m_a_d_m_a_x (m_a_d_m_a_x) wrote in arch_heritage,
m_a_d_m_a_x
m_a_d_m_a_x
arch_heritage

Categories:

Наследие. Торунь. Церковь Введения Пресвятой Богородицы.

Оригинал взят у m_a_d_m_a_x в Наследие. Торунь. Церковь Введения Пресвятой Богородицы.



Архитектурным памятником села Торунь Межгорского района является деревянная Свято-Введенская церковь, строительство которой датируется 1 809 годом. Деревянная сакральная архитектура является гордостью села и государства в целом.




у церкви традиционный погост из некоторого количества могил


Географическое положение Закарпатья заметно повлияло на развитие деревянной архитектуры своеобразном стилевым разнообразием, что характерно выделяется не только на общеукраинском, но и центрально европейском фонах.





По рассказам старожилов Свято-Введенская церковь была построена мастерами которые строили церковь Святого Николая в Прислопе 1797 года. По рассказам церковь в Торуне была построена в 1798 году. Такой датировки придерживаются и жители села.



пойдем во внутрь


Место для постройки церкви было выбрано не случайно. Существует легенда, что еще раньше церковь находилась на горе Прычил. Во время сильного ветра турна (самая верхняя часть крыши) была брошена на то место, где размещена Свято-Введенская церковь. Вот поэтому именно в центре села она радует глаз гостей, туристов, приезжих и жителей села.





Среди сельчан были целые семьи мастеров по строительству храмов. Технические знания по строительству переходили от отца к сыну. Благодаря этому и сегодня живет традиция строительства из дерева.





Лес для строительства храма вырубили на месте, где сейчас находится школа, детский сад, дом учителя. 300 лет назад там был дремучий лес. Строительство деревянной церкви проходило в условиях иностранного австро-венгерского гнета. Но старинный храм в селе это памятник неповторимой народной архитектуры.





Мастера возводя этот шедевр сохранили свой быт и культуру а также свою самобытность. Свято-Введенская церковь построена в стиле барокко. Но творчески переработаны мастерами иностранные приемы породили новые, своеобразные черты национальной архитектуры. В этом и заключается уникальность памятника. Простота композиций, отсутствие внешних украшений придают церкви строгость. Силуэт храма особенно хорош на фоне неба, окружающих гор и зелени.





Уникален памятник архитектуры еще и тем, что он проникнут духом народности, общностью с культурой всей Украине. Вообще в Межгорье насчитывается 13 церквей, которые находятся под охраной государства. Сохранить их, продлить им возраст для потомков - святой долг нынешнего поколения. Для этого нужна финансовая поддержка государства, совершенствование правовой базы охраны историко-культурного наследия.





План строительства церкви в селе Торунь был таков. Это сочетание трех срубов- главного, центрального четверика для молящихся, алтарной прирубы и небольшой прямоугольной прирубы для притвора. Здание состоит из наземно возложенных друг на друга бревен, образуя так называемые венцы. Оно возведена мастерами без единого гвоздя. В середине сруб не прикрыт ничем, а потолок был изогнутым по окружности квадратного свода. О том, что храм строила православная община, говорят иконы тех время, которые сохранились до сих пор.
Колокольня находится отдельно от церкви. В период независимой Украины у церкви возведена часовня.





Покрытие храма это не просто четырехгранный шатер с куполом. На самом деле крыша церкви является пятиярусной, где три яруса четырехгранные, а другие два-восьмигранные. И завершается покрытие восьмигранной баней.





В середине церковь расписывалась художниками. В росписях церкви придерживались сложившейся схемы расположения канонических сюжетов. Они занимали центральную, северную и южную стены, а также размещались на алтаре. Наиболее известными иконами являются Страсти Христовы, Страшный суд.





С особым уважением исполнены иконы Богоматери. Они излучают обаяние, теплоту, земную материнскую нежность. В храме также есть иконы Святого Николая, Архангела Михаила и другие.





Народные мастера использовали для предания пышности резьбу: красиво украшенные входные двери, округлой формы вверху, вырезанные Царские ворота в алтарь, две небольшие колонны, которые отделяют центральную часть храма от притвора.





Деревянная, трехсрубная, трехмастная. Срублена из еловых брусьев, угловые соединения выполнены врубками в простой замок с односторонним вырезом и и в лапу. Прямоугольный сруб нефа шире одинаковых по ширине остальных срубов. Двускатная высокая кровля нефа и бабинца перекрывает коробовый свод нефа и плоское перекрытие над 6абинцем. В восточном срубе самостоятельная кровля ниже, также стремительная. Первоначально церковь была покрыта дранью и лемехом, окрашенным в красный цвет. Стены над опасением покрыты гонтом. Подкрышье, окружающее церковь со всех сторон, переходит на западном фасаде в двухъярусное крыльцо, срубленное одновременно с бабинцем. Открытое крыльцо оформлено аркадой на резных столбиках. Карниз и наличники украшены резным орнаментом. Венцы срубов, на которые опирается подкрышье, вырезаны в виде «качуров». Над бабинцем возвышается башня с барочным завершением, покрытым оцинкованным железом. В интерьере памятника привлекает внимание проем между бабинцем и нефом, декорированный резьбой.





Колокольня деревянная, прямоугольная в плане, двухъярусная, с восьмигранным шатровым перекрытием. Срублена из сосновых полу бревен, врубки в простой замок с двухсторонним вырезом. Покрыта дранью. Кронштейны, на которые опирается подкрышье, вырезаны в форме «качуров», а карниз украшен «веревкой». Во втором ярусе колокольни вырезаны арочные проемы. В нижнем ярусе колокольни сохранилось двое ворот.





В советский период церковь была закрыта и сохранялась как архитектурный памятник. Молебен здесь происходил только на Пасху. Но церковная двадцатка поддерживала в надлежащем состоянии храм. Когда Украина стала независимой, здесь возобновилась церковную жизнь. Местный художник Форос Ф.П. разрисовал ее южную и северную стены и потолок.



Снимок , вероятно, опубликованный около 1920 г. Большая часть этого гористого края до Первой мировой войны принадлежала Австро-Венгрии, а в 1919 г. он вошел в состав нового Чехословацкого государства. Сегодня самая крупная часть Подкарпатской Руси образует Закарпатскую область западной Украины, а меньшие части принадлежат Словакии и Польше. На данном снимке изображено село Торунь в Межгорском районе восточной Подкарпатской Руси. Дома и церкви имеют круто скатные крыши с навесами для защиты стен от зимней непогоды в горах.


Здесь изображена колокольня церкви Пресвятой Богородицы в Торуни, построенная в 1809 году


И на последок




фото 1920-х






джерелр/источник -
http://ua.vlasenko.net/_pgs/pgs-html/pgs2-192.html
http://rest4u.com.ua/reviews/derevyana-svyatovvedenska-cerkva-v-s-torun.html
http://www.wdl.org/ru/item/10052/


за большими картинками-переростками, как всегда ко мне - http://m-a-d-m-a-x.livejournal.com/200873.html


ну как то так =))

Tags: Закарпатская область, Украина, деревянная архитектура, деревянные храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments