koloma9 (koloma9) wrote in arch_heritage,
koloma9
koloma9
arch_heritage

Category:
Первоначально я хотел написать о строении одного фасада. Но немного отвлекся.........

Знаете как получить настоящий английский газон. Рецепт прост регулярно стричь траву и поливать, стричь и поливать, - и через 300 лет вы получите идеальный газон…".
В старой шутке содержится рецепт изготовления породистого готического собора. Стройте башню 500 лет и никогда ее не достройте.  При этом постоянно ссылайтесь на недостаток средств.
В интернете не мало кровожадных и категоричных фраз под фотографиями куцых башен. Строительство остановлено навечно.  или В 1521 году  новая церковь Богоматери была готова. Возведение южной башни достигло только третьего яруса.






Собор Антверпенской Богоматери  Художник Йоганн Доменикус, рисунок 1820
Разумеется причины возникновения множества кособоких но грандиозных построек в центре европы не всегда указывали на недостаток денег. Так к примеру, я не нашел логического объянения асимметрии Амьенского собора. Однако факт остается фактом к девятнадцотому веку европейцы были вполне приучены к странному виду готических построек.



Поэтому множество церковных построек за 1875 год в Англии имели одну асимметричную башню.  К примеру:
  Экскиз  баптиской церкви в Глазко.   Архитектор: George Baines. Журнал Архитектор 1875



  • Конгрегациональная церковь в Блекборне. Архитектор  J. Tabbing & Son.  Журнал Архитектор 1875

Как минимум две церкви были спроектированы с первоначально недостроенными башнями.  Как на примерах ниже.
Церковь английских мученников. Тауэр холм Лондон.  Дизайн фасада Edward Welby Pugin   Журнал The Building News.

Две интересные подробности про вышепредставленный фасад. Он был спроектирован архитектором который скончался в 1875 году. Перед нам последняя работа мастера. Второй особенностью является то что "обезбашенная" церковь должна была стоять на башенном холме в Лондоне.


Церковь Святого Михаила. Построенна между 1870-1875 годами. Архитекторы
O’Neill & Byrne


Подборка фотографий которой я пользовался по ссылке ниже http://archiseek.com/page/4/?s=church+1875


Наличие большого количества асимметричных церковных построек заставило меня вспомнить широко известный петербургский памятник Ковенский костел.

Костел лурдской божией матери  Ковенский переулок 7
Санкт-Петербург. Архитекторы Л.Н Бенуа  и М.М Перетяткович. 1903-1907


В  основе его фасада без труда узнается все тот же сюжет не равных башен. Очевидно, развитие этого сюжета идет по правилам другой эпохи.
Асимметрия Антверпенского собора следствие отсутствия средств на строительство. Асимметрия английских церквей строится на романтической идее повторения прожитого опыта. Башен нет но их место на фасаде легко угадывается и может быть в любой момент восполнено. Перед нами  реальность основной характеритикой которой все еще остается подлинность происходящего.  Зритель без труда узнает причину "неправильности" постройки но так же видит возможность исправления допущенных при строительстве "ошибок".

Реальность модерна ирациональна и не дает логического выхода фантазии зрителя. Главная башня без труда угадывается справа от главного входа. Сомнения в ее подлинности у зрителя не возникает однако где же пара?  Форма щипца над главном входе не оставляет сомнений в том что слева башни быть не может.  Основание второй башни больше угадывается в объеме справа  от главной башни. Как оно формируется? Проследим развитие сюжета не завершенной башни на приведенных мною выше примерах.
Многочислнные пинакли антверпенского собора безусловно  продолжают нести инженерный смысл укрытия конструкций под ними. Однако безнадежно портят и так неприглядный вид правой башни. Создается впечателение чего-то не аккуратно отрубленного. Не завершенного.

Одинокая подобная  пинаклю башенка  баптийской церкви  из Англии  лишь декор. Ее наличие необходимо для упомянутой уверенности зрителя в возможность исправления не завершенного. На  фасаде под башенкой так же сохранены два контрафорса создающие элемент симметрии с настоящей башней.

 Сюжет "воскрешения" башни  виден  и  на фасаде церкви Святого Михаила.


Здесь два мощных контрафорса с  пинаклями как буд-то очерчивают  не видимый объем необходимый для симметрии постройки.   Вместе с тем они создают диагональное движение нарастающее к башне существующей. Этому так же способствует круглое окно с розовидной расстекловкой размещенной между ними и кореспондирующее с круглым окном щипца центрального объема. Композиция церкви Святого Михаила безусловно не только наиболее искуственна из представленных английских церквей но и наиболее эфектна.

Сравнение хорошо осязаемых башенок английской и настоящей готики с модерном хорошо показывает сколь мало надо зрителю для фантазии.  В полукруглой балке ограничивающей фасад  ковенского костела  справа  с едва проработанным и плохо отделенным от нее пинаклем все еще угадывается готическое стремление вверх.

Здесь видна любимая модерном шарада.  Вы можете сделать цепочку очевидных  умозаключений однако решающий вывод будет отрицать всю проделанную вами работу. Место для второй башни на фасаде Ковенского костела безусловно существует и подчеркнуто декором. Однако где вы видели две стоящие подряд башни?

Рассмотрим левую часть фасада. Я уже указывал что форма щипца противоречит размещению здесь башни. Однако оставлять одно из крыльев здания  свободным архитектор так же не мог.  Возникает возможность еще одной башни
Для решение левого угла здания архитектор выбрал еще один сюжет любимый модерном.  Абсурдное сочетание архитектурных элементов.  Вертикальной балке фланкирующей  фасад слева придан вид гиганской колонны.  Кстати кто бы подсказал прототип этой капители?
.

Капитель колонны одновременно служит основанием эркера фонарика. Это древнейшая форма эркера многими авторами расценивается как прообраз все остальных эркеров. Она возникла в крепостном строительстве Ренессанса. Принадлежность капители как колонне так и эркеру -  любимый мотив модерна двойственность.  В целом же сочетание этих двух элементов лишено логики. И при попытке прочтения ставит зрителя в тупик.  Наличие капители важный момент. Зритель никогда не заподозрит в колонне праобраз башни.

Вид на костел слева позволяет понять что щипец, эркер, колонна  и окно рядом с ним лишь декорация необходимая для создания художественного образа фасада.
Пару слов о расположении окон на фасаде.
0_865ba_a4f975c5_XL.jpg

Одинаково оформленные наличники создают своеобразные связи между  хаотично расположенными окнами. Эти связи служат для формирования единого облика здания.
В своих рассуждения выше я отталкивался от мысли о том, что у готической церкви должно быть две башни.  В этом нас так же убеждает наличие справа композиции балка с пинаклем. При двухбашенной структуре фасада центром является главный вход.
Однако окна на фасаде расположенны, так что композиционным центром является башня. Еще один  эффект модерна позволяющий читать каждый фасад двояко.
Отдельно хотелось бы остановиться на строении самого большого зарешеченного окна над главным входом.  Искусственно суженный кирпичной кладкой фасад достигает хорошего эффекта неприступности.
Готика и неприступность спросите вы?
Внимательный читатель уже давно понял эту странность. Я сравниваю неороманский костел (крепостная облицовка, форма наличников) с готическими постройками. В чем логика?.
Сюжет фасада заимствован из готики и обработан в духе модерна.  Перед нами не неороманский костел но сотканное из многих противоречий    увлекательное повествование про башню лишенную своей подруги.
Архитектура это красота идей, а не крепостная облицовка фасада и тем более не форма наличников!


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments