starcom68 (starcom68) wrote in arch_heritage,
starcom68
starcom68
arch_heritage

Categories:

Деревянная церковь Успения Пересвятой Богородицы в селе Селиярово

Оригинал взят у starcom68 в Деревянная церковь Успения Пересвятой Богородицы в селе Селиярово
Деревянная церковь в с. Селиярово — характерный пример деревянного зодчества XIX., один из не многих сохранившихся образцов на территории бывшей Тобольской губернии.

Русское село Селиярово, предположительно, возникло в XVII в., рядом с Селияровскими юртами, в которых проживали ханты. За всю историю существования село несколько раз меняло свое месторасположение по причине разрушения берега. Среди жителей бытует легенда о том, что место, где сейчас находится поселок, было куплено местным купцом Рязанцевым у хантов. В конце XIX в., по принятому административному делению хантыйских и русских поселений, село Селиярово входило в Самаровскую волость.
Источники сообщают: деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы основана в 1873г. при помощи пожертвований от прихожан и пособий казны. Однако по другим данным, уже в начале XIX в., в селе была и активно действовала деревянная церковь (скорее всего на месте старого Селиярова на берегу Оби). Не исключено, что новый храм возведен на месте старого ветхого здания.


С 1887г. при церкви в собственном помещении действовала одноклассная приходская школа. Возможно, одним из инициаторов постройки новой церкви, а также главным «жертвователем» средств был местный купец Рязанцев. Богатый предприниматель имел в Селиярово свой дом (здание сохранилось), торговал продуктами, завозил различные товары, скупал рыбу. Известно, что первый пароход, прошедший в 1860 г. от Тобольска через Самарово в Березово, принадлежал купцу Рязанцеву.


По традиции церковь основали в центре села, на открытой площади, благодаря чему она господствовала над окружением, привлекая внимание силуэтом куполов, которые заметны были на несколько километров. К настоящему времени сохранились (с некоторыми изменениями) только нижние объемы церкви. Но, не смотря на утраты венчающих элементов и поздние переделки, здание сохраняет внушительный монументальный характер, а его уцелевший объем несет в себе следы первоначального архитектурного образа. Источник
Здание церкви, обшитое по горизонтали тесом, установлено на кирпичном фундаменте. В композиционно-архитектурном плане церковь Успения Пресвятой Богородицы имела традиционную трехчастную композицию и представляла собой одноглавый кубический храм с пятигранным алтарным прирубом у восточной стены храма, пониженной прямоугольной трапезной и колокольней с западной стороны храма. Сооружение главки на стройном барабане, венчавшей крестообразную скатную крышу — само по себе было достаточным архитектурным и смысловым акцентом, способным выделить храм. Но в объемно-пространственной композиции здания явно доминировала колокольня с шатровым завершением, построенная по типу «восьмерик на четверике», придавая церкви заметный вертикальный акцент.

Храм до реставрации

В наружном убранстве церкви ощутимы классицистические черты. Об этом свидетельствуют прямоугольные формы оконных проемов с треугольными карнизами-сандриками, пилястры, подчеркивающие углы здания, венчающие храм треугольные фронтоны. Заметной деталью южного и северного фасадов храма, а также притвора являются круглые окна. Выполняя функциональную роль, они одновременно несут и эстетическую функцию, оживляя сдержанный фасад.
Вместе с тем, в облике памятника можно уловить связь с русскими национальными истоками деревянного зодчества, об этом свидетельствовало шатровое завершение колокольни. Формы наличников, ориентированные на подражание каменным зданиям, смягчает резная отделка в виде накладных ромбов и розеток, желобков и кисточек. Их орнаментика, скорее всего, имеет своим источником народные мотивы и традиционна для народного искусства. Также традиционна и фигурная обработка опорных столбов крыльца.
Несмотря на определенную степень утрат, здание церкви сохранило свое главенствующее значение в системе застройки села.
Источник

Согласно архивным документам, церковь была крыта железом, окрашена зеленой краской, обнесена деревянной решетчатой «ветхой» оградой. Крестов на церкви три железные золоченые, в стенах церкви десять окон с двумя при них рамами крашеные, среди церкви в вышине на стенках по одному круглому окну — 2 штуки с таковыми же при них рамами, в каждом окне вставлены железные решетки, на окнах кроме круглых имеются створчатые ставни на железных крючьях крашеные, у церкви две двери простой работы крашеные — одна из них папертная, двери на железных петлях с висячими при них замками, внутри церкви две печи – контрамарки, пол в церкви деревянный устроенный с амвоном, в связи с церковью колокольня деревянная из соснового леса, дверь на колокольню на железных крючьях простой работы, в колокольне одно окно с двумя рамами и железной решеткой. Одна дверь в сторожку окрашена, в сторожке одно окно с двумя рамами и железной решеткой, стены церкви снаружи обшиты тесом, при церкви крыльцо с перилами устроенное на колоннах крашеное.
Строгий и сдержанный характер архитектуры Успенской церкви не умаляет ее ценностных качеств. В основе этого характера — наиболее рациональные композиционные, конструктивные и декоративные приемы, соответствующие требованиям времени и главное – вызванные к жизни длительной адаптацией деревянной архитектуры к суровым природным условиям.

Источник

В 1924 году церковь была закрыта. В храме были сельсовет, клуб. Последние 20 лет здание церкви с усеченной главой стояло без окон и дверей...
Именно такой я ее застал в 1995 году. К сожалению, фотографий того времени у меня под рукой нет, а найти их за последний год не получилось. Найду - доложу.
Видя абсолютно новое здание у меня закрался закономерный вопрос, - на сколько удалось сохранить при реконструкции первоначальные конструкции здания? В Селиярово мне сказали, что основной сруб, а на 1995 год он был еще в приличном состоянии, был сохранен.


В 2002 году был создан благотворительный фонд «Возрождение», председателем попечительского совета которого стал председатель Думы Ханты-Мансийского автономного округа Василий Сондыков, уроженец села Селиярово. Этот благотворительный фонд финансировал реконструкцию Успенской церкви.
Суть реконструкции заключалась в том, что на месте старой деревянной церкви должна была быть возведена кирпичная церковь с частичным сохранением прежних фрагментов в виде музейной композиции на церковном дворе. Строители приступили к разбору старого здания в декабре 2002 года, а уже осенью 2003 года над вновь возведенным кирпичным зданием храма были подняты купола, увенчанные крестами, освящены колокола.
Источник

Этот текст несколько противоречит тому, что я увидел. При ближайшем осмотре дверного проема, еще не до конца зашитого сайдингом, мной были замечены остатки старого деревянного сруба.


Вот тут хорошо видно сочетание старого и новго дерева и плетеный коврик в качестве утеплителя над железной дверью


Уже когда написал пост нашел фото процессса реставрации. Источник Откуда появилась информация об использовании кирпича в процессе реставрации и разборе здания мне не понятно. Здесь четко видно как были заложены поздние оконные проемы и сохранен основной объем здания.


Внутренние интерьеры храма


Честно скажу, я порадовался, что в Селиярово удалось не только сохранить, но и с любовью отреставрировать церковь, за которую я переживал все эти годы.
Tags: храмы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments