koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Categories:

Урок композиции от Растррели №2

Сегодня я бы хотел рассказать об одной из композиционных идей фасада Смольного  собора в Петербурге.

Смольный собор. Архитектор Растрели.


Фасад собора хорошо знаком. И его композиция тоже.  Дурная машина интернет на запрос буднично выдает Композиция Смольного собора пронизана вертикальной динамикой.  То есть общее движение архитектурных масс направленно вверх.  Любопытно что все существующие фотографии собора разных лет во все не противоречат этому выводу.  У собора действительно парящий над землей вид.  Как создается такой эффект в камне?  Не ищите в тектсте ниже однозначный ответ. Собор исследован с разных точек зрения и моя лишь одна грань гения Расстрели. Однако как каждая из этих граней она имеет место быть.

Отмему так же что как всегда я рассматриваю собор с позиции фронтальной композиции. То есть действую так как буд-то перед нами уплощенная картинка.

Два яруса фасада Смольного Собора.

Фасад собора можно поделить на два яруса. Нижний формирует тело собора (подскажите правильный термин).  Верхний образует удлиненный двухэтажный барабан купола.  Удлиненность пропорций барабана кстати так же дает вертикальную динамику. С боков объем барабана охватывают две колокольни. Их  крыши вполне традиционно находятся ниже уровня купола барабана. Однако первоначальное впечатление говорит о другом.  Почему?  Потому что вы смотрите не на уровни кровли но на окна башен и барабана.  Разберем этот момент подробнее.

Горизонтальные уровни раскрепованных карнизов и основания колон верхнего яруса Смольного собора.

Если мы будем строить воображаемые горизонтальные уровни ориентируясь на раскрепованные карнизы и основания колонн то получим вполне традиционное строение фасада. Где боковые башни подчинены главному барабану.

Горизонтальные уровни построенные по основаниям и верхам оконных проемов боковых башен.

Однако если мы построим горизонтальные уровни по основаниям и верхам оконных проемов оконных башен то результат будет отличаться. Первый ярус окон башен устроен вполне традиционно  и совпадает по уровням с окном барабана.  Второй ярус  окон находится выше уровня окна барабана.  Размер оконных проемов боковых башен разумеется не продиктован Растрелли инжинерной необходимостью. Очевиден простой вывод. Расположением окон Растрелли создает определенное движение на фасаде. Изобразим его.

                                                                                    Мотив расширения вверх на фасаде Смольного собора.
Мотив не пропорционального расширения архитектурных масс вверх  вверх один из распространненых сюжетов барокко.  Ему к примеру подчиняются луковицы барабана Смольного монастыря.  Другим примером может быть форма барабана купола у колокольни Николы Морского Савы Чевакинского.

Колокольня Николы Морского. Санкт-Петербург


Плавное течение вверх в кровлю и в стороны кронштейнов кружающими барабан  колокольни так же создает эффект противоестественного расширения вверх.

Но вернемся к фасаду Смольного собора. Мои скромные знания архитектуры барокко не позволяют мне сказать заимствовал ли сюжет с окнами Растрелли или изобрел самостоятельно. Важно другое. Насколько уверенно он это делает. Всю уверенность и даже дерзость  мастера помогает оценить композиционное строение тела собора.




Здесь Растрелли использует схожий прием.   Раскрепованные карнизы формируют привычную глазу структуру.  Размеры оконных проемов наклонно движутся вверх. Однако вектор движения окон нижней части противоположен и направлен к центру. Интересно что перепад в уровне оконных проемов не велик. Но тем не менее ясно воспринимается в общей композиции фасада собора.
Теперь соберем верхнею и нижнею часть и получим лед и пламень, борьбу противоположностей или попросту полет огромной каменной махины под управлением гения Расстрели.

Итак сначала вверх и в центр потом вверх и от центра. Перед нами косой крест один из любимых композиционных сюжетов искусства барокко.



Таким образом сегодня я  немного опроверг себя. В первом уроки композиции от Растрелли http://koloma9.livejournal.com/44473.html я заявлял о не тектоничности архитектуры барокко. А со Смольным собором у меня так не вышло. Массы нарастают вполне по законам земной логики. Хотя в порывистости и векторе

общего движения все-таки виден дух эпохи. Но с тектоникой мы не закончили. В одном из следующих уроков от Растрелли  на примере фасада Смольного  собора расскажу может ли архитектор "рисовать"  тектонику фасада.  Но вы наверно это уже и сами это заметили?
Пы.Сы. Я не архитектор и буду благодарен любому архитектору если он укажет на неточности моего языка!

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments