сооружения, завалившись внутрь. Как будто этого было мало, началось быстрое разрушение стен, которые набрали во время тушения пламени слишком много воды: пожар пытались обуздать с помощью так называемой "ропьянои воды" (такой, с которой вываривают соль). И хотя стены костела выглядит крепкими, на самом деле стены настолько разрушенны солью и эрозией, что спасет костел только срочная реставрация. По состоянию на апрель-2009 кое-какие консервационные работы велись только на главном входе в святилище.




Пожар полностью уничтожил алтари и другие вещи, которые как-то доживали в пресбитериуме. Два других алтаря, переживших огонь, в ужасном состоянии. Спасенный алтарь Успения Богоматери сейчас установлен в греко-католической кафедре Перемышля. Что за ирония судьбы: алтарь же из костела, чьи фундаменты - из камня православной перемышльской кафедры ... Спасено также алтарь св. анны, который в 1970-х гг. увезен в музей в Олесском замке.
В костеле было найдено деревянную скульптуру (вероятно, св. Ян Непомуцен) XVIII в.
старые фотографии

Старосільський костел у 1965 р.

Фото до 1939 р.

Фото до 1926 р. Ніяких апостолів.

Один з вівтарів костелу. 1992 р.

Проект Б.Віктора, 1923 р.

план

В начале 1990-х годов местная католическая община начала ходатайствовать о возвращении храма верующим, а с 1992 года - вести службы в закристье, наименее уничтоженной части костела.












В 1995 году львовский архиепископ Марьян Яворский торжественно освятил бывший приходской дом в качестве часовни св. Варвары.
Храм построен из кирпича, имеет он один неф, в плане сооружение прямоугольное с полукруглой апсидой, что усиливается контрфорсами. К северному фасаду присоединена квадратная в плане часовня (именно та, что сведена Казимиром Великим), двухъярусные фасады которые оформлены плоскими арочными нишами и консольным фризом. Часовня имеет сложные сомкнуты перекрытия с распалубками. Плоскости подпружных арок декорированы кессонами и лепными розетками. Кстати, ключи от костела - у ксенза из Ветхого Самбора, и больше ни у кого. Поэтому большое счастье попасть внутрь.
и на последок

источники
http://www.castles.com.ua/sil.html
http://www.genealogia.okiem.pl/foto2/displayimage.php?pid=24226
http://www.kresy.pl/
за большими картинками-переростоками, как всегда ко мне - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/195799.html
ну как то так =))