Это старейшее цветное фото Калининграда (и Кёнигсберга), сделанное с воздуха и старейший известный аэроснимок Калининграда вообще.
По датировке удалось выяснить, что немецкое неоготическое здание Центрального телеграфа рядом с Замком было снесено где-то к концу 1963 года или в самом начале 1964-го. Что касается нижней границы датировки, то едва ли это ранее 1960 года. Надеюсь, что когда-нибудь удастся узнать точный год съёмки.
Состояние исторического центра города на снимке представляет собой не столько результат военных разрушений, сколько итог 15 лет работы гигантскогой "каменоломни", разбора выжженых и полуразрушенных зданий на кирпич. В 1946 году исторический центр выглядел совершенно иначе.
Обратите внимание, как долго советские власти сохраняли руины немецких храмов, которые могли бы разобрать на кирпич ещё в начале 1950-х, вместе со всей окружающей застройкой. В 1960 г. католическая кирха (верхний правый угол) даже получила статус республиканского памятника архитектуры. Но в итоге снесли всё. Культурное лобби проиграло прагматичному подходу партийно-хозяйственных властей, которые хотели видеть новые, современные благоустроенные улицы безо всяких "идеологически чуждых руин". И фактор послевоенного отвращения к "неметчине" тут играл минимальную роль. Точно также при Хрущеве уничтожались чудом пережившие войну храмы Вязьмы, Ржева, Орла, Боровска, Витебска, Полоцка и многих других советских городов. Точно также разобрали на кирпич остатки исторических центров Сталинграда, Белгорода, Нарвы, чтобы построить на их месте совершенно новые города. Да и самой Германии так нередко поступали в послевоенные годы. То, что судьба исторического центра Кёнигсберга оказалась особенно печальной, было просто следствием максимального стечения неблагоприятных факторов, а не какой-то особой целенаправленной политики "архитектурного геноцида", направленной на стирание памяти о прежних хозяевах города. Иначе бы советские власти не занимались на протяжении десятилетий сохранением, консервацией и реставрацией десятков объектов немецкого культурного наследия. Из всего, что было уничтожено в городе в послевоенные годы, пожалуй, только Замок пал жертвой идеологической (антигерманской) ненависти, да и то это было скорее актом самодурства местных партийных князьков, а не проявлением общегосударственной позиции (Министерство культуры РСФСР пыталось защитить Замок от сноса до последней минуты).

ВЫСОКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
По датировке удалось выяснить, что немецкое неоготическое здание Центрального телеграфа рядом с Замком было снесено где-то к концу 1963 года или в самом начале 1964-го. Что касается нижней границы датировки, то едва ли это ранее 1960 года. Надеюсь, что когда-нибудь удастся узнать точный год съёмки.
Состояние исторического центра города на снимке представляет собой не столько результат военных разрушений, сколько итог 15 лет работы гигантскогой "каменоломни", разбора выжженых и полуразрушенных зданий на кирпич. В 1946 году исторический центр выглядел совершенно иначе.
Обратите внимание, как долго советские власти сохраняли руины немецких храмов, которые могли бы разобрать на кирпич ещё в начале 1950-х, вместе со всей окружающей застройкой. В 1960 г. католическая кирха (верхний правый угол) даже получила статус республиканского памятника архитектуры. Но в итоге снесли всё. Культурное лобби проиграло прагматичному подходу партийно-хозяйственных властей, которые хотели видеть новые, современные благоустроенные улицы безо всяких "идеологически чуждых руин". И фактор послевоенного отвращения к "неметчине" тут играл минимальную роль. Точно также при Хрущеве уничтожались чудом пережившие войну храмы Вязьмы, Ржева, Орла, Боровска, Витебска, Полоцка и многих других советских городов. Точно также разобрали на кирпич остатки исторических центров Сталинграда, Белгорода, Нарвы, чтобы построить на их месте совершенно новые города. Да и самой Германии так нередко поступали в послевоенные годы. То, что судьба исторического центра Кёнигсберга оказалась особенно печальной, было просто следствием максимального стечения неблагоприятных факторов, а не какой-то особой целенаправленной политики "архитектурного геноцида", направленной на стирание памяти о прежних хозяевах города. Иначе бы советские власти не занимались на протяжении десятилетий сохранением, консервацией и реставрацией десятков объектов немецкого культурного наследия. Из всего, что было уничтожено в городе в послевоенные годы, пожалуй, только Замок пал жертвой идеологической (антигерманской) ненависти, да и то это было скорее актом самодурства местных партийных князьков, а не проявлением общегосударственной позиции (Министерство культуры РСФСР пыталось защитить Замок от сноса до последней минуты).

ВЫСОКОЕ РАЗРЕШЕНИЕ
Comments